г. Краснодар |
|
03 февраля 2020 г. |
Дело N А53-2072/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Алексеева Р.А. и Рыжкова Ю.В., при ведении протокола помощником судьи Смирновым К.Н. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (ИНН 6167049710, ОГРН 1026103159840) - Княжиченко С.Н. (доверенность от 19.04.2019), от ответчика - товарищества собственников жилья "Новая Русь-101" (ИНН 6140024556, ОГРН 1066100041996) - Савина Р.В. и Покачалова М.В. (доверенности от 01.01.2019, 01.10.2019), рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Новая Русь-101" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2019 по делу N А53-2072/2019, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ТСЖ "Новая Русь-101" (далее - товарищество, ТСЖ) о взыскании 374 124 рублей 32 копеек задолженности за март 2018 года и 113 834 рублей 71 копейки неустойки с 11.04.2018 по 16.07.2019 по договору поставки газа (уточненные требования).
Решением от 19.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.09.2019, иск удовлетворен. Суды согласились с позицией истца о неисправности узла учета газа (УУГ) и определением объема потребленного газа в спорный период расчетным способом (по нормативам).
В кассационной жалобе ТСЖ просит отменить судебные акты и отказать в иске в части взыскания задолженности, рассчитанной по нормативу потребления газа. Заявитель ссылается на отсутствие надлежащих доказательств безучетного потребления газа. Представленный обществом график потребления газа составлен без учета погодных условий и количества проживающих лиц. Ссылка в актах проверок на возможность отбора газа без его учета и нарушения пломб в связи с отсутствием контроля герметичности перекрытия байпасной линии носит предположительный характер, данные о срыве пломб не отражены. Доказательства повреждения или деформации пломбировочной нити отсутствуют. Суды необоснованно применили к спорным правоотношениям положения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549). Заявитель указывает, что отраженные в актах проверки сведения о несоответствии УУГ требованиями ГОСТ Р 8.740-2011 не могут быть приняты во внимание, поскольку УУГ принят в эксплуатацию в 2009 году. Суды не учли, что дополнительным соглашением от 03.12.2015 N К1/15 сторонами установлено применение расчетного метода коррекции объема газа по температуре и давлению с применением коэффициента 4,3 на объем газа, рассчитанного по показаниям прибора учета. При проведении поверок УУГ и составлении актов истцом допущены существенные нарушения Правил N 549.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклонило ее доводы.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Ростовская региональная компания по реализации газа" (ныне - общество; поставщик) и товарищество (покупатель) заключили договора поставки газа от 23.08.2010 N 43-3-01618/10-Н-К (с учетом дополнительных соглашений от 01.11.2010, 26.06.2016, 23.08.2017), по которому поставщик обязался поставлять, а покупатель получать (выбирать) газ и оплачивать стоимость газа и плату за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ). Согласно пункту 5.4 договора расчеты за поставленный газ производятся со счета покупателя на расчетный счет поставщика ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, путем выписки покупателем платежных поручений с указанием номера договора, даты его заключения, стоимости газа, размера ПССУ, наименования периода (месяца) расчета. В силу пункта 2.2 договора учет газа, подаваемого поставщиком на коммерческие нужды покупателя, производится по формуле: Vкомм = K*Vф, где Vкомм - фактический объем газа на коммерческие нужды; Vф - фактический объем газа, зафиксированный показаниями УУГ или рассчитанный согласно пункту 4.14 договора; K - коэффициент, учитывающий соотношение объема газа, потребляемого на коммерческие нужды, к общему объему газа, определяется как соотношение отапливаемой площади коммерческих помещений нежилого фонда (Sкомм) к общей отапливаемой площади всех помещений (Sобщ), К=0,213, Sобщ = 11 354 м2, Sкомм = 2416,3 м2. Пунктом 4.14 договора установлено, что в случаях отсутствия или неисправности УУГ у покупателя, отсутствия или нарушения пломб, установленных поставщиком и (или) ГРО на УУГ, байпасной линии УУГ, недопуска представителей поставщика или ГРО для проверки приборов учета газа, наличия неповеренных средств измерения в составе УУГ, в том числе служащего устройства (СУ) и вычислителя (корректора), количество поданного газа на отопление коммерческих помещений определяется исходя из отапливаемой площади коммерческих помещений и нормы расхода на 1 м2 отапливаемой площади в месяц отопительного периода. В соответствии с пунктом 4.6 договора в качестве временной меры при отсутствии автоматического приведения расхода газа к стандартным условиям применяется расчетный метод коррекции объема газа по температуре и давлению, данные для приведения объемов газа принимаются согласно таблице N 4. Срок приведения УУГ в соответствие с требованиями нормативных документов покупатель должен согласовать с поставщиком.
Дополнительным соглашением от 03.12.2016 стороны дополнили пункт 4.6 договора новым абзацем в следующей редакции: " В связи с отсутствием автоматического приведения расхода газа к стандартным условиям по объекту потребления (г. Азов, ул. Московская, 86) применяется расчетный метод коррекции объема газа по температуре и давлению. Приведение объемов газа к стандартным условиям осуществляется умножением согласованного сторонами коэффициента (4,300) на расход газа, рассчитанного по показаниям счетчика RVG (1:20) G65 заводской номер 29033589.
27 марта 2018 года представитель ТСЖ Косенко Т.И. направил в адрес начальника Азовского участка общества письмо с просьбой произвести демонтаж пломб с корректора учета газа в многоквартирных домах по адресу: г. Азов, ул. Московская, 86, Ленинградская, 101 для целей проверки средств измерений.
Общество обеспечило выполнение заявки ответчика. В ходе проверок представителем поставщика УУГ обнаружены и отражены в актах от 02.04.2018 N 25095207 следующие нарушения: отсутствует акта соответствия методики выполнения измерения в составе фактически установленных средств измерений; не представлен акт измерения внутреннего диаметра тр-да (нарушен пункт 9.5.6 Гост Р 8.740-2011); монтаж датчиков давления и температуры не соответствует проектной документации (нарушен пункт 2.10 "Правила учета газа", а также требованиям завода-изготовителя счетчика газа ЛГТИ 407273.001 РЭ); установленные средства измерения не соответствуют проекту, а именно: датчики температуры и давления (нарушен пункт 2.10 "Правила учета газа"); фактическое давление газа в точке подключения не соответствует проектной документации, а также техническим условиям (согласно техническим условиям давления Р=1.5 кгс/см2); не предоставлен допуск к осмотру ГИО, нет возможности определить мощность всего установленного оборудования, а следовательно, правильность подбора средств измерений УУГ (нарушен пункт 3.2.7 договора поставки); существует возможность отбора газа без его учета, а именно: пломбировочная проволока ослаблена, контровочная гайка, фиксирующая ручку задвижки байпасной линии, снимается без нарушения целостности пломбы поставщика, фото видео материал прилагается (нарушен пункт 21 "Правила поставки газа" от 05.02.1998 N 162); отсутствует возможность контроля герметичности перекрытия байпасной линии П 5.30 СП 42-101-2003. При анализе газопотребления выявлена работа узла учета ниже нижней границы предела измерения счетчика газа, зафиксированы нештатные ситуации "НС" 4,18, УУГ не соответствует пункту 7.4.3 ГОСТ Р 8.740-2011, а именно: диапазон применяемых средств измерения должны соответствовать диапазонам измерений контролируемых параметров; УУГ не соответствует пункту 9.2.8.6 ГОСТ Р 8.740-2011, а именно: средства обработки результатов измерений должны быть защищены от несанкционированного вмешательства. В актах указано, что узел учета не допускается к применению в качестве коммерческого.
Обществом произведен расчет объема отобранного в спорный период газа исходя из утвержденного решением Региональной службой по тарифам Ростовской области от 25.12.2003 N 14/1 норматива потребления природного газа для отопления (23,8 куб. м3 на 1 м2 отапливаемой площади), который составил 57 508 м3 общей стоимостью 470 328 рублей 36 копеек.
С учетом частичной оплаты 25 402 рублей 73 копеек долг товарищества составил 374 124 рубля 32 копейки.
Направленная обществом претензия от 14.06.2018 с требованием оплаты задолженности оставлена ТСЖ без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 309, 310, 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктами, 1, 3, 28, 35, 41 Правила N 549, пунктом 25 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), пунктами 2.10, 3.9, 3.10 Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа).
Суды исходили из того, что при проверке поставщиком средств измерения газа потребителя выявлены нарушения; УУГ не соответствовал аттестованной методике измерения и требованиям ГОСТа Р 8.740-2011; суд первой инстанции указал на нарушение пломбы.
Однако суды не учли следующего.
ГОСТ Р 8.740-2011 утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 N 1049-ст для добровольного применения (пункт 1 приказа).
После издания приказа Росстандарта от 28.12.2016 N 2024 применение ГОСТа Р 8.740-2011 стало обязательным для организаций любой формы собственности, в том числе для ответчика. Вместе с тем названным стандартом не установлен порядок и сроки замены узлов учета, ранее соответствовавших техническим требованиям.
Пункт 12.1.1 ГОСТа Р 8.740-2011 устанавливает, что проверка реализации методик измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляется перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа. Согласно пункту 12.1.4 ГОСТа по результатам проверки составляется акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения ГОСТ.
Заключенный сторонами договор не содержит обязанности ответчика по проведению проверок реализации методики выполнения измерений в иных случаях, помимо установленных ГОСТ Р 8.740-2011.
Ввиду отсутствия в спорный период случаев, установленных в пункте 12.1.1 ГОСТа Р 8.740-2011, ответчик не должен был проводить проверку состояния и применения средств измерений на соответствие методики выполнения измерений (соответственно отсутствовала обязанность иметь акт реализации методики выполнения измерений).
В деле отсутствуют сведения о том, что на момент ввода УУГ в эксплуатацию имелись какие-либо замечания к данному узлу либо он не соответствовал действовавшим требованиям.
Кроме того, для приведения расхода газа к стандартным условиям стороны согласовали применение коэффициента (4,300).
Также в материалах настоящего дела нет доказательств согласования сторонами порядка и срока приведения спорного УУГ в соответствие с требованиями новых нормативных документов.
В упомянутых актах сведения о нарушении пломб на УУГ не отражены, а указанные в актах нарушения (в виде ослабления пломбировочной проволоки и наличия возможности снятия контровочной гайки, фиксирующей ручку задвижки байпасной линии, без разрушения пломбы) могли быть вменены потребителю только при доказанности того, что эти нарушения вызваны именно действиями потребителя, а не действиями поставщика, устанавливавшего на УУГ защитные средства.
При изложенных обстоятельствах выводы судов не могут быть признаны соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам, поэтому решение и постановление надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение для устранения указанных нарушений.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2019 по делу N А53-2072/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 309, 310, 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктами, 1, 3, 28, 35, 41 Правила N 549, пунктом 25 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), пунктами 2.10, 3.9, 3.10 Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа).
...
ГОСТ Р 8.740-2011 утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 N 1049-ст для добровольного применения (пункт 1 приказа).
После издания приказа Росстандарта от 28.12.2016 N 2024 применение ГОСТа Р 8.740-2011 стало обязательным для организаций любой формы собственности, в том числе для ответчика. Вместе с тем названным стандартом не установлен порядок и сроки замены узлов учета, ранее соответствовавших техническим требованиям.
...
Заключенный сторонами договор не содержит обязанности ответчика по проведению проверок реализации методики выполнения измерений в иных случаях, помимо установленных ГОСТ Р 8.740-2011."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 февраля 2020 г. N Ф08-11939/19 по делу N А53-2072/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11939/19
15.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16148/20
29.07.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-2072/19
03.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11939/19
21.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15318/19
19.07.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-2072/19