Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением администрации
Кадыйского муниципального района
от 21 июня 2023 N 230
Положение
о системе управления охраной труда в администрации Кадыйского муниципального района Костромской области
I. Общие положения
1. Положение о системе управления охраной труда (далее - СУОТ) в администрации Кадыйского муниципального района (далее - администрация) разработано с учетом Примерного положения (Статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации, а также Приказа Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 776н "Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда").
2. СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы администрации Кадыйского муниципального района (далее администрация).
СУОТ представляет собой единство:
а) организационной структуры управления администрации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
б) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
в) документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.
3. Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются с учетом специфики деятельности администрации, принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда.
4. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение согласно политике (стратегии) администрации в области охраны труда ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя:
а) постоянное улучшение показателей в области охраны труда;
б) соблюдение законодательных и иных норм;
в) достижение целей в области охраны труда.
5. СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (руководителя организации), с учетом потребностей и ожиданий работников организации, а также других заинтересованных сторон.
6. Положения СУОТ распространяются на всех работников, работающих в администрации в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах, во всех структурных подразделениях (подведомственных администрации учреждениях, территориях, зданиях, сооружениях и других объектах) администрации находящихся в её ведении.
7. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам работодателя, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя, в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и объектах администрации, в соответствии с требованиями, применяемых у администрации нормативных правовых актов. Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных инструктажей и посредством включения необходимых для соблюдения положений СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ.
В случае регулярного (не реже одного раза в год) заключения договора подряда, разрабатывается и утверждается распорядительным документом администрации положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории работодателя, в котором будет указан необходимый перечень документов, представляемых перед допуском к работам и правила организации таких работ.
8. При определении состава, соблюдаемых администрацией норм Примерного положения и их полноты учитываются наличие у администрации рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, производственных процессов, содержащих опасности травмирования работников, а также результаты выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков, связанных с этими опасностями.
II. Разработка и внедрение СУОТ
9. Политика (стратегия) администрации в области охраны труда является локальным актом администрации, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.
10. Политика (стратегия) по охране труда администрации направлена на:
а) сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
б) обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
в) соответствие специфике экономической деятельности и организации работы администрации, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
г) отражение целей в области охраны труда;
д) включение обязательства администрации по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
е) включение обязательств администрации по совершенствованию СУОТ;
ж) учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).
11. Политику (стратегию) по охране труда рекомендуется оценивать на актуальность и соответствие стратегическим задачам по охране труда и пересматривать в рамках оценки эффективности функционирования СУОТ.
12. Администрация обеспечивает:
а) предоставление ответственным лицам соответствующих полномочий для осуществления функций (обязанностей) в рамках функционирования СУОТ;
б) документирование и доведение до сведения работников на всех уровнях управления администрации информации об ответственных лицах и их полномочиях.
13. Администрация назначает работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, с предоставлением им необходимых полномочий для осуществления взаимодействия с ответственными лицами и непосредственно с работодателем в рамках функционирования СУОТ организации с учетом должностных и рабочих обязанностей. Данные полномочия доводятся до сведения работников на всех уровнях управления организацией.
14. Разработка, внедрение и поддержка процесса(ов) взаимодействия (консультаций) с работниками и их участие (а также, при их наличии, участие представителей работников) в разработке, планировании, внедрении мероприятий по улучшению условий и охраны труда обеспечивается, в том числе с учетом:
а) определения механизмов, времени и ресурсов для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах;
б) обеспечения своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования СУОТ;
в) определения и устранения (минимизации) препятствий для участия работников в СУОТ.
15. Управление охраной труда осуществляется при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представителей (представительных органов), в том числе, в рамках деятельности ведущего эксперта по трудовым отношениям администрации, или уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
16. Для организации консультаций и взаимодействия в области охраны труда с работниками и заинтересованными сторонами на всех уровнях управления, администрация вправе реализовывать и поддерживать в работоспособном состоянии процессы, обеспечивающие участие работников или их уполномоченных представителей (при наличии) в разработке, планировании, обеспечении функционирования, оценке показателей функционирования и действиях по улучшению СУОТ.
В целях реализации механизмов консультаций и взаимодействия по охране труда рекомендуется обеспечивать координацию и взаимодействие по охране труда с работниками и (или) их уполномоченными представителями по следующим вопросам:
а) установление (определение) потребностей и ожиданий работников в рамках построения, развития и функционирования СУОТ;
б) установление целей в области охраны труда и планирование их достижения;
в) выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков и план мероприятий по управлению профессиональными рисками и улучшению условий труда;
г) определение и закрепление в действующих локальных нормативных актах администрации функциональных (в том объеме, в котором это применимо) обязанностей, ответственности и полномочий в области охраны труда;
д) установление (определение) механизмов консультирования и взаимодействия с работниками и (или) их уполномоченными представителями, а также их участия при обсуждении и решении вопросов по охране труда.
III. Планирование
17. При планировании СУОТ рекомендуется определять и принимать во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.
18. Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков (далее - ОПР) и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
19. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня (реестра) рекомендуется проводить с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
20. Анализ и упорядочивание всех выявленных опасностей рекомендуется осуществлять исходя из приоритета необходимости исключения, снижения или поддержания на приемлемом уровне создаваемых ими профессиональных рисков с учетом не только штатных (нормальных) условий своей деятельности, но и случаев возможных отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями и инцидентами на рабочих местах и подконтрольных работодателю объектах.
21. Оценку уровня профессиональных рисков, связанных с выявленными опасностями, рекомендуется осуществлять для всех выявленных (идентифицированных) опасностей.
22. Методы оценки уровня профессиональных рисков администрации рекомендуется определять с учетом характера своей деятельности и рекомендаций по выбору методов оценки уровня профессиональных рисков, выявленных (идентифицированных) опасностей.
23. Допускается использование различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики своей деятельности. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также особенностями и сложностью производственных процессов, осуществляемых в администрации.
24. Допускается привлечение для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией.
25. Администрация обеспечивает систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.
26. Меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда) направляются на исключение выявленных в администрации опасностей или снижение уровня профессионального риска.
27. Примерный перечень опасностей, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков приведен в приложении N 2. Администрация вправе изменять перечень указанных опасностей или включать в него дополнительные опасности, исходя из специфики своей деятельности.
28. Относящиеся к деятельности администрации государственные нормативные требования охраны труда учитываются при разработке, внедрении, поддержании и постоянном улучшении СУОТ.
29. Планирование направлено на определение необходимого перечня мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур) СУОТ.
30. В Плане мероприятий по охране труда администрации рекомендуется указывать следующие примерные сведения:
а) наименование мероприятий;
б) ожидаемый результат по каждому мероприятию;
в) сроки реализации по каждому мероприятию;
г) ответственные лица за реализацию мероприятий;
д) выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
31. При составлении Плана мероприятий по охране труда администрация вправе руководствоваться примерным перечнем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 771н "Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней".
32. Планирование мероприятий по охране труда учитывает изменения, которые влияют на функционирование СУОТ, включая:
а) изменения в нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
б) изменения в условиях труда работников (в результатах специальной оценки условий труда (СОУТ и ОПР);
в) внедрение новой продукции, услуг и процессов, или изменение существующих продукции, услуг и процессов, сопровождающихся изменением расположения рабочих мест и производственной среды (здания и сооружения, оборудование, технологические процессы, инструменты, материалы и сырье).
33. При планировании мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ наряду с государственными нормативными требованиями по охране труда рекомендуется учитывать имеющийся передовой опыт, финансовые, производственные (функциональные) возможности администрации.
34. Цели в области охраны труда устанавливаются для достижения конкретных результатов, согласующихся с Политикой (стратегией) по охране труда.
35. Принятые цели по охране труда рекомендуется достигать путем реализации процедур и комплекса мероприятий, предусмотренных главой II настоящего Положения о СУОТ.
36. Цели рекомендуется формулировать с учетом необходимости регулярной оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей.
37. Количество целей по охране труда администрации рекомендуется определять с учетом специфики его производственной деятельности, размера (численности работников, структурных подразделений), показателей по условиям труда и профессиональным рискам, наличия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
38. При выборе целей в области охраны труда рекомендуется учитывать их характеристики, в том числе:
а) возможность измерения (если практически осуществимо) или оценки их достижения;
б) возможность учета:
1) применимых норм;
2) результатов оценки рисков;
3) результатов консультаций с работниками и, при их наличии, представителями работников.
39. Администрация, по необходимости, ежегодно пересматривает цели в области охраны труда, исходя из результатов оценки эффективности СУОТ.
40. При планировании достижения целей администрации рекомендуется определять:
а) необходимые ресурсы;
б) ответственных лиц;
в) сроки достижения целей (цели могут быть долгосрочными и краткосрочными);
г) способы и показатели оценки уровня достижения целей;
д) влияние поставленных целей в области охраны труда на экономические процессы администрации.
IV. Обеспечение функционирования СУОТ
41. При планировании и реализации мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ администрации при соблюдении государственных нормативных требований охраны труда рекомендуется использовать передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда, свои финансовые, производственные (функциональные) возможности, а также учитывать возможные требования со стороны внешних заинтересованных сторон.
42. Для обеспечения функционирования СУОТ администрации рекомендуется:
а) определять необходимые компетенции работников, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов (включая положения профессиональных стандартов);
б) обеспечивать подготовку работников в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на них;
в) обеспечивать непрерывную подготовку и повышение квалификации работников в области охраны труда;
г) документировать информацию об обучении и повышении квалификации работников в области охраны труда.
43. Организация процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда осуществляется администрацией в соответствии с нормами трудового законодательства.
44. Рекомендуется информировать работников в рамках СУОТ:
а) о политике и целях в области охраны труда;
б) о системе стимулирования за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда и об ответственности за их нарушение;
в) о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
г) об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также, разработанных в их отношении, мерах управления.
45. Порядок информирования работников и порядок взаимодействия с работниками работодателю рекомендуется установить с учетом специфики деятельности администрации, с учетом форм (способов) и рекомендаций по размещению администрацией информационных материалов, в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня таких информационных материалов (Статья 216.2 Трудового кодекса Российской Федерации).
46. При информировании работников допускается учитывать следующие формы доведения информации:
а) включение соответствующих положений в трудовой договор работника;
б) ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков;
в) проведение совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч и переговоров заинтересованных сторон;
г) изготовление и распространение аудиовизуальной продукции - информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;
д) использование информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
е) размещение соответствующей информации в общедоступных местах;
ж) проведение инструктажей, размещение стендов с необходимой информацией.
V. Функционирование
47. Основными процессами по охране труда являются:
а) специальная оценка условий труда (далее - СОУТ);
б) оценка профессиональных рисков (далее - ОПР);
в) проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников;
г) проведение обучения работников;
д) обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
е) обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
ж) обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
з) обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов;
и) обеспечение безопасности работников при эксплуатации применяемых инструментов;
к) обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
л) санитарно-бытовое обеспечение работников;
м) обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
н) обеспечение социального страхования работников;
о) взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
п) реагирование на аварийные ситуации;
р) реагирование на несчастные случаи;
с) реагирование на профессиональные заболевания.
48. Процессы СОУТ и ОПР являются базовыми процессами СУОТ администрации. По результатам СОУТ и ОПР формируется и корректируется реализация других процессов СУОТ.
49. Процессы, представленные в подпунктах "в" - "д" пункта 47 Положения, представляют собой группу процессов, направленных на обеспечение допуска работника к самостоятельной работе.
50. Процессы, представленные в подпунктах "е" - "л" пункта 47 Положения представляют собой группу процессов, направленных на обеспечение безопасной производственной среды в рамках функционирования процессов в администрации.
51. Процессы, представленные в подпунктах "м" - "о" пункта 47 Положения представляют собой группу сопутствующих процессов по охране труда.
52. Процессы, представленные в подпунктах "п" - "с" пункта 47 Положения, представляют собой группу процессов реагирования на ситуации.
53. Перечень процессов допуска работников к самостоятельной работе, обеспечения безопасной производственной среды, сопутствующих процессов в СУОТ организации формируется по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков, численности и состава работников администрации, видов выполняемых работ при осуществлении производственной деятельности.
54. Перечень основных процессов СУОТ в целях обеспечения ее функционирования работодатель устанавливает с учетом специфики его деятельности в локальном акте о создании СУОТ.
55. Основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ в целом, являются:
а) планирование мероприятий по охране труда;
б) выполнение мероприятий по охране труда;
в) контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля;
г) формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
д) управление документами СУОТ;
е) информирование работников и взаимодействие с ними;
ж) распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.
56. Реагирование на несчастные случаи (включая несчастные случаи при возникновении аварийной ситуации) направлено на достижение следующей основной цели СУОТ - проведения профилактических мероприятий по отработке действий работников при возникновении таких ситуаций, расследования причин их возникновения, а также их устранения.
57. Процесс реагирования на указанные в пункте 56 события включает в себя следующие подпроцессы:
- реагирование на несчастные случаи;
- расследование несчастных случаев.
Порядок реагирования на несчастные случаи, а также порядок их расследования работодатель устанавливает с учетом специфики деятельности.
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.