г. Краснодар |
|
30 января 2020 г. |
Дело N А32-32912/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Аваряскина В.В. и Коржинек Е.Л., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2019 по делу N А32-32912/2019, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи (далее - департамент) от 26.03.2018 N 211-р "Об изъятии муниципального недвижимого имущества из оперативного управления муниципального бюджетного учреждения здравоохранения г. Сочи "Центр медицинской профилактики" и закреплении на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением культуры г. Сочи "Дом культуры"" (далее - распоряжение).
Решением суда первой инстанции от 28.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.11.2019, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что распоряжение создает препятствия к осуществлению субъектом Российской Федерации государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации, что нарушает права органов государственной власти Краснодарского края и граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
В кассационной жалобе департамент просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, избран ненадлежащий способ защиты, спорный объект включен в реестр объектов муниципальной собственности. В момент вступления в силу распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.03.2018 N 76-р "Об организации работы по передаче имущественных комплексов муниципальных организаций здравоохранения в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе" нежилые помещения N 48, 51 - 59, 61 - 72 третьего этажа (литера А) площадью 326 кв. м, расположенные по адресу: г. Сочи, ул. Навагинская, 9, находилось в оперативном управлении муниципального бюджетного учреждения культуры г. Сочи "Дом культуры" и не использовалось в целях охраны здоровья.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что 26.03.2018 распоряжением департамента N 211-р объект недвижимого имущества - нежилые помещения N 48, 51 - 59, 61 - 72 третьего этажа (литера А) общей площадью 326 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Навагинская, 9, изъят из оперативного управления муниципального бюджетного учреждения здравоохранения г. Сочи "Центр медицинской профилактики".
Заявитель считает, что распоряжение департамента принято с нарушением действующего законодательства и нарушает права и законные интересы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента имущественных отношений Краснодарского края в суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как верно установили суды, объект недвижимости - нежилые помещения N 48, 51 - 59, 61 - 72 третьего этажа (литера А) общей площадью 326 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Навагинская, 9, ранее закреплен на праве оперативного управления за МБУЗ города Сочи "Центр медицинской профилактики" и использовался в целях оказания медицинской помощи населению г. Сочи.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации. Указанные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи установлены и подпунктом 21 пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В связи с принятием Закона N 323-ФЗ ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи гражданам переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Спорный объект недвижимости подпадает под условия, указанные в части 12 статьи 100 Закона N 323-ФЗ, а именно: использовался в целях охраны здоровья, а также находился в муниципальной собственности до дня вступления в силу названного Федерального закона.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.03.2018 N 76-р, в том числе, главе муниципального образования г. Сочи в целях передачи муниципальных медицинских организаций предлагалось предоставить в адрес министерства здравоохранения Краснодарского края пакеты документов в соответствии с ПП РФ N 374 в 4 квартале 2018 года.
На основании представленных документов и в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.12.2018 N 327-р "Об утверждении перечня муниципальных учреждений здравоохранения, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края безвозмездной основе" МБУЗ города Сочи "Центр медицинской профилактики" принято в государственную собственность Краснодарского края.
Предложение о передаче указанного объекта в установленном порядке в адрес Министерства здравоохранения Краснодарского края от администрации муниципального образования г. Сочи не поступало.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что спорные помещения учреждение здравоохранения использовало по целевому назначению и изъяты они распоряжением в отсутствие правовых оснований, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя жалобы не принимаются во внимание, так как не имеют правового значения. Ссылка на нахождение спорных помещений с 30.03.2018 у иных лиц и не использование их в целях охраны здоровья не подтверждена документально, и не влияет на законность выводов судов о недействительности спорного распоряжения.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2019 по делу N А32-32912/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации. Указанные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи установлены и подпунктом 21 пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В связи с принятием Закона N 323-ФЗ ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи гражданам переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Спорный объект недвижимости подпадает под условия, указанные в части 12 статьи 100 Закона N 323-ФЗ, а именно: использовался в целях охраны здоровья, а также находился в муниципальной собственности до дня вступления в силу названного Федерального закона."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 января 2020 г. N Ф08-12586/19 по делу N А32-32912/2019