г. Краснодар |
|
21 января 2020 г. |
Дело N А32-15145/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Калашникова Ю.В. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Светосервис-Кубань" - Гузановой Г.Д. (доверенность от 22.05.2019), Горшениной А.М. (доверенность от 22.05.2019) от Управления закупок Администрации муниципального образования город Краснодар - Мартынов С.В. (распоряжение администрации от 13.01.2016), от общества с ограниченной ответственностью "Стройтревл" - Привалова Д.А. (доверенность от 05.04.2019 ), в отсутствие Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, муниципального казённого учреждения "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" муниципального образования город Краснодар, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светосервис-Кубань" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу N А32-15145/2019, установил следующее.
ООО "Стройтревл" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 27.03.2019 по делу N 407/2019-КС.
Решением суда от 20.06.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.09.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "Светосервис-Кубань" просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований общества. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права.
ООО "Светосервис-Кубань" указывает, что объектом аукциона заявлен не лицензируемый вид услуг; оказание услуг связи конкурсной документацией не предусмотрено; права общества обжалуемым решением и предписанием не нарушены.
В отзывах на кассационную жалобу общество и Управление закупок администрации муниципального образования город Краснодар просят судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы ООО "Светосервис-Кубань".
В судебном заседании представители ООО "Светосервис-Кубань" поддержали доводы жалобы, просили судебные акты отменить, принять новый, об отказе в удовлетворении заявленных требований, а представители общества и Управление закупок администрации муниципального образования город Краснодар поддержали доводы отзывов, просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Управление закупок администрации муниципального образования город Краснодар на сайте в сети Интернет (https://www.roseltorg.ru) проводился электронный аукцион: "Оказание услуг по технической эксплуатации объектов наружного освещения, находящихся в собственности муниципального образования город Краснодар" (извещение N 0318300119419000088).
Заказчиком аукциона выступило МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" муниципального образования город Краснодар (далее - заказчик).
Описание объекта закупки указано в техническом задании. Для участия в электронном аукционе были поданы две заявки: общества (заявка N 1) и ООО "Светосервис-Кубань" (заявка N 2).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 15.03.2019 N 93/1-ЭП заявка ООО "Светосервис-Кубань" отклонена в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с предоставлением недостоверной информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, разделом 3 "Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе:
- в предоставленном участником закупки предложении по применяемым товарам (материалам) установлен факт недостоверности информации: по позиции N 100 (гибкая светодиодная лента) сведений о товарах предложено 500 шт. светодиодов на 5 метров ленты с расстоянием между источниками света 10 мм, что не представляется возможным, поскольку светодиоды имеют свои размеры, которые не учтены.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям аукционной документации, на основании раздела 3 "Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе: по позициям N 89, 96, 97 (лампа) представлены значения показателей, не соответствующие классу энергетической эффективности "А", заявленному участником.
Заявка общества была признана соответствующей требованиям аукционной документации, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.03.2019 N 0318300119419000088-1.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.03.2019 N 0318300119419000088-3 общество признано победителем электронного аукциона.
20 марта 2019 года в управление поступила жалоба ООО "Светосервис-Кубань" на действия Единой комиссии по осуществлению закупок работ и услуг вследствие отказа ООО "Светосервис-Кубань" в допуске к участию в указанном электронном аукционе.
По результатам проведения проверки управление вынесло решение от 27.03.2019 по делу N 407/2019-КС, в соответствии с которым жалоба ООО "Светосервис-Кубань" была признана необоснованной (часть 1). При этом, по результатам проведения внеплановой проверки уполномоченный орган признал в действиях уполномоченного органа - управления закупок администрации муниципального образования город Краснодар заказчика нарушения части 3 статьи 7, части 6, статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе (часть 2). Антимонопольным органом принято решение выдать управлению закупок администрации муниципального образования город Краснодар, заказчику предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе (часть 3). Антимонопольный орган пришел к выводу о необоснованности требования заказчика к наличию у исполнителя лицензий, выданных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечня лицензионных условий": лицензии на телематические услуги связи и на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. В предписании от 27.03.2019 N 131 по делу N 407/2019-КС уполномоченному органу, заказчику предписано отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки; внести изменения в аукционную документацию; назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона.
Общество, не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд.
Суды установили, что проектом муниципального контракта на оказание услуг для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар (далее - контракт) предусмотрено выполнение полного комплекса работ по технической эксплуатации сетей.
При этом состав и объем услуг, оказываемых по контракту, определяется в соответствии с техническим заданием, Методическими рекомендациями по технической эксплуатации наружного освещения, находящихся в собственности муниципального образования город Краснодар (Приложение N 1 к техническому заданию) (далее - методические рекомендации), ведомостью объемов на оказание услуг (Приложение N 5 к Контракту), суточным графиком включения и отключения уличных сетей освещения муниципального образования г. Краснодара (Приложение N 4 к техническому заданию).
Согласно разделу 2 методических рекомендаций к составу работ по техническому обслуживанию относятся: обеспечение регламентированного режима работы установок наружного освещения путем своевременного включения, частичного или полного отключения и оперативного контроля исправности основных направлений каскадных схем и соответствия состояния установок заданному режиму; проведение периодических и внеочередных осмотров установок наружного освещения с целью своевременного выявления и устранения отказов в их работе; измерение уровней напряжения и токов в пунктах питания на соответствие распределения светильников по фазам и величине нагрузки в рамках ревизии ПП и т.д.
Разделом 8 методических рекомендаций установлен состав работ по текущему ремонту установок наружного освещения, согласно которому работы по текущему ремонту установок включают в себя, в том числе, проверку и замену коммутационных и защитных аппаратов, а также замену вышедших из строя шкафов управления освещением и устройств телемеханики.
В соответствии с положениями технического задания услуги оказываются в действующих электроустановках наружного освещения, содержащих устройства централизованного и децентрализованного управления сетями, каскадная схема которых позволяет производить дистанционное включение/отключение и изменение режима наружного освещения. Каскады управляются контролируемым пунктом, установленным в шкафах управления освещением, путем передачи соответствующих команд по линиям и каналам связи. Кроме того, одной из задач пунктов управления является контроль, в том числе и дистанционный, за работой сетей наружного освещения.
В методических рекомендациях описаны требования к диспетчерской службе и системе централизованного управления наружным освещением, для осуществления которых используется существующая в городских сетях система телематики.
В соответствии с положениями технического задания в рамках муниципального контракта исполнитель осуществляет прямой контроль и управление системами включения/выключения сетями (диспетчеризация), используя существующую систему централизованного управления наружного освещения, включая пульт управления и систему телематического управления контурами освещения с передачей данных по каналам связи.
В соответствии с пунктом 1.5.5. технического задания исполнитель при оказании услуг по технической эксплуатации объекта наружного освещения обязан руководствоваться, в том числе, "Правилами устройства электроустановок" ПУЭ, изделие 7, главой 6.5. которого предусматривает требование к управлению освещением - включая полный комплекс работ по управлению сетями, используя существующее централизованное управление сетями из пункта управления наружным освещением. В рамках ПУЭ, ряда других учтенных в техническом задании документов (ПОТ Р М016-2001. РД 153-34.0-03.150-00 "Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок"; "Указания по эксплуатации электроустановок наружного освещения городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов" (Приказ Минжилкомхоза РСФСР от 12.05.1988 N 120); "Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей" (ПТЭЭП); РД 34.45.51.300-97 "Объемы и нормы испытаний электрооборудования") учтены требования электробезопасности сетей, в соответствии с которыми исполнитель обязан, используя существующую систему телемеханического (телематического) контроля, получать в режиме реального времени данные по токам, нагрузкам, падению напряжения, обрыву цепей и т.д., а также использовать данные путем управления сетями, направления оперативных и оперативно-ремонтных бригад и т.д.
В соответствии с подпунктом 1.5.6. технического задания услуги оказываются исполнителем в действующих электроустановках наружного освещения. Исполнитель обязан оформить у заказчика предоставление персоналу исполнителя права работы в действующих электроустановках (перечень предоставляемых документов приведен в приложении N 5 к техническому заданию).
Исполнитель должен проводить работы в действующих электроустановках уличного освещения с использованием существующей системы централизованного управления наружным освещением, включая пульт управления и систему телемеханического (телематического) управления контурами освещения, с передачей данных по каналам связи - то есть исполнитель самостоятельно использует системы телематики и передачи данных по каналам связи существующей системы наружного освещения город.
В соответствии с подпунктом 1.5.8. технического задания исполнитель обязан при необходимости самостоятельно производить переключения в сетях наружного освещения с последующим письменным уведомлением заказчика - то есть не только управлять сетями, но и оперативно производить изменения (переключения) в сетях.
Из представленных в дело документов и пояснений сторон следует, что в городе Краснодаре с 2002 года находится в эксплуатации система управления наружным освещением на базе телемеханики "КОМПАС ТМ 2.0-Свет" производства ОАО "ЮгСистема плюс" и ООО "Телеконтроль". Данная система включает в себя центральный пульт управления и систему телемеханического (телематического) управления контурами освещения, с передачей данных по каналам связи (проводной линии связи, каналам связи GSMGPRS, радиомодемы) в телемеханические контрольные пункты (КП) установленные в шкафы управления освещением (ШУО). Для организации передачи данных по каналам связи GSM-GPRS необходим статический IP-адрес (уникальный код идентификации) для выхода в интернет GSM связи с услугой GPRS.
Телематическое управление позволяет автоматически включать и выключать уличное освещение по мере необходимости. Мониторинг уличного освещения осуществляется через Интернет, в качестве канала связи с объектами используются сети 3G и 4G оператора связи МТС, Билайн, Мегафон и проводные каналы связи.
Существующая система телемеханики контроля и управления наружным освещением состоит из 26-ти исполнительных пунктов и около 500 контролируемых пунктов, вся информация, поступающая от пунктов управления в диспетчерский центр, шифруется с помощью услуги "Защищенная передача данных ARN" и направляется по защищенным каналам, что эффективно предотвращает утечку информации и вторжение злоумышленников в сеть управления.
Для управления и телеметрии используются 26 проводных каналов связи и каналы, использующие современные технологии проводной и беспроводной (ISDN, GSM/GPRS) связи. Проводные каналы связи характеризуются как постоянно действующие каналы и используются для управления включением и отключением наружного освещения в г. Краснодаре. Освещение включается по каскадной схеме. Модемы (входят в состав оборудования "Компаса ТМ 2.0), используемые для образования каналов связи перекрывают затухание до 40 dB при уровне сигнала на выходе 1 В. На стороне пункта управления имеется электронный коммутатор линий связи, который подключает к пункту управления в момент телеметрии или управления нужный исполнительный пункт. Остальные каналы связи образуются следующим образом: на пункте управления имеется ISDN канал от ОАО "Ростелеком" со статическим IP-адресом, который предоставляет выход в интернет, на контролируемых пунктах имеется GSM/GPRS-модем с одной или двумя sim- картами. Телеметрия от контролируемых пунктов к пункту управления передается с использованием на транспортном уровне протокола TCP/IP по телематическим каналам GSM-оператора и оператора ОАО "Ростелеком" в протоколах FT3 и МЭК104.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями пункта 36 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", положениями постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований общества.
Поскольку в соответствии с требованиями контракта исполнитель является одновременно поставщиком услуг (оператором) и пользователем сетей телематики и передачи данных по линиям связи и радиоканалам GSM, а также использует арендованные линии связи (телефонные пары для системы управления Компас), и при этом не используются услуги специализированных организаций по эксплуатации, настройке и управлением системой централизованного управления, исполнитель обязан иметь соответствующие лицензии, в установленном законодательством порядке, необходимые для надлежащего использования и эксплуатации указанной системы наружного освещения.
Суды правомерно исходили из того, что условие о наличии лицензии (копии лицензии) на телематические услуги связи; лицензии (копии лицензии) на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, содержащееся в извещении о проведении электронного аукциона и пункте 8 технического задания не противоречит Закону о контрактной системе.
Суды верно отметили, что обжалуемыми актами управления нарушены права заявителя, поскольку общество, являясь победителем электронного аукциона, в течение длительного времени не может реализовать свое право на заключение гражданско-правового договора в соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса российской Федерации, статьей 54 Закона о контрактной системе.
Доводы ООО "Светосервис-Кубань" о том, что объектом аукциона заявлен не лицензируемый вид услуг; оказание услуг связи конкурсной документацией не предусмотрено, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены как противоречащие действующим. При оказании услуг по технической эксплуатации объектов наружного освещения, находящихся в собственности муниципального образования город Краснодар, исполнитель фактически оказывает услуги связи (телематические услуги связи).
Суд апелляционной инстанции правильно отклонил ссылку подателя жалобы на решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-110842/2019, поскольку постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 решение суда первой инстанции отменено. Суд указал, что требование заказчика о наличии у исполнителя лицензии на телематические услуги связи, лицензии на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену определения суда и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу N А32-15145/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
М.Г. Калашникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.