г. Краснодар |
|
23 января 2020 г. |
Дело N А32-34382/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ширас" Ломбард "Ветеран" (ИНН 2308003985, ОГРН 1022301223878) - Разживиной З.А. (генеральный директор, полномочия подтверждены), Воронина Н.А. (доверенность от 23.08.2019), от заинтересованного лица - Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) - Козулиной О.Е. (доверенность от 15.03.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ширас" Ломбард "Ветеран" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 по делу N А32-34382/2019, установил следующее.
ООО "Ширас" Ломбард "Ветеран" (далее - общество, ломбард) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России) (далее - управление, административный орган) от 18.12.2019 N 18-21323/3110-1 о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 500 тыс. рублей штрафа; протокола об административном правонарушении от 07.12.2018 N ТУ03-ЮЛ-18-21323/1020-1.
Решением от 27.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2019, суд прекратил производство по делу в части требований общества о признании незаконным и отмене протокола от 07.12.2018 N ТУ-03-ЮЛ-18-21323/1020-1, поскольку протокол об административном правонарушении не является решением о привлечении к административной ответственности и ненормативным правовым актом, в смысле, придаваемом ему статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и, следовательно, не подлежит обжалованию в судебном порядке. В удовлетворении остальной части заявленного обществом требования суд отказал.
В части отказа в удовлетворении заявленного требования судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, а также отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. По мнению общества, административный орган не представил доказательства, свидетельствующие о направлении ломбарду предписания от 01.11.2018 N Т128-99-2/45828, а также уведомлений (в том числе телеграмм) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела; суды безосновательно не применили положения статей 2.9 и 4.1 Кодекса при наличии к тому оснований.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление вынесло обществу предписание от 01.11.2018 N Т128-99-2/45828 об устранении нарушений, согласно которому обществу необходимо представить в банк отчет по форме ОКУД 0420890 "Отчет о деятельности ломбарда" (далее - отчетность), установленной в приложении N 1 к Указанию Банка России от 30.12.2015 N 3927-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда" за 9 месяцев 2018 года, в срок, не позднее 5 рабочих дней с даты получения предписания банка.
Предписание в соответствии с Указанием Банка России от 03.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета" размещено в личном кабинете ломбарда 01.11.2018, считается полученным обществом 02.11.2018. Соответственно, отчетность за 9 месяцев 2018 года должна была быть представлена обществом банку не позднее 12.11.2018.
В результате контроля исполнения предписания от 01.11.2018 N Т128-99-2/45828 управление установило, что по состоянию на 13.11.2018 отчетность за 9 месяцев 2018 года общество банку не представило, нарушения, указанные в предписании, не устранило.
По факту выявленного нарушения административный орган составил в отношении общества протокол об административном правонарушении от 07.12.2018 N ТУ-03-ЮЛ-18-21323/1020-1 и постановлением от 18.12.2019 N 18-21323/3110-1 привлек ломбард к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса в виде 500 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что протокол об административном правонарушении и постановление управления являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
С учетом изложенного, судебные акты проверяются только в части отказа в удовлетворении заявленного обществом требования о признании недействительным постановления управления от 18.12.2019 N 18-21323/3110-1.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 9 статьи 19.5 Кодекса невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 500 тыс. до 700 тыс. рублей.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды, руководствуясь положениями статей 2.3, 2.4 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах", Указаниями Банка России от 30.12.2015 N 3927-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда" и от 03.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета", пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения заявленного обществом требования в обжалуемой части.
Суды первой и апелляционной инстанции в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу материалы административного дела, предписание от 01.11.2018 N Т128-99-2/45828, скриншот страницы информационного ресурса Банка России "Система мониторинга СПО", заверенного уполномоченным лицом Центра по обработке отчетности г. Тверь, протокол об административном правонарушении от 07.12.2018 N ТУ-03-ЮЛ-18-21323/1020-1, и, установив, что общество в установленный предписанием от 01.11.2018 N Т128-99-2/45828 срок не устранило выявленные нарушения (по состоянию на 13.11.2018 отчетность за девять месяцев 2018 года в Банк России не представлена), сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса.
Доводы общества о том, что предписание от 01.11.2018 N Т128-99-2/45828 не было надлежащим образом получено ломбардом, а также о том, что общество не было уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 07.12.2018 N ТУ-03-ЮЛ-18-21323/1020-1 и рассмотрения материалов административного дела, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, и получили надлежащую правовую оценку. Выводы судов общество документально не опровергло.
Доказательства того, что предписание управления от 01.11.2018 N Т128-99-2/45828 в установленный Указанием Банка России от 03.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета" срок не было размещено в личном кабинете ломбарда, общество в материалы дела не представило.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества (генеральный директор) пояснил, что отчетность за девять месяцев 2018 года Банку России общество в установленный срок не представило, предписание не исполнило.
Установив, что у общества имелась объективная возможность для исполнения предписания управления от 01.11.2018 N Т128-99-2/45828, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для применения статьи 4.1 Кодекса. Возможность применения указанной нормы является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суды установили соблюдение управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности. Наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 9 статьи 19.5 Кодекса.
Иные доводы общества были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 по делу N А32-34382/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанции в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу материалы административного дела, предписание от 01.11.2018 N Т128-99-2/45828, скриншот страницы информационного ресурса Банка России "Система мониторинга СПО", заверенного уполномоченным лицом Центра по обработке отчетности г. Тверь, протокол об административном правонарушении от 07.12.2018 N ТУ-03-ЮЛ-18-21323/1020-1, и, установив, что общество в установленный предписанием от 01.11.2018 N Т128-99-2/45828 срок не устранило выявленные нарушения (по состоянию на 13.11.2018 отчетность за девять месяцев 2018 года в Банк России не представлена), сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса.
...
Доказательства того, что предписание управления от 01.11.2018 N Т128-99-2/45828 в установленный Указанием Банка России от 03.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета" срок не было размещено в личном кабинете ломбарда, общество в материалы дела не представило.
...
Установив, что у общества имелась объективная возможность для исполнения предписания управления от 01.11.2018 N Т128-99-2/45828, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
...
Суды установили соблюдение управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности. Наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 9 статьи 19.5 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2020 г. N Ф08-12255/19 по делу N А32-34382/2019