Налоговая и административная ответственность за правонарушения,
связанные с уплатой налогов и сборов
(Табличный комментарий к главе 16 НК РФ и главе 15 КоАП РФ)
Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не оправдал надежд отдельных категорий участников налоговых правоотношений на отмену административной ответственности за правонарушения в области финансов и сборов. Многие юристы считают, что содержащиеся в гл.15 КоАП РФ составы административных правонарушений дублируют составы налоговых правонарушений, ответственность за которые установлена в гл.16 Налогового кодекса РФ. Между тем при сопоставлении положений гл.15 КоАП РФ и гл.16 НК РФ, элементов состава налогового и административного правонарушений можно прийти к выводу о конституционно-правовом соответствии одновременного применения двух видов юридической ответственности.
Объектом административного правонарушения в сфере налогов и сборов, как правило, являются такие общественные отношения, правовое регулирование которых осуществляется налоговым законодательством, в частности НК РФ. Это отношения по уплате налогов и сборов, осуществлению налогового контроля, учету налогоплательщиков. Бланкетный характер норм КоАП РФ не позволяет четко выделить собственный объект административного правонарушения, при том, что налоговые правонарушения и споры признаются некоторыми юристами и правоприменителями не самостоятельным видом правонарушения, а разновидностью административно-правового правонарушения (в таком качестве рассматривает налоговые споры Высший Арбитражный Суд РФ).
Объективная сторона налогового и административного правонарушения представляет собой деяние (т.е. действие или бездействие) лица, направленное на достижение общественно опасных (негативных) последствий. Существенным аспектом в данном случае является наличие причинно-следственной связи между деянием лица и наступившими неблагоприятными последствиями
Субъектом правонарушения является лицо, совершившее это правонарушение и подлежащее в связи с этим наказанию.
В соответствии со ст.107 НК РФ физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Указанный возраст установлен и ст.2.3 КоАП РФ для наступления административной ответственности.
Несмотря на схожие подходы к привлечению к административной и налоговой ответственности (наличие обстоятельств, смягчающих, отягчающих или исключающих ту или иную ответственность), к административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов не могут быть привлечены граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (примечание ст.15.5 КоАП РФ), и юридические лица (последние просто не упоминаются в КоАП РФ в качестве субъектов административных правонарушений в сфере налогов и сборов). Таким образом, административная ответственность в этом случае распространяется на граждан и должностных лиц. Ниже в таблицах указаны субъекты конкретных налоговых и административных правонарушений (индивидуальные предприниматели и юридические лица указаны в связи с административным правонарушением, предусмотренным ст.15.1 КоАП РФ, не находящимся в сфере налогов и сборов, но тесно с ними связанным).
Табл.1. Субъекты налоговой ответственности (по НК РФ)
Субъекты | Статьи НК РФ | ||||||||||||
116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 122 | 123 | 125 | 126 | 128 | 129 | 129.1 | ||
п.1 | п.2 | ||||||||||||
Организации | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + |
Индивидуальные предприниматели |
+ | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + |
Иные физ. лица | + | - | + | + | - | + | - | + | + | + | + | + | + |
Табл.2. Субъекты административной ответственности (по КоАП РФ)
Субъекты | Статьи КоАП РФ | |||||||
15.1 | 15.3 | 15.4 | 15.5 | 15.6 | 17.7 | 17.9 | ||
ч.1 | ч.2 | |||||||
Должностные ли- ца |
+ | + | + | + | + | + | + | + |
Индивидуальные предприниматели |
- | - | - | - | + | - | + | +* |
Граждане | - | - | - | - | + | - | + | +* |
Юридические ли- ца |
+ | - | - | - | - | - | - | - |
* Субъектами данного административного правонарушения могут быть только указанные в ст.17.9 КоАП РФ участники производства по делам об административных правонарушениях - свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. |
Субъективная сторона административного и налогового правонарушений представляет собой психологическое отношение лица к совершаемому им правонарушению. Оно характеризуется главным образом конкретной формой вины. Налоговое и административное правонарушения могут быть совершены умышленно или по неосторожности. Ниже в таблице приводятся характеристика и соотношение форм вины в налоговом и административном правонарушении.
Табл.3. Формы вины при совершении налогового и административного
правонарушений
Формы вины | Характеристика | ||
налоговое (ст.110 НК РФ) | административное (ст.2.2 КоАП РФ) | ||
лицо, его совершившее: | |||
умышленно | 1 | осознавало противоправный характер своего деяния (действия или бездействия), |
|
2 | предвидело вредные последствия своего деяния и |
||
3 | желало или сознательно допускало наступления вредных последствий своего деяния |
||
4 | либо относилось к ним безразлично | ||
по неосто- рожности |
1 | не осознавало противо- правного характера своего деяния, хотя должно было и могло это осознавать |
предвидело возможность наступле- ния вредных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно расчитыва- ло на предотвращение таких пос- ледствий |
либо | |||
2 | не осознавало вредный характер последствий, возникших вследствие противоправного дея- ния, хотя должно было и могло это осознавать |
не предвидело возможности наступ- ления вредных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть |
|
Презумпция невиновности | |||
Примечание | Вина организации в со- вершении налогового правонарушения опреде- ляется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представи- телей, деяния которых обусловили совершение данного налогового правонарушения |
Пункт 4 ст.110 НК РФ содержит важный критерий определения вины организации: вина организации, ее форма определяются в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, деяния которых обусловили совершение данного налогового правонарушения. Это означает, что при совершении налогового правонарушения, "пересекающегося" с соответствующим составом административного правонарушения, первоначально необходимо установить вину должностных лиц в соответствии с КоАП РФ. Форма вины организации в налоговом правонарушении будет соответствовать форме вины должностных лиц в административном правонарушении.
Табл.4. Формы вины в налоговых правонарушениях (по НК РФ)
Формы вины | Статьи НК РФ | |||||||||||||
116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 122 | 23 | 25 | 126 | 128 | 129 | 129.1 | |||
п.1, 2 |
п.3 | п.1 | п.2 | |||||||||||
умышленно | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + |
по неосто- рожности |
+ | - | + | + | + | + | - | + | + | + | - | + | - | + |
Табл.5. Формы вины в административных правонарушениях (по КоАП РФ)
Формы вины | Статьи КоАП РФ | ||||||
15.1 | 15.3 | 15.4 | 15.5 | 15.6 | 17.7 | 17.9 | |
умышленно | + | + | + | + | + | + | + |
по неосто- рожности |
- | + | + | + | + | - | - |
Санкции за налоговые правонарушения аналогичны административным: лицо наказывается денежным взысканием - штрафом. Различаются только размер и порядок их исчисления (административные штрафы за правонарушения в области налогов и сборов всегда исчисляются исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом).
Составы налоговых и соответствующих им административных правонарушений и мера юридической ответственности за из совершение приводятся ниже.
Табл.6. Составы налоговых и соответствующих им административных
правонарушений и мера юридической ответственности
НК РФ | КоАП РФ | |||
Налоговое правонарушение |
Налоговая от- ветственность |
Административное правонарушение |
Административная ответственность |
|
1 | Нарушение налого- плательщиком ус- тановленного ст.83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе от 1 до 90 дней (п.1 ст.116) |
Штраф 5 000 руб. |
Нарушение установ- ленного срока по- дачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе госу- дарственного вне- бюджетного фонда (ч.1 ст.15.3) |
Штраф на долж- ностных лиц от 5 до 10 МРОТ |
2 | Нарушение налого- плательщиком ус- тановленного ст.83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе более чем 90 дней (п.2 ст.116) |
Штраф 10 000 руб. |
||
3 | Ведение деятель- ности организаци- ей или индивиду- альным предприни- мателем без пос- тановки на учет в налоговом органе (п.1 ст.117) |
Штраф 10% от доходов, полученных в течение ука- занного вре- мени в ре- зультате та- кой деятель- ности > = 20000 руб. |
||
4 | Ведение деятель- ности организаци- ей или индивиду- альным предприни- мателем без пос- тановки на учет в налоговом органе более трех меся- цев (п.2 ст.117) |
Штраф 20% от доходов, по- лученных в период дея- тельности без постановки на учет более 90 дней. |
||
5 | Нарушение налого- плательщиком ус- тановленного НК РФ срока пред- ставления в нало- говый орган ин- формации об от- крытии или закры- тии им счета в каком-либо банке (п.1 ст.118) |
Штраф 5 000 руб. |
Нарушение установ- ленного срока представления в налоговый орган или орган государ- ственного внебюд- жетного фонда ин- формации об откры- тии или о закрытии счета в банке или иной кредитной ор- ганизации (ст.15.4) |
Штраф на долж- ностных лиц от 10 до 20 МРОТ |
6 | Непредставление налогоплательщи- ком в установлен- ный законодатель- ством о налогах и сборах срок (и в течение 180 дней по истечении это- го срока) налого- вой декларации в налоговый орган по месту учета (п.1 ст.119) |
Штраф 100 руб. < = 5% от суммы на- лога, подле- жащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный ме- сяц со дня, установлен- ного для ее представления < = 30% ука- занной суммы |
Нарушение установ- ленных законода- тельством о нало- гах и сборах сро- ков представления налоговой деклара- ции в налоговый орган по месту учета (ст.15.5) |
Штраф на долж- ностных лиц от 3 до 5 МРОТ |
7 | Непредставление налогоплательщи- ком налоговой де- кларации в нало- говый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления та- кой декларации (п.2 ст.119) |
Штраф 30% от суммы налога, подлежащей уплате на ос- нове этой де- кларации, и 10% от суммы налога, под- лежащей упла- те на основе этой деклара- ции, за каж- дый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня |
||
8 | Грубое нарушение организацией пра- вил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложе- ния*(1), если эти деяния совершены в течение одного налогового пери- ода (п.1 ст.120) |
Штраф 5 000 руб. |
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и по- рядка ведения кас- совых операций, выразившееся в осуществлении рас- четов наличными деньгами с другими организациями сверх установлен- ных размеров, не оприходовании (не- полном оприходова- нии) в кассу де- нежной наличности, несоблюдении по- рядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных де- нег сверх установ- ленных лимитов (ст.15.1) |
Штраф на долж- ностных лиц от 40 до 50 МРОТ Штраф на юриди- ческих лиц от 400 до 500 МРОТ |
9 | Грубое нарушение организацией пра- вил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в тече- ние более одного налогового пери- ода (п.2 ст.120) |
Штраф 15 000 руб. |
||
10 | Грубое нарушение организацией пра- вил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, совершенные в те- чение одного или нескольких нало- говых периодов, если эти деяния повлекли заниже- ние налоговой ба- зы (п.3 ст.120) |
Штраф 10% от суммы неупла- ченного нало- га > = 15 000 руб. |
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представ- ления бухгалтер- ской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных докумен- тов*(2) (ст.15.11) |
Штраф на долж- ностных лиц от 20 до 30 МРОТ |
11 | Неуплата или не- полная уплата сумм налога в ре- зультате заниже- ния налоговой ба- зы, иного непра- вильного исчисле- ния налога или других неправо- мерных действий (бездействия), если эти деяния были совершены по неосторожности (п.1 ст.122) |
Штраф 20% от неуплаченных сумм налога |
||
12 | Неуплата или не- полная уплата сумм налога в ре- зультате заниже- ния налоговой ба- зы или иного не- правильного ис- числения налога, подлежащего упла- те в связи с пе- ремещением това- ров через тамо- женную границу Российской Феде- рации, если эти деяния были со- вершены по неос- торожности (п.2 ст.122) |
Штраф 20% от неуплаченных сумм налога |
||
13 | Неуплата или не- полная уплата сумм налога в ре- зультате заниже- ния налоговой ба- зы, иного непра- вильного исчисле- ния налога или других неправо- мерных действий (бездействия), если эти деяния были совершены умышленно (п.3 ст.122) |
Штраф 40% от неуплаченных сумм налога |
||
14 | Неуплата или не- полная уплата сумм налога в ре- зультате заниже- ния налоговой ба- зы или иного не- правильного ис- числения налога, подлежащего упла- те в связи с пе- ремещением това- ров через тамо- женную границу Российской Феде- рации, если эти деяния были со- вершены умышленно (п.3 ст.122) |
Штраф 40% от неуплаченных сумм налога |
||
15 | Неправомерное не- перечисление (не- полное перечисле- ние) сумм налога, подлежащего удер- жанию и перечис- лению налоговым агентом (ст.123) |
Штраф 20% от суммы, подле- жащей пере- числению |
||
16 | Несоблюдение ус- тановленного НК РФ порядка владе- ния, пользования и (или) распоря- жения имуществом, на которое нало- жен арест (ст.125) |
Штраф 10 000 руб. |
||
17 | Непредставление в установленный срок налогопла- тельщиком (нало- говым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведе- ний, предусмот- ренных НК РФ и иными актами за- конодательства о налогах и сборах (п.1 ст.126) |
Штраф 50 руб. за каждый не- представлен- ный документ |
Непредставление в установленный за- конодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государ- ственного внебюд- жетного фонда оформленных в ус- тановленном поряд- ке документов и (или) иных сведе- ний, необходимых для осуществления налогового контро- ля, а равно пред- ставление таких сведений в непол- ном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предус- мотренных ч.2 ст.15.6 КоАП РФ*(3) (ч.1 ст.15.6) |
Штраф на граждан от 1 до 3 МРОТ Штраф на должнос- тных лиц от 3 до до 5 МРОТ |
18 | Непредставление налоговому органу сведений о на- логоплательщике, выразившееся в отказе организа- ции предоставить имеющиеся у нее документы, пред- усмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплатель- щике по запросу налогового орга- на, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо представле- ние документов с заведомо недосто- верными сведени- ями, если такое деяние не содер- жит признаков на- рушения законода- тельства о нало- гах и сборах, предусмотренного ст.135.1 НК РФ*(4) (п.2 ст.126) |
Штраф 5 000 руб. |
Непредставление должностным лицом органа, осущест- вляющего государ- ственную регистра- цию юридических лиц, физических лиц в качестве ин- дивидуальных пред- принимателей, вы- дачу физическим лицам лицензий на право занятия час- тной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского сос- тояния, учет и регистрацию иму- щества и сделок с ним, либо нотариу- сом или должност- ным лицом, уполно- моченным совершать нотариальные дей- ствия, в установ- ленный срок в на- логовые органы сведений, необхо- димых для осущест- вления налогового контроля, а равно представление та- ких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ч.2 ст.15.6) |
Штраф от 5 до 10 10 МРОТ |
19 | Неявка либо укло- нение от явки без уважительных при- чин лица, вызыва- емого по делу о налоговом право- нарушении в ка- честве свидетеля (ст.128) |
Штраф 1 000 руб. |
Умышленное невы- полнение требова- ний прокурора, вы- текающих из его полномочий, уста- новленных феде- ральным законом, а равно законных требований следо- вателя, дозновате- ля или должностно- го лица, осущест- вляющего производ- ство по делу об административ- ном правонарушении (ст.17.7) |
Штраф на должнос- тных лиц от 20 до до 30 МРОТ |
20 | Неправомерный от- каз свидетеля от дачи показаний, а равно дача заве- домо ложных пока- заний (ст.128) |
|||
21 | Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в прове- дении налоговой проверки (п.1 ст.129) |
Штраф 500 руб. |
||
22 | Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление пе- реводчиком заве- домо ложного пе- ревода (п.2 ст.129) |
Штраф 1 000 руб. |
Заведомо ложные показания свидете- ля, пояснение спе- циалиста, заключе- ние эксперта или заведомо непра- вильный перевод при производстве по делу об админи- стративном право- нарушении (ст.17.9) |
Штраф на от 10 до 15 МРОТ |
23 | Неправомерное не- сообщение (не- своевременное со- общение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому орга- ну, при отсутст- вии признаков на- логового правона- рушения, предус- мотренного ст.126 НК РФ*(5), если эти деяния совер- шены однократно в течение календар- ного года (п.1 ст.129.1) |
Штраф 1 000 руб. |
Административная ответственность за непредставление сведений, необходи- мых для осуществления налогового контроля, установлена ст.15.6 КоАП РФ (см. п.17, 18 настоящей таблицы) |
|
24 | Неправомерное не- сообщение (не- своевременное со- общение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому орга- ну, при отсутст- вии признаков на- логового правона- рушения, предус- мотренного ст.126 НК РФ*(6), если эти деяния совер- шены повторно в течение календар- ного года (п.2 ст.129.1) |
Штраф 5 000 руб. |
А.Н. Ткач,
эксперт журнала "Право и экономика",
старший преподаватель Российской правовой академии
Министерства юстиции Российской Федерации,
специалист по административному и финансовому праву
"Право и экономика", N 9, сентябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст.120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (п.3 ст.120 НК РФ).
*(2) Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в соответствии со ст.15.11 КоАП РФ понимается:
искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
*(3) Об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.15.6 КоАП РФ, см. в п.18 настоящей таблицы.
*(4) В соответствии с п.1 ст.135.1 НК РФ непредоставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного п.2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Согласно п.2 ст.135.1 НК РФ непредоставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. рублей.
*(5) О налоговом правонарушении, предусмотренном ст.126 НК РФ, см. п.17, 18 настоящей таблицы.
*(6) О налоговом правонарушении, предусмотренном ст.126 НК РФ, см. п.17, 18 настоящей таблицы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговая и административная ответственность за правонарушения, связанные с уплатой налогов и сборов (Табличный комментарий к главе 16 НК РФ и главе 15 КоАП РФ)
Автор
А.Н. Ткач - эксперт журнала "Право и экономика", старший преподаватель Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, специалист по административному и финансовому праву
Родился 31 октября 1979 г. в г.Москве. В 2002 г. с отличием окончил факультет права Государственного университета - Высшей школы экономики.
Руководитель авторского коллектива, ответственный редактор и соавтор постатейных комментариев к Гражданскому кодексу РФ, части третьей (М., 2003 г.), Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" 2001 г. (М., 2003 г.). Автор и соавтор ряда публикаций по различным отраслям права в юридических журналах. В журнале "Право и экономика" ведет рубрику "Финансы и налоги". Руководит авторскими коллективами по написанию аналитических комментариев к действующему российскому законодательству.
"Право и экономика", 2003, N 9