г. Краснодар |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А20-30/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации (акционерное общество "Каббалкэнерго") (ИНН 0711008455, ОГРН 1020700746901) - Гергова А.Р. (доверенность от 10.01.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Южного межрегионального территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ЮМТУ Росстандарта) (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244) и третьего лица - государственного унитарного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Чегемэнерго", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации (акционерное общество "Каббалкэнерго") на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.08.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 по делу N А20-30/2019, установил следующее.
Кабардино-Балкарское акционерное общество энергетики и электрификации (акционерное общество "Каббалкэнерго") (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ЮМТУ Росстандарта) (далее - управление) от 19.12.2018 N 08-33/32 о привлечении к ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 07.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие Кабардино-Балкарской Республики "Чегемэнерго" (далее - ГУП "Чегемэнерго").
Решением суда от 15.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.10.2019, в удовлетворении заявления отказано на том основании, что управление доказало наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение процедуры привлечения общества к административной ответственности; основания для применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса отсутствуют.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда от 15.08.2019 и постановление апелляционной инстанции от 09.10.2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, судебные акты незаконны и необоснованны, приняты с нарушением норм материального права. Суды не учли, что контрольные мероприятия и замеры качества электроэнергии осуществлены с 05.09.2018 по 12.09.2018 в ходе проверки, проводимой в отношении ГУП "Чегемэнерго", в зоне ответственности данной сетевой организации, где электрическая энергия не соответствует требованиям пункта 4.2.2 (медленные изменения напряжения) ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие приказом Росстандарта от 22.07.2013 N 400-ст (далее - ГОСТ 32144-2013). Суды установили, что проверка проведена в отношении ГУП "Чегемэнерго", и все материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют о допущенных нарушениях именно ГУП "Чегемэнерго", однако оспариваемое постановление вынесено в отношении общества. По мнению подателя кассационной жалобы, общество привлечено к административной ответственности без установления его вины, лишь на основании того, что общество является гарантирующим поставщиком и одним из субъектов электроэнергетики. По мнению общества, суды не учли, что электрическая энергия - специфический товар, его транспортировка от источника выработки до потребителей сопровождается определенными технологическими процессами, которые неизбежно влияют на его параметры, ухудшение качества электрической энергии может произойти по вине любого из субъектов электроэнергетики, в том числе самого потребителя. Кроме того, ГОСТ 32144-2012 устанавливает субъекта электроэнергетики, в чьи обязанности входит соблюдение допустимых значений положительных и отрицательных отклонений напряжения. Общество не является таковым субъектом электроэнергетики и не может нести административную ответственность за действия других лиц.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ГУП "Чегемэнерго" не представило в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, согласно приказу от 28.08.2018 N 01-30/1038 в отношении ГУП "Чегемэнерго" проведена внеплановая проверка в целях государственного контроля (надзора) на основании пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на предмет проверки исполнения ранее выданного предписания от 10.10.2017 N 08-30/10 об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В ходе проверки проведены испытания электрической энергии, результаты которых зафиксированы в протоколах Испытательной лаборатории качества электрической энергии общества с ограниченной ответственностью "Независимый центр сертификации испытаний" (далее - ИЛ КЭЭ ООО "НЦСИ") от 18.19.2018 N 3555 и 3556, содержащих сведения о нарушении требований пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 (медленные изменения напряжения) в электросетях ГУП "Чегемэнерго", через которые общество как гарантирующий поставщик поставляет электроэнергию потребителям.
Исходя из того, что именно общество как гарантирующий поставщик по договору оказания услуг по передаче электрической энергии допустило нарушения требований пункта 4.2.2. ГОСТ 32144-2013, управление составило протокол от 17.12.2018 N 08-29/32 и вынесло постановление от 19.12.2018 N 08-33/32 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, суды сделали вывод о том, что управление доказало совершение обществом правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
В силу статьи 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Статья 3 Закона N 35-ФЗ к субъектам электроэнергетики относит лиц, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности. Энергосбытовые организации определены как организации, осуществляющие энергосбытовую деятельность. Территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Потребители электрической энергии определены как лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Частью 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, определенным в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 10 приложения N 1 к Правилам N 354 напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения в жилых домах проверяются на соответствие, в том числе требованиям ГОСТ 32144-2013, который устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения.
Суды сделали правильный вывод о том, что общество отвечает перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией, ее качество и безопасность в соответствии с техническими регламентами, и иными обязательными требованиями.
Общество документально не опровергло вывод судов о надлежащем документальном подтверждении управлением несоответствия реализуемой обществом электроэнергии требованиям ГОСТ 32144-2013.
Суды правильно указали, что общество как гарантирующий поставщик не выполнило принятые на себя обязательства по продаже потребителям качественной и сертифицированной электроэнергии, чем нарушило законодательство в области технического регулирования, регулирующее отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции в целях, определенных частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), а именно: защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе, потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Суды отметили, что при рассмотрении дела об административном правонарушении общество не представило доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам, суды сделали верный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Часть 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса.
Признав законным постановление управления от 19.12.2018 N 08-33/32 о привлечении общества к ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суды правильно исходили из того, что отклонение напряжения поставляемой обществом электроэнергии от допустимых значений создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде.
Факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения подтвержден материалами дела, в том числе: материалами дела об административном правонарушении, протоколами испытаний ИЛ КЭЭ ООО "НЦСИ" от 18.09.2018 N 3555 и 3556, экспертными заключениями ИЛ КЭЭ ООО "НЦСИ" от 18.09.2019 N 45 и 46.
Доводы кассационной жалобы о привлечении общества к административной ответственности без установления вины лишь на основании того, что общество является гарантирующим поставщиком и одним из субъектов электроэнергетики, повторяют доводы, изложенные в заявлении и апелляционной жалобе общества. Указанным доводам дана надлежащая правовая оценка судами первой и апелляционной инстанций, в том числе с учетом статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основания для переоценки исследованных судами обстоятельств у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом части 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, суды правомерно отклонили довод общества о том, что пунктом 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 обязанность по установлению допустимых значений положительного и отрицательного отклонений напряжения (медленные изменения напряжения) в точках передачи электрической энергии возложена на другого субъекта розничного рынка электроэнергии - сетевую организацию (в данном случае - ГУП "Чегемэнерго").
Суды проверили процедуру привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не установили нарушения, а также основания для применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, и не подлежат отмене или изменению.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, направлены на переоценку доказательств, которые суды первой и апелляционной инстанций оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.08.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 по делу N А20-30/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы о привлечении общества к административной ответственности без установления вины лишь на основании того, что общество является гарантирующим поставщиком и одним из субъектов электроэнергетики, повторяют доводы, изложенные в заявлении и апелляционной жалобе общества. Указанным доводам дана надлежащая правовая оценка судами первой и апелляционной инстанций, в том числе с учетом статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основания для переоценки исследованных судами обстоятельств у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом части 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, суды правомерно отклонили довод общества о том, что пунктом 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 обязанность по установлению допустимых значений положительного и отрицательного отклонений напряжения (медленные изменения напряжения) в точках передачи электрической энергии возложена на другого субъекта розничного рынка электроэнергии - сетевую организацию (в данном случае - ГУП "Чегемэнерго").
Суды проверили процедуру привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не установили нарушения, а также основания для применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 января 2020 г. N Ф08-12908/19 по делу N А20-30/2019