Право налогоплательщика получать письменные разъяснения по
вопросам применения законодательства о налогах и сборах
В соответствии со ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Согласно Положению об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, утвержденному приказом МНС России от 5.05.99 г. N ГБ-3-15/120 (далее - Положение), право налогоплательщика на получение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах реализуется посредством обращения в налоговый орган с письменным запросом по вопросам применения им законодательства о налогах и сборах и порядка исчисления и уплаты им налогов и сборов. Ответ на запрос дается в письменном виде. В качестве письменного ответа рассматриваются также телефонограммы и иные сообщения, передаваемые с использованием подобных видов связи. Ссылка налогоплательщика на непредоставление ему разъяснений в ответ на его устные обращения не является основанием для неисполнения установленных законодательством о налогах и сборах обязанностей.
Пример. Заявителем на средства, предоставленные ему Сбербанком России на основании кредитного договора, приобретена в собственность квартира. По утверждению заявителя, в период, предшествующий заключению кредитного договора и получению кредита на приобретение квартиры, заявитель устно обращался в инспекцию для получения консультации по вопросу о том, какой вид кредита ему следует использовать для получения имущественного налогового вычета. Заявитель считает, что на его устные обращения не получил квалифицированной консультации, а действия должностных лиц инспекции называет бездействием, заключающимся в непредоставлении ему квалифицированной консультации. В ходе рассмотрения жалобы изучены представленные материалы и установлено следующее. В соответствии со ст.220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на приобретение на территории Российской Федерации квартиры. Особенности оформления и предоставления ипотечного кредита установлены Федеральным законом от 16.07.98 г. N 102-ФЗ (в ред. от 24.12.02 г.) "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
В соответствии со ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, разъяснять порядок заполнения форм установленной отчетности, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. При этом согласно Положению указанная обязанность исполняется в письменной форме, и основанием для представления соответствующих разъяснений является письменный запрос налогоплательщика. В нашем случае заявитель для получения письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах с письменными запросами в инспекцию не обращался. Кроме того, доказательства предоставления должностными лицами инспекции заявителю недостоверной информации по вопросу о том, какой вид кредита ему следует использовать для получения имущественного налогового вычета, противоречащей законодательству о налогах и сборах, в ходе рассмотрения жалобы не представлены.
Учитывая изложенное, жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Выполнение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, согласно ст.111 НК РФ признаются обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов. Поэтому налогоплательщик не может ссылаться на предоставление ему разъяснений в устной форме в качестве основания для освобождения его от ответственности, если, руководствуясь такими разъяснениями, налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение. Если же налогоплательщик руководствовался предоставленными ему письменными разъяснениями и это привело к совершению налогового правонарушения, то данное обстоятельство является основанием для освобождения от налоговой ответственности.
Пример. 22 апреля 2002 г. заявителем - частным нотариусом представлена декларация по налогу с продаж за январь 2002 г. Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка и установлено, что указанная декларация не представлена в инспекцию в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Статьей 119 НК РФ определена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации. В результате проведенной камеральной налоговой проверки инспекцией вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Заявитель считает привлечение его к ответственности необоснованным, в связи с тем что имели место обстоятельства, исключающие его вину в совершении налогового правонарушения. По утверждению заявителя, он руководствовался разъяснениями инспекции, согласно которым он не является плательщиком налога с продаж. Поэтому заявитель считает, что он не обязан исполнять обязанности, связанные с исчислением и уплатой налога с продаж. В связи с этим декларация по налогу с продаж за январь 2002 г. не представлена заявителем в инспекцию в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Статьей 109 НК РФ установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения. В соответствии со ст.111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. При этом обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, устанавливаются при наличии документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов.
Разъяснения инспекции даны по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в связи с принятием Федерального закона от 27.11.01 г. N 148-ФЗ (с изм. и доп. от 7.07.03 г.) "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и дополнения части второй Налогового кодекса Российской Федерации главой 27 "Налог с продаж". Согласно представленным инспекцией разъяснениям частные нотариусы не являются плательщиками налога с продаж. Поскольку заявитель руководствовался указанными разъяснениями инспекции, управление признает данные обстоятельства исключающими вину заявителя в совершении налогового правонарушения.
Учитывая изложенное, жалоба налогоплательщика удовлетворена, решение инспекции о привлечении заявителя к налоговой ответственности отменено, и прекращено производство по делу о налоговом правонарушении.
Следует обратить внимание на то, что законодательство не предусматривает возможности отзывать разъяснения, не соответствующие законодательству о налогах и сборах. В случае обнаружения таких обстоятельств уполномоченный орган вправе дать разъяснения налогоплательщику, которые соответствуют законодательству о налогах и сборах. При предоставлении налогоплательщику нескольких письменных разъяснений, как правило, соответствующих законодательству о налогах и сборах, признаются последние из них. В связи с этим исполнение налогоплательщиком разъяснений, не соответствующих законодательству о налогах и сборах, будет признаваться обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, только в тот период, пока налогоплательщик не получил разъяснения, соответствующие законодательству о налогах и сборах.
Обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, не являются основанием для неисполнения установленных законодательством обязанностей по уплате налогов и сборов. После устранения указанных обстоятельств налогоплательщик (плательщик сбора) обязан исчислить и уплатить неуплаченный налог или сбор, а также денежную сумму, которую налогоплательщик (плательщик сбора) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пеня).
Л. Гурьяков,
советник налоговой службы II ранга
"Финансовая газета", N 39, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71