г. Краснодар |
|
27 января 2020 г. |
Дело N А53-16787/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Герасименко А.Н. и Илюшникова С.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Виниченко Е.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Комитета по управлению имуществом города Таганрога (ИНН 6154005874, ОГРН 1026102583726) - Барсукова С.В. (доверенность от 01.03.2019), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Пахальяна А.И. (доверенность от 28.06.2019), в отсутствие третьего лица - Анучина Д.А., извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Таганрога на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 по делу N А53-16787/2019, установил следующее.
Комитет по управлению имуществом города Таганрога (далее - комитет) обратился с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании недействительными решения от 16.04.2019 и предписания от 16.04.2019.
Решением от 19.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.10.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе комитет просит судебные акты отменить, ссылаясь на отмену торгов в связи с невозможностью проведения аукциона до внесения сведений в ЕГРН и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" о границах санитарно-защитной зоны от границы земельного участка, на котором расположены зерновые терминалы и отсутствие у антимонопольного органа оснований для обязания комитета в установленный управлением срок провести аукцион.
В отзыве управление просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители комитета и управления повторили доводы, изложенные в жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить в части.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы Анучина Д.А. управление вынесло решение от 16.04.2019, которым признало жалобу обоснованной, комитет - нарушившим пункт 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс); указало на необходимость выдачи предписания об отмене протокола об отказе в проведении аукциона, определении новой даты и времени рассмотрения заявок, направления претендентам, заявки которых возвращены, предложения повторно оплатить задатки, пересмотре поступивших заявок и проведении процедуры аукциона в соответствии с требованиями Земельного кодекса; указало на необходимость рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Управление выдало предписание от 16.04.2019, которым обязало комитет в срок до 17.05.2019: отменить протокол об отказе от проведения аукциона; установить новую дату и время рассмотрения заявок и проведения аукциона, разместить данные сведения на официальном сайте; предложить претендентам, заявки которых возвращены, повторно оплатить задатки, пересмотреть поступившие заявки и провести процедуру аукциона в соответствии с требованиями Земельного кодекса; осуществить дальнейшие действия по аукциону в соответствии с требованиями Земельного кодекса.
Комитет обратился в суд с заявлением о признании решения управления и предписания недействительными.
Суды отказали в удовлетворении заявления, указав на нарушение комитетом требований Земельного кодекса при отказе от аукциона.
Как установили суды, комитет опубликовал извещение от 20.02.2019 о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Адмирала Крюйса, КН 61:58:0003223:369; дата и время начала приема заявок -20.02.2019, дата и время окончания приема заявок - 25.03.2019; дата и время проведения аукциона - 29.03.2019. На основании протокола от 27.03.2019 комитет отказался от проведения аукциона, протокол размещен на официальном сайте 27.03.2019.
Согласно пункту 1 статьи 39.11 Земельного кодекса решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В силу пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если:
1) границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости";
2) на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
4) в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории;
5) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;
5.1) земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона;
6) земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
7) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
8) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
9) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса;
10) земельный участок изъят из оборота, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральным законом изъятые из оборота земельные участки могут быть предметом договора аренды;
11) земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
12) земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка;
13) земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;
14) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
15) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой;
16) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
17) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;
18) земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;
19) земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 24 статьи 39.11 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 данной статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.
Суды, принимая во внимание, что комитет отказался от проведения аукциона за два дня до его проведения, не указав в протоколе об отказе от проведения аукциона от 27.03.2019 оснований для отказа, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.11 Кодекса, пришли к правильному выводу о том, что управление доказало нарушение комитетом при отказе от проведения аукциона требований пункта 24 статьи 39.11 Кодекса.
При этом суды, отказывая в удовлетворении заявления в части признания недействительными пункта 3 решения и предписания, не приняли во внимание следующие обстоятельства.
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Согласно статьям 39, 41 и 50 Закона о защите конкуренции предписания должны выдаваться антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий (пункта 15 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).
Перечень возможных предписаний в отношении организаторов торгов содержится в пункте 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции. По смыслу указанной нормы, антимонопольный орган выдает организатору торгов обязательные к исполнению предписания в целях устранения нарушений порядка организации и проведения торгов. В данном случае комитет отказался от проведения аукциона и аукцион не проводился. Законом о защите конкуренции управлению не предоставлены полномочия по выдаче лицу, осуществляющему распоряжение объектами муниципальной собственности, предписаний по проведению в установленный антимонопольным органом срок торгов по продаже права аренды земельного участка, от проведения которых комитет отказался. Защита прав лиц, чьи права и законные интересы нарушены вследствие непроведения торгов, обеспечивается не посредством выдачи предписаний, а путем обращения в суд с соответствующими исками, в, частности, о взыскании убытков, возникших в связи с отказом от проведения торгов.
Кроме того, предписание о проведении новых торгов выдано без учета письма Комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Таганрога, в котором указано на то, что границы расчетной санитарно-защитной зоны от границы земельного участка, на котором расположена промплощадка - перевалочный склад зерновых, не внесены в ЕГРН и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" и проведение аукциона нецелесообразно до внесения сведений в ЕГРН. Комитет при отказе от проведения торгов и при рассмотрении дела в антимонопольном органе на указанные обстоятельства не ссылался, кроме того, данные обстоятельства не подпадают под перечень оснований для отказа от торгов, предусмотренный в пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса, однако они должны быть учтены при рассмотрении вопроса о проведении новых торгов, принимая во внимание, что согласно пункту 25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222) санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН. Кроме того, согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" жилые здания должны располагаться в соответствии с функциональным зонированием территории города, а участок, отводимый для их размещения, должен находиться за пределами территории санитарно-защитных зон предприятий, соответствовать требованиям, предъявляемым санитарным законодательством к содержанию потенциально опасных для человека физических факторов.
При таких обстоятельствах судебные акты в части отказа в признании недействительными пункта 3 решения и предписания надлежит отменить, в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением судами норм материального права. Для разрешения спора по существу кассационной инстанции не требуется установления новых обстоятельств и исследования новых доказательств, поэтому согласно пункту 2 статьи 287 Кодекса суд вправе, не передавая дела на новое рассмотрение, принять решение об удовлетворении заявления комитета в этой части.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 по делу А53-16787/2019 в части отказа в признании недействительными пункта 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16.04.2019 и предписания от 16.04.2019 отменить, признать недействительными пункт 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16.04.2019 и предписание от 16.04.2019.
В остальной части решение от 19.08.2019 и постановление от 29.10.2019 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень возможных предписаний в отношении организаторов торгов содержится в пункте 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции. По смыслу указанной нормы, антимонопольный орган выдает организатору торгов обязательные к исполнению предписания в целях устранения нарушений порядка организации и проведения торгов. В данном случае комитет отказался от проведения аукциона и аукцион не проводился. Законом о защите конкуренции управлению не предоставлены полномочия по выдаче лицу, осуществляющему распоряжение объектами муниципальной собственности, предписаний по проведению в установленный антимонопольным органом срок торгов по продаже права аренды земельного участка, от проведения которых комитет отказался. Защита прав лиц, чьи права и законные интересы нарушены вследствие непроведения торгов, обеспечивается не посредством выдачи предписаний, а путем обращения в суд с соответствующими исками, в, частности, о взыскании убытков, возникших в связи с отказом от проведения торгов.
Кроме того, предписание о проведении новых торгов выдано без учета письма Комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Таганрога, в котором указано на то, что границы расчетной санитарно-защитной зоны от границы земельного участка, на котором расположена промплощадка - перевалочный склад зерновых, не внесены в ЕГРН и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" и проведение аукциона нецелесообразно до внесения сведений в ЕГРН. Комитет при отказе от проведения торгов и при рассмотрении дела в антимонопольном органе на указанные обстоятельства не ссылался, кроме того, данные обстоятельства не подпадают под перечень оснований для отказа от торгов, предусмотренный в пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса, однако они должны быть учтены при рассмотрении вопроса о проведении новых торгов, принимая во внимание, что согласно пункту 25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222) санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН. Кроме того, согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" жилые здания должны располагаться в соответствии с функциональным зонированием территории города, а участок, отводимый для их размещения, должен находиться за пределами территории санитарно-защитных зон предприятий, соответствовать требованиям, предъявляемым санитарным законодательством к содержанию потенциально опасных для человека физических факторов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 января 2020 г. N Ф08-12497/19 по делу N А53-16787/2019