г. Краснодар |
|
24 января 2020 г. |
Дело N А63-1349/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - сельскохозяйственного производственного кооператива-колхоза "Русь" (ИНН 2619009115, ОГРН 1022601007990) - Швец В.М. (доверенность от 16.12.2019), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации Советского городского округа Ставропольского края (ИНН 2619013665, ОГРН 1172651027207) и третьего лица - Солдато-Александровского станичного казачьего общества Воронцово-Александровского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива-колхоза "Русь" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019 по делу N А63-1349/2019, установил следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив-колхоз "Русь" (далее - кооператив, заявитель) обратился в арбитражный суд к администрации Советского городского округа Ставропольского края (далее - администрация, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным отказ в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:27:00000:1059 в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ);
- возложить на уполномоченный орган обязанность в течение двух недель со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:27:00000:1059 в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Требования основаны на положениях статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 10, 12.1 Закона N 101-ФЗ и мотивированы незаконностью отказа уполномоченного органа в предоставлении в собственность кооператива земельного участка, сформированного в счет невостребованных долей, и использовавшегося заявителем в хозяйственной деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Солдато-Александровское станичное казачье обществ Воронцово-Александровского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суды установили, что решением Советского районного суда Ставропольского края от 07.04.2016 удовлетворен иск администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края (далее - муниципальное образование). Признано право собственности на бесхозяйную вещь и признано право муниципальной собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 1 616 225 кв. м с кадастровым номером 26:27:000000:1059. На основании данного решения, вступившего в законную силу, в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесена 25.05.2016 запись N 26-26/029-26/999/001/2016-2903/1 о регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 26:27:000000:1059. Кооператив 25.09.2018 обратился в администрацию с заявлением о приобретении земельного участка с кадастровым номером 26:27:000000:1059 в собственность на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ по цене не более 15% его кадастровой стоимости. Решением от 25.10.2018 администрация отказала кооперативу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса. Отказ мотивирован обременением земельного участка правом аренды казачьего общества, с которым администрацией заключен договор аренды на срок с 20.07.2016 по 19.07.2026. Ссылаясь на незаконность решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении земельного участка, заявитель оспорил его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статьи 39.3 Земельного кодекса, статей 1, 10 Закона N 101-ФЗ, статьи 30 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон N 36-кз). Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:27:000000:1059 относится к землям сельскохозяйственного назначения и расположен на территории Ставропольского края. Следовательно, на него распространяется мораторий, установленный частью 1 статьи 30 Закона N 36-кз (в действующей редакции). Поскольку испрашиваемый земельный участок не подлежит приватизации в период до 01.01.2052, он не может быть предоставлен в собственность кооператива. Кроме того, земельный участок обременен правом аренды казачьего общества на основании заключенного с администрацией договора аренды от 20.07.2016, зарегистрированного в ЕГРН. Указанный договор кооперативом не оспорен и не признан недействительным в установленном порядке. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения заявления кооператива отсутствуют.
Кооператив обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит судебные акты отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие сделанных выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Федеральный законодатель в пункте 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установил не только возможность приобретения земельного участка в приоритетном порядке использовавшей его ранее сельскохозяйственной организацией, но и императивно установил сроки такого приобретения, не допуская каких-либо иных толкований, в том числе отсрочку приобретения земельных участков через сорок лет после издания указанного закона. Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (пункт 5 статьи 1 Закона N 101-ФЗ). Поэтому вывод судов о том, что испрашиваемый кооперативом земельный участок не подлежит предоставлению в порядке пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, ошибочен. Не основан на материалах дела и вывод судов об отсутствии документального подтверждения того, что земельный участок с кадастровым номером 26:27:000000:1059 сформирован из невостребованных земельных долей. Кооперативом представлены документы и копии судебных актов, однозначно подтверждающих факт образования земельного участка за счет невостребованных земельных долей. Суд уклонился от оценки представленных доказательств, более того, указал, что указанные доводы не имеют правового значения, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок в любом случае не подлежит приватизации. О том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:27:000000:1059 заключен договор аренды с казачьим обществом, кооперативу стало известно только в ходе рассмотрения дела, с договором представитель ознакомлен 21.05.2019. Кооператив намеревался оспорить договор аренды, но не смог этого сделать в связи с поломкой автотранспорта при следовании на судебное заседание 03.06.2019. Работники арбитражного суда были поставлены об этом в известность, однако дело было рассмотрено в отсутствие заявителя.
Администрация в отзыве указала на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Администрация, извещенная о времени и месте судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя кооператива, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Советского районного суда Ставропольского края от 07.04.2016 удовлетворен иск администрации муниципального образования, за которым признано право муниципальной собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 1 616 225 кв. м с кадастровым номером 26:27:000000:1059.
На основании данного решения, вступившего в законную силу, в ЕГРН внесена 25.05.2016 запись N 26-26/029-26/999/001/2016-2903/1 о регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 26:27:000000:1059.
Кооператив 25.09.2018 обратился в администрацию с заявлением о приобретении земельного участка с кадастровым номером 26:27:000000:1059 в собственность на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ по цене не более 15% его кадастровой стоимости.
Решением от 25.10.2018 администрация отказала кооперативу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса. Отказ мотивирован обременением земельного участка правом аренды казачьего общества, с которым администрацией заключен договор аренды на срок с 20.07.2016 по 19.07.2026.
Ссылаясь на незаконность решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении земельного участка, заявитель оспорил его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса основанием для признания незаконными решений органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления такой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена продажа без торгов земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
Закон N 101-ФЗ регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту таких участков.
В силу пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
В пункте 2 статьи 1 Закона N 101-ФЗ закреплено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Закон N 101-ФЗ установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона).
Согласно пункту 1 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий его реализацию, на территории такого субъекта Российской Федерации приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, осуществляется с 1 января 2004 года.
В то же время в пункте 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что нормы указанной статьи действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего данные правоотношения.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. Законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), фактически не содержало запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения. Согласно статье 8 Вводного закона в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась. Закон N 101-ФЗ установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. В случаях, когда на день вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"" (вступил в силу 10.07.2003) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.2004 должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 названного Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 30.06.2004 N 72-Г04-2 также указал, что определение момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится исключительно к полномочиям субъекта Российской Федерации. Момент начала приватизации участков названной категории законодатель субъекта Российской Федерации вправе определить самостоятельно (пункт 4 статьи 1, пункт 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ). Данное полномочие направлено на защиту публичной собственности на землю и не ограничивает право частной собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Такое право в установлении момента (даты) приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Законом N 101-ФЗ предоставлено субъекту Российской Федерации.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован Законом N 36-кз.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 36-кз приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ставропольского края, осуществляется с 01.01.2052.
Исключение из данного правила, устанавливающее перечень лиц, которые вправе были приватизировать земли сельскохозяйственного назначения ранее указанного срока, предусматривалось в пункте 1 части 2 статьи 30 Закона N 36-кз, признанном утратившим силу Законом Ставропольского края от 09.11.2017 N 114-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений"".
Приватизация земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в порядке, установленном федеральным законодательством, в том числе и Законом N 101-ФЗ. Полномочия субъекта Российской Федерации по обороту земель сельскохозяйственного назначения ограничены и выражаются только в установлении момента (даты) приватизации, вопросы приватизации вне зависимости от этой даты урегулированы федеральным законодательством, которое имеет прямое действие. Определение срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, не только не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации компетенции по данному вопросу, но и согласуется с пунктом 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2018 N 19-АПГ18-3).
Установив при разрешении спора, что на момент обращения кооператива с заявлением о приобретении в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:27:000000:1059, расположенного на территории Ставропольского края, действовал мораторий, установленный частью 1 статьи 30 Закона N 36-кз, судебные инстанции отказали заявителю в удовлетворении требований.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы кооператива об отсутствии у субъекта Российской Федерации (Ставропольского края) права на принятие закона, ограничивающего, по мнению заявителя, оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, ошибочен. В данном случае региональный законодатель определил срок начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края, что соответствует положениям (пункт 4 статьи 1, пункты 1 и 2 статьи 19.1) Закона N 101-ФЗ, а также судебной практике, приведенной в настоящем постановлении. Иные доводы жалобы не влияют на правомерность вывода судебных инстанций об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого кооперативом решения администрации об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:27:000000:1059.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
При подаче кассационной жалобы кооператив уплатил в федеральный бюджет 3 тыс. рублей государственной пошлины (платежное поручение от 30.09.2019 N 629). Исходя из подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", уплате подлежит пошлина в размере 1500 рублей. Поэтому излишне уплаченная при подаче жалобы государственная пошлина (в размере 1500 рублей) подлежит возврату заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019 по делу N А63-1349/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу-колхозу "Русь" (ИНН 2619009115, ОГРН 1022601007990) из федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 30.09.2019 N 629.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приватизация земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в порядке, установленном федеральным законодательством, в том числе и Законом N 101-ФЗ. Полномочия субъекта Российской Федерации по обороту земель сельскохозяйственного назначения ограничены и выражаются только в установлении момента (даты) приватизации, вопросы приватизации вне зависимости от этой даты урегулированы федеральным законодательством, которое имеет прямое действие. Определение срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, не только не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации компетенции по данному вопросу, но и согласуется с пунктом 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2018 N 19-АПГ18-3).
...
Довод кассационной жалобы кооператива об отсутствии у субъекта Российской Федерации (Ставропольского края) права на принятие закона, ограничивающего, по мнению заявителя, оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, ошибочен. В данном случае региональный законодатель определил срок начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края, что соответствует положениям (пункт 4 статьи 1, пункты 1 и 2 статьи 19.1) Закона N 101-ФЗ, а также судебной практике, приведенной в настоящем постановлении. Иные доводы жалобы не влияют на правомерность вывода судебных инстанций об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого кооперативом решения администрации об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:27:000000:1059."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2020 г. N Ф08-11947/19 по делу N А63-1349/2019