г. Краснодар |
|
22 января 2020 г. |
Дело N А53-15174/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Посаженникова М.В., рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Киргизская" (ИНН 6166071568, ОГРН 1096193003378) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.07.2019 (судья Паутова Л.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 (судья Ильина М.В.) по делу N А53-15174/2019, установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Киргизская" (далее - товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 23.04.2019 N 718 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 40 000 рублей штрафа.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 19.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.09.2019, в удовлетворении заявленных товариществом требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель осуществляет управление газифицированным многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Киргизская 29/31 (далее - многоквартирный дом).
Инспекцией 01.03.2019 в отношении товарищества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что заявитель осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом с нарушением требований действующего законодательства, а именно: проверка дымовых и вентиляционных каналов в 2018 году выполнена товариществом 1 раз - 16.02.2018 (акт выполненных работ от 16.02.2018 N 000032), тогда как в соответствии с требованиями действующего законодательства надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается путем проверки их состояния и функционирования в процессе эксплуатации не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона). Кроме того, товариществом не заключен договор на аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового газового оборудования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления инспекцией акта проверки от 01.03.2019 N 1730, протокола об административном правонарушении от 01.03.2019 N 30Пе/718 и вынесения постановления от 23.04.2019 N 718 о привлечении товарищества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса в виде 40 000 рублей штрафа.
Товарищество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно статье 7.22 Кодекса нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Согласно части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность, в том числе, за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанное товарищество может оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В силу пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Пунктом 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290) установлено, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, включают в себя организацию проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организацию технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организацию проведения работ по их устранению.
Согласно пункту 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем внутридомового газового оборудования и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
В силу пункта 4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение; техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.
Пунктом 16 Правил N 410 установлено, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В силу подпункта "а" пункта 11 Правил N 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы.
Согласно подпункту "в" пункта 12 Правил N 410 проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
При вынесении судебных актов суды пришли к выводу о доказанности факта ненадлежащего содержания товариществом общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, в частности, внутридомового газового оборудования, и, как следствие, о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса.
Вместе с тем в данном случае судами надлежащим образом не исследованы фактические обстоятельства дела, имеющие значение для надлежащего рассмотрения спора.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу товариществом заявлялся довод о том, что им своевременно был выполнен предусмотренный законом комплекс мер по проверке дымовых и вентиляционных каналов, а также заключен договор на аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового газового оборудования. Согласно правовой позиции заявителя, в подтверждение указанного довода им в материалы дела представлен соответствующий пакет документов.
Вместе с тем при вынесении судебных актов судебными инстанциями указанный довод товарищества надлежащим образом не исследован. Представленный товариществом пакет документов в подтверждение исполнения требований закона не проверялся.
Из имеющихся в материалах дела отзывов инспекции следует, что инспекцией проверен указанный дополнительный пакет документов и фактически доводов о его недостоверности не заявлено (кроме отсутствия акта проверки дымовых и вентиляционных каналов по окончании отопительного сезона 2017 - 2018 годов).
Заявитель ссылается на то обстоятельство, что данный пакет документов направлялся им непосредственно в контролирующий орган во исполнение соответствующего запроса в рамках проверки и получен инспекцией. Поскольку документы направлялись непосредственно по предмету проверки и по запросу самого государственного органа, то инспекция не могла не знать об их наличии и поступлении в орган государственной власти.
Исходя из этого, фактические обстоятельства наличия у товарищества и в материалах дела необходимых документов, их состава, полноты и достаточности судебными инстанциями надлежащим образом не проверены.
Вместе с тем исследование указанных обстоятельств имеет существенное правовое значение, поскольку влияет на наличие либо отсутствие у товарищества состава административного правонарушения.
Кроме того, судебными инстанциями не установлен период исполнения обязанностей, за неисполнение которых товарищество привлекается к административной ответственности.
Так, контролирующий орган в отзывах указывает, что после дополнительной проверки пакета документов заявителя установлено отсутствие акта проверки дымовых и вентиляционных каналов по окончании отопительного сезона 2017 - 2018 годов.
В этой связи судебными инстанциями не проверены обстоятельства соблюдения (несоблюдения) контролирующим органом сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судами не учтено, что согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
В данном случае подпунктом "в" пункта 12 Правил N 410 установлено, что проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
Таким образом, проверка дымовых и вентиляционных каналов по окончании отопительного сезона 2017 - 2018 годов должна производиться не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона.
Судебные инстанции не установили дату окончания отопительного сезона 2017 - 2018 годов. Соответственно, не исчислили предельный 7-дневный срок проверки дымовых и вентиляционных каналов, по истечении которого правонарушение считается оконченным.
Учитывая, что постановление о привлечении товарищества к административной ответственности выносилось в 23.04.2019, то есть уже в следующем году по отношению к отопительному сезону 2017 - 2018 годов, то судебными инстанциями не исчислен срок давности привлечения к ответственности.
Наличие либо отсутствие у заявителя акта проверки дымовых и вентиляционных каналов по окончании отопительного сезона 2017 - 2018 годов судебными инстанциями фактически не проверялось.
Кроме того, судебными инстанциями надлежащим образом не проверено соблюдение контролирующим органом процедуры привлечения товарищества к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием, в том числе, для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Как видно из материалов дела, определение о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении направлено инспекцией в адрес товарищества посредством электронной почты.
Однако наличие доказательств вручения извещения товариществу, как этого требует часть 2 статьи 25.1 Кодекса, судебными инстанциями не проверено.
В имеющемся в материалах дела скриншоте программы электронной почты имеется лишь указание о доставке письма, а также о том, что сервер назначения не прислал уведомление о доставке.
Указанным записям оценка судебными инстанциями не давалась на предмет установления фактического вручения повестки лицу, привлекаемому к ответственности.
Каким образом контролирующий орган обеспечил вручение уведомления товариществу, судебные инстанции надлежащим образом не установили.
Исходя из этого, фактические обстоятельства, связанные с привлечением товарищества к административной ответственности и включаемые в предмет доказывания по настоящему делу, установлены судебными инстанциями не в полном объеме.
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Согласно части 1 статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе ознакомиться с письменными доказательствами.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Так как решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции; устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу; оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу N А53-15174/2019 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья М.В. Посаженников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 25.1 Кодекса установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием, в том числе, для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
...
Как видно из материалов дела, определение о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении направлено инспекцией в адрес товарищества посредством электронной почты.
Однако наличие доказательств вручения извещения товариществу, как этого требует часть 2 статьи 25.1 Кодекса, судебными инстанциями не проверено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 января 2020 г. N Ф08-11071/19 по делу N А53-15174/2019