Культурные ценности в обороте
Проблема регулирования оборота культурных ценностей весьма актуальна для российского права. Нормы внутреннего законодательства в этой сфере не носят системного характера и содержат целый ряд коллизий, что создает значительные сложности при их применении.
Регулирование оборота культурных ценностей является частью задач более общего уровня. Во-первых, это регулирование гражданского оборота вещей вообще и, во-вторых, проблема охраны памятников истории и культуры. Оборот вещей регулируется гражданским правом; охрана памятников - правом публичным. Таким образом, сфера правового регулирования оборота культурных ценностей представляется комплексной, сочетающей элементы публично-правового и частноправового регулирования.
Вступивший в силу летом 2002 года Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения, предметом которых являются недвижимые памятники истории и культуры. Что же касается регулирования отношений в сфере оборота движимых памятников, то эту задачу еще только предстоит решить.
В настоящее время в нашей стране сложился достаточно развитый рынок движимых культурных ценностей. Этот специфический рынок характеризуется практически полной закрытостью, невозможностью отследить юридическую и фактическую судьбу той или иной культурной ценности, законность ее приобретения и передачи от одного владельца другому, а также неподконтрольностью государственным органам, в обязанности которых входит охрана культурных ценностей. Культурные ценности часто попадают на этот рынок нелегально. Они могут оказаться похищенными, незаконно вывезенными из других стран, полученными в результате грабительских раскопок археологических памятников. Существуют отлаженные каналы незаконного вывоза культурных ценностей из России за рубеж. Урегулировать оборот движимых культурных ценностей несравненно сложнее, чем оборот недвижимых культурных ценностей, ввиду сложности их учета, а также способности к быстрому перемещению как в пространстве, так и по кругу лиц.
Такая ситуация с неразвитостью правового регулирования создает предпосылки для совершения правонарушений в этой сфере. Нелегальный рынок культурных ценностей за последние годы значительно расширился. Очень сложной проблемой становится реституция похищенных культурных ценностей их законным владельцам. Задача законодателя в настоящее время сводится к тому, чтобы создать такую модель правового регулирования гражданского оборота культурных ценностей, которая бы значительно затрудняла их незаконный оборот и делала рынок культурных ценностей прозрачным и контролируемым.
В деле создания международной системы правовой охраны культурных ценностей наша страна также не проявляет заметных усилий. Так, несмотря на подписание Российской Федерацией ряда международных конвенций, касающихся вопросов оборота культурных ценностей (новой редакции Европейской конвенции об охране археологического наследия, Конвенции УНИДРУА, О похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях), они до настоящего времени не ратифицированы.
Для решения этих задач предлагаются следующие подходы:
Предпочтительно сформулировать единое определение культурных ценностей и единые критерии отнесения вещей к культурным ценностям. При этом нужно ориентироваться на определения, используемые в актах международного права.
Целесообразно создать единую систему учета культурных ценностей (как недвижимых, так и движимых) и регистрации гражданских прав, возникающих в отношении культурных ценностей в специальном государственном реестре. Ведение такого реестра будет препятствовать незаконному обороту культурных ценностей. Значительно облегчит решение проблемы добросовестного приобретателя, а также проблемы возврата культурных ценностей их законным владельцам.
Необходимо устранить коллизии и пробелы в действующем законодательстве, касающиеся сроков приобретательной давности культурных ценностей, преимущественного права покупки культурных ценностей государством, принудительного выкупа государством бесхозяйно содержимых культурных ценностей.
Нормы внутреннего законодательства, касающиеся возврата похищенных ценностей, а также вопросов привлечения к ответственности за совершение правонарушений в отношении культурных ценностей, должны быть унифицированы с нормами иностранного и международного права посредством присоединения России к соответствующим международным конвенциям. Перспективным направлением является формирование системы корпоративного саморегулирования деятельности профессиональных участников рынка культурных ценностей.
Д. Мазеин,
магистр частного права,
адвокат
"эж-ЮРИСТ", N 37, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru