В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации ответственной государственной долговой политики Московской области и повышения ее эффективности в 2024 - 2026 годах Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Московской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области в процессе управления муниципальным долгом руководствоваться основными направлениями государственной долговой политики Московской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
3. Министерству информационных и социальных коммуникаций Московской области обеспечить официальное опубликование (размещение) настоящего постановления на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru) и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Первый Вице-губернатор |
И.Н. Габдрахманов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Московской области
от 28.09.3023 N 785-ПП
Основные направления
государственной долговой политики Московской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
I. Общие положения
1. Основные направления государственной долговой политики Московской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - государственная долговая политика Московской области) разработаны в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации ответственной государственной долговой политики Московской области и повышения ее эффективности.
2. Под государственной долговой политикой Московской области понимается стратегия управления государственными заимствованиями Московской области, направленная на эффективное регулирование государственного долга Московской области, поддержание его объема на безопасном уровне, минимизацию стоимости его обслуживания, равномерное распределение во времени платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга Московской области, и снижение влияния долговой нагрузки на бюджет Московской области.
Государственная долговая политика Московской области является частью бюджетной политики Московской области.
II. Итоги реализации государственной долговой политики Московской области за 2022 год
3. Государственная долговая политика Московской области в 2022 году была направлена на сдерживание роста объема расходов на обслуживание государственного долга Московской области, обеспечение показателей долговой устойчивости, позволяющих отнести Московскую область к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
По итогам 2022 года государственный долг Московской области составил 289,9 млрд рублей, при этом в результате проведенных мероприятий были достигнуты следующие результаты:
долговая нагрузка снижена с 41,8% до 39,9%;
доля рыночных заимствований сокращена с 59,5% до 39,8%;
отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Московской области к расходам бюджета Московской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, снижено с 1,9% до 1,1%;
стоимость обслуживания государственного долга Московской области снижена с 3,9% до 2,9%.
В структуре долгового портфеля Московской области государственные ценные бумаги составляют 36,2% от общего объема государственного долга Московской области, кредиты, привлеченные в коммерческих банках,- 3,6%, бюджетные кредиты - 60,2%.
В 2022 году Московской областью реализованы следующие мероприятия по оптимизации объема и структуры государственного долга Московской области:
в целях погашения долговых обязательств консолидированного бюджета Московской области по рыночным заимствованиям из федерального бюджета привлечен бюджетный кредит в объеме 55,7 млрд рублей на срок до 2028 года по ставке 0,1%, из которых 2,5 млрд рублей предоставлены муниципальным образованиям Московской области на срок до 2026 года для погашения долговых обязательств по рыночным заимствованиям муниципальных образований Московской области;
реструктурированы бюджетные кредиты в объеме 39,5 млрд рублей на срок до 2029 года;
на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов из федерального бюджета в бюджет Московской области привлечен бюджетный кредит на срок до 2037 года в объеме 11,4 млрд рублей по ставке 3,0%.
При этом за указанный период осуществлено погашение государственных ценных бумаг Московской области в объеме 24,2 млрд рублей, а также досрочное погашение коммерческих кредитов в объеме 29,0 млрд рублей.
Расходы бюджета Московской области на обслуживание государственного долга Московской области по итогам 2022 года составили 9,9 млрд рублей или 1,1% объема расходов бюджета Московской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета.
Обязательства по обслуживанию государственного долга Московской области выполнялись своевременно и в полном объеме.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления государственной долговой политики Московской области
4. Основными факторами, определяющими характер и направления государственной долговой политики Московской области, являются:
1) рост потребностей бюджета Московской области в рамках реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержки населения;
2) ухудшение текущей экономической ситуации, вызванной санкционным давлением со стороны иностранных государств;
3) необходимость выполнения обязательств по непревышению уровня дефицита и рыночного долга, принятых по соглашениям о реструктуризации и привлечению бюджетных кредитов на погашение долговых обязательств.
IV. Цели и задачи государственной долговой политики Московской области
5. Целями государственной долговой политики Московской области являются:
1) повышение долгосрочной финансовой устойчивости и самостоятельности бюджета Московской области;
2) оптимизация структуры государственного долга Московской области по видам инструментов государственных заимствований;
3) обеспечение прозрачности процессов управления государственным долгом Московской области.
6. Задачами государственной долговой политики Московской области являются:
1) соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации по предельному объему государственного долга Московской области и расходам на его обслуживание;
2) поддержание долговой нагрузки бюджета Московской области на экономически безопасном уровне;
3) своевременное исполнение долговых обязательств Московской области;
4) обеспечение оптимальной структуры государственных заимствований по видам инструментов и срокам их погашения;
5) обеспечение привлечения необходимых объемов бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджету Московской области на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
6) оптимизация расходов на обслуживание государственного долга Московской области;
7) использование инструментов "инфраструктурного меню" для списания бюджетных кредитов.
V. Инструменты реализации государственной долговой политики Московской области
7. Инструментами реализации государственной долговой политики Московской области являются:
1) контроль при среднесрочном планировании объемов государственных заимствований, осуществляемых в текущих и прогнозируемых экономических условиях;
2) активная реализация постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2021 N 1740 "Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, методики расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме поступления в федеральный бюджет которых Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1705" в целях создания условий списания задолженности по бюджетным кредитам;
3) использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами Московской области:
корректировка сроков привлечения государственных заимствований;
досрочное погашение долговых обязательств Московской области;
сокращение объема государственных заимствований с учетом результатов исполнения бюджета Московской области;
4) управление структурой государственного долга Московской области посредством систематического отбора форм государственных заимствований, отвечающих потребности Московской области в привлечении финансовых ресурсов и способствующих минимизации стоимости и диверсификации долгового портфеля Московской области при существующих рисках;
5) использование механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете бюджета Московской области;
6) внедрение информационных технологий по ведению учета и планированию операций с государственным долгом Московской области;
7) контроль своевременного и полного учета долговых обязательств;
8) информирование населения Московской области о состоянии государственного долга Московской области.
VI. Анализ рисков для бюджета Московской области, возникающих в процессе управления государственным долгом Московской области
8. Основными рисками, возникающими в процессе управления государственным долгом Московской области, являются:
1) риск процентной ставки - риск финансовых потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
2) риск недостаточного поступления доходов в бюджет Московской области и роста дефицита бюджета Московской области;
3) риск снижения ликвидности бюджета Московской области.
9. Основными направлениями в управлении рисками, связанными с управлением государственным долгом Московской области, являются:
1) снижение рисков неисполнения бюджета Московской области при финансировании расходов бюджета Московской области за счет заемных средств, в том числе путем использования бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета Московской области;
2) анализ конъюнктуры финансового рынка и планирование оптимальных сроков выхода на рынок заимствований;
3) равномерное распределение объемов платежей по погашению долговых обязательств по годам;
4) учет при планировании государственных заимствований Московской области экономических возможностей по мобилизации ресурсов, текущей и ожидаемой экономической конъюнктуры, в том числе на финансовых рынках;
5) осуществление текущего управления ликвидностью бюджета Московской области исходя из необходимости оптимизации объемов и сроков государственных заимствований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Московской области от 28 сентября 2023 г. N 785-ПП "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Московской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 29 сентября 2023 г.
Опубликование:
Интернет-портал Правительства Московской области (mosreg.ru) 28 сентября 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 28 сентября 2023 г. N 5000202309280002