г. Краснодар |
|
04 февраля 2020 г. |
Дело N А32-31806/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Трифоновой Л.А.,
без вызова и участия истца - общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Согласие"" (ИНН 7706196090, ОГРН 1027700032700), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ЮТК" (ИНН 2315166155, ОГРН 1112315002260), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Согласие"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2019 (резолютивная часть) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 по делу N А32-31806/2019,
установил следующее.
ООО "СК "Согласие"" (далее - истец, компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "ЮТК" (далее - ответчик, общество) о взыскании 20 100 рублей страхового возмещения в порядке регресса.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 10.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.10.2019, в иске отказано. Суды исходили из того, что иск не может быть удовлетворен только по формальным основаниям.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и удовлетворить иск, ссылаясь на то, что суды нарушили нормы материального права, поскольку компания возместила страховое возмещение страховой компании потерпевшего. Ответчик не направил страховщику извещение о дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП) в течение пяти рабочих дней, однако, подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) не отменяет обязанность виновника ДТП уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая.
Отзыв на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что 08.11.2018 по адресу: г. Шахты, ул. Чапаева, 78/2 произошло ДТП в результате наезда автомобиля Камаз, государственный регистрационный знак О593ТК 123, принадлежащего обществу, под управлением Чкуасели Андрея Валентиновича (далее - Чкуасели А.В., водитель) на стоящий автомобиль Freightliner, государственный регистрационный знак С439ЕО123. В результате ДТП автомобиль Freightliner получил механические повреждения.
Чкуасели А.В. свою вину в указанном ДТП признал полностью. Гражданская ответственность общества на момент происшествия была застрахована компанией по договору обязательного страхования МММ N 5004970204.
Факт ДТП оформлен его участниками без вызова сотрудников ГИБДД в соответствие со статьей 11 Закона об ОСАГО.
Компания признала ущерб, причиненный автомобилю Freightliner, страховым случаем и возместила потерпевшему причиненные вследствие страхового случая убытки в размере 20 100 рублей.
Ссылаясь на неисполнение обществом обязанности по направлению экземпляра заполненного бланка извещения о ДТП, компания обратилась к нему с требованием о возврате выплаченного страхового возмещения в порядке регресса.
В силу пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о ДТП, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к ДТП транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.
На основании подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 названного Закона страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если указанное лицо в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 N 1059-О следует, что по смыслу пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к ДТП, бланка извещения о ДТП страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 данной статьи, представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением не рабочих праздничных дней, со дня ДТП.
В пункте 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" разъяснено, что в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, на водителей, причастных к ДТП, возложена обязанность в течение пяти рабочих дней направить в адрес страховщиков, застраховавших их гражданскую ответственность, бланк извещения о ДТП (пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО). Признание судом причин пропуска причинителем вреда пятидневного срока для направления в адрес страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, бланка извещения о ДТП уважительными (например, тяжелая болезнь или другие, не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности исполнить свою обязанность) является основанием для отказа в удовлетворении требований страховщика, осуществившего страховое возмещение, о взыскании с причинителя вреда денежной суммы в размере осуществленного страхового возмещения на основании подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.
Отказывая в иске, суды исходили из того, что извещение о ДТП от 08.11.2018, акт осмотра автомобиля от 15.11.2018 N 1966-18 представлены в материалы дела истцом, который владея ими и не имея сомнений относительно обстоятельств ДТП, признал его страховым случаем (не получив от лица, признавшего себя виновным в ДТП - пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО - извещения и, согласившись таким образом не проводить осмотр или экспертизу транспортного средства (то есть те действия, для проведения которых закон устанавливает обязанность направления извещения о ДТП), и платежным поручением от 23.11.2018 N 37633 выплатил страховое возмещение в сумме 20 100 рублей.
Суды правильно указали, что предусмотренная названной нормой права обязанность направления извещения о ДТП страховщику направлена на исключение у него сомнений относительно наступления страхового случая и предоставления ему возможности осмотра автомобиля при наличии сомнений относительно размера страхового возмещения. И поскольку при установленных по данному делу обстоятельствах (наличие такого извещения у истца) невыполнение указанного правила ответчиком не повлияло на решение истца осуществить выплату. Истец не доказал, что в данной ситуации ненаправление страховщику извещения могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение.
Поэтому суды отказали в иске, сослались на формальное применение истцом положений подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.
Доводы кассационной жалобы не опровергают эти выводы судов и не свидетельствуют о существенном нарушении судами норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 по делу N А32-31806/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.02.2020.
Судья |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в иске, суды исходили из того, что извещение о ДТП от 08.11.2018, акт осмотра автомобиля от 15.11.2018 N 1966-18 представлены в материалы дела истцом, который владея ими и не имея сомнений относительно обстоятельств ДТП, признал его страховым случаем (не получив от лица, признавшего себя виновным в ДТП - пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО - извещения и, согласившись таким образом не проводить осмотр или экспертизу транспортного средства (то есть те действия, для проведения которых закон устанавливает обязанность направления извещения о ДТП), и платежным поручением от 23.11.2018 N 37633 выплатил страховое возмещение в сумме 20 100 рублей.
Суды правильно указали, что предусмотренная названной нормой права обязанность направления извещения о ДТП страховщику направлена на исключение у него сомнений относительно наступления страхового случая и предоставления ему возможности осмотра автомобиля при наличии сомнений относительно размера страхового возмещения. И поскольку при установленных по данному делу обстоятельствах (наличие такого извещения у истца) невыполнение указанного правила ответчиком не повлияло на решение истца осуществить выплату. Истец не доказал, что в данной ситуации ненаправление страховщику извещения могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение.
Поэтому суды отказали в иске, сослались на формальное применение истцом положений подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 февраля 2020 г. N Ф08-11931/19 по делу N А32-31806/2019