Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 389981-8 "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции"
(в части совершенствования законодательства о противодействии коррупции)
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением Комитета от 20 июля 2023 г. N 57/2)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24 июля 2023 года (протокол N 118, пункт 102) Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрен проект федерального закона N 389981-8 "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Правовой статус главы муниципального образования определен частью 1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), согласно которой глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Федеральным законом N 131-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального образования в обязательном порядке входит в структуру органов местного самоуправления (часть 1, часть 2 статьи 34).
Глава муниципального образования, независимо от способа его избрания, а также от того, исполняет он полномочия руководителя местной администрации или председателя представительного органа муниципального образования, обладает особым статусом, поскольку выполняет определенные публичные функции. Особый статус главы муниципального образования требует наложения на него и специальных ограничений, позволяющих минимизировать возможную коррупционную деятельность данного лица.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и другими федеральными законами.
Статьей 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ устанавливаются ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности.
Согласно части 3.1 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие должности глав муниципальных образований и осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, не вправе осуществлять деятельность, предусмотренную пунктами 4-11 части 3 данной статьи.
Таким образом, на лиц, замещающих должности глав муниципальных образований и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, распространяются ограничения и запреты, установленные частью 3 статьи 12 1 Федерального закона N 273-ФЗ за исключением запрета замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.
Законопроектом предлагается изложить часть 3.1 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ в новой редакции, дополнив ее запретом на совмещение должности главы муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, с другими должностями в органе местного самоуправления этого муниципального образования и (или) должностью руководителя муниципального учреждения либо муниципального предприятия этого муниципального образования.
Следует отметить, что устанавливаемый запрет для глав муниципальных образований на замещение других должностей в органах государственной власти и органах местного самоуправления корреспондируется с запретом, установленным частью 3.3-1 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на непостоянной основе. По мнению Комитета, не менее важным является установление запрета на совмещение должности главы муниципального образования с должностью руководителя учреждения либо предприятия этого муниципального образования, поскольку при таком совмещении должностей могут возникнуть высокие коррупционные риски.
В целом Комитет отмечает, что принятие законопроекта позволит повысить эффективность реализации мер по противодействию коррупции.
На основании изложенного Комитет поддерживает данный законопроект.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.