Во исполнение статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Новгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Опубликовать распоряжение в газете "Новгородские ведомости".
Первый заместитель Губернатора Новгородской области |
А.В. Дронов |
Утверждены
распоряжением
Правительства Новгородской области
от 25.09.2023 N 567-рз
Основные направления
государственной долговой политики Новгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основные направления государственной долговой политики Новгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее долговая политика Новгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов) принимаются в целях:
обеспечения финансирования дефицита областного бюджета;
своевременного и полного исполнения долговых обязательств Новгородской области;
обеспечения поддержания объема государственного долга Новгородской области в пределах, установленных федеральным законодательством, и в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
обеспечения поддержания расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области в пределах, установленных федеральным законодательством, и в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
минимизации стоимости обслуживания государственного долга Новгородской области;
поддержания объема долговой нагрузки на областной бюджет на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков.
1. Итоги реализации долговой политики Новгородской области за 2022 год и текущее состояние государственного долга Новгородской области
Объем государственного долга Новгородской области по состоянию на 01 января 2023 года составил 18717,2 млн. рублей, в том числе задолженность по бюджетным кредитам - 18717,2 млн. рублей (100%).
За 2022 год объем государственного долга Новгородской области увеличился на 1632,3 млн. рублей. Долговая нагрузка уменьшилась на 5,0%.
Задолженность по бюджетным кредитам возросла на 6111,9 млн. рублей.
Задолженность по кредитам банков уменьшилась на 4479,6 млн. рублей и по состоянию на 01 января 2023 года отсутствует.
Структура государственного долга улучшилась: доля бюджетных кредитов в общем объеме государственного долга области увеличилась на 26,2% (на 01 января 2022 года составляла 73,8%), доля кредитов банков соответственно уменьшилась на 26,2% (на 01 января 2022 года составляла 26,2%).
По итогам исполнения областного бюджета за 2022 год выполнены условия соглашений о проведении реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, заключенных в 2017 и 2020 годах:
в части обеспечения на 01 января 2023 года доли общего объема долговых обязательств Новгородской области - не более 49,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год (фактическое значение составило - 40,8%), в том числе доли общего объема долговых обязательств Новгородской области по государственным ценным бумагам Новгородской области и кредитам, полученным Новгородской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, - не более 29,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год (фактическое значение составило 0,0%);
в части обеспечения привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0% годовых (аукционы на привлечение кредитов банков в 2022 году не проводились).
По итогам исполнения областного бюджета за 2022 год также выполнены условия предоставленного в 2021 году из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения долговых обязательств Новгородской области (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным Новгородской областью (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в том числе обеспечение неувеличения на 01 января 2023 года доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям Новгородской области и муниципальных образований Новгородской области более 25,0% объема доходов консолидированного бюджета Новгородской области без учета безвозмездных поступлений за 2022 год. Фактическое значение составило 0,0%.
Доля расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Новгородской области за 2022 год составила 0,1% от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при максимальном размере, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в 15,0%.
Расходы на обслуживание государственного долга Новгородской области за 2022 год произведены в сумме 78,6 млн. рублей (на 244,9 млн. рублей меньше, чем в 2021 году).
В целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области приняты следующие меры:
в январе 2022 года за счет собственных доходов областного бюджета осуществлено досрочное погашение кредита Сбербанка России в сумме 2144,5 млн. рублей;
из федерального бюджета получен бюджетный кредит для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год, средства которого в сумме 4479,6 млн. рублей направлены на возмещение средств областного бюджета, направленных в январе 2022 года на досрочное погашение коммерческих кредитов;
в областной бюджет привлекались остатки средств с лицевых счетов государственных областных учреждений, открытых в Управлении Федерального казначейства по Новгородской области.
Это позволило сократить процентные платежи за 2022 год по сравнению с первоначальным бюджетом на 413,8 млн. рублей.
Погашение и обслуживание долговых обязательств Новгородской области осуществлялось в установленные государственными контрактами (соглашениями) сроки и в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 части 33 статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2021 года N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" с Министерством финансов Российской Федерации заключены дополнительные соглашения о переносе срока погашения задолженности с 2022 на 2029 год по бюджетным кредитам на сумму 531,6 млн. рублей, в том числе:
по бюджетному кредиту для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 71,5 млн. рублей (Правила проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 1029);
по бюджетным кредитам для частичного покрытия дефицита бюджета Новгородской области в сумме 460,1 млн. рублей (Правила проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531).
Это позволило в 2022 году сократить объемы погашения бюджетных кредитов и направить высвободившиеся средства на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.
По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2022 году, Новгородская область отнесена к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.
Аналитическое Кредитное Рейтинговое агентство (Акционерное общество) в феврале 2022 года повысило рейтинг кредитоспособности Новгородской области до уровня BBB+(RU) - прогноз "Стабильный", а в августе 2022 года подтвердило данный уровень рейтинга.
По состоянию на 01 сентября 2023 года объем государственного долга Новгородской области составил 18772,2 млн. рублей и по сравнению с 2022 годом увеличился на 55,0 млн. рублей в связи с получением бюджетного кредита в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, принимаемых в целях реализации мероприятий, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственных программ Российской Федерации, федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, на софинансирование которых в 2024 году из федерального бюджета предоставляются межбюджетные трансферты в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность).
На 01 сентября 2023 года весь объем государственного долга Новгородской области состоит из задолженности по бюджетным кредитам. Кредиты банков в 2023 году не привлекались, задолженность по ним отсутствует.
Просроченная задолженность по долговым обязательствам Новгородской области отсутствует.
2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Новгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики Новгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, являются:
проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика, принимаемые решения по уровню ключевой ставки;
высокая зависимость налоговых доходов областного бюджета от поступлений налогов от крупнейших налогоплательщиков, в частности, от поступлений налога на прибыль организаций;
рост расходных обязательств Новгородской области в целях сохранения достигнутого соотношения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к среднемесячной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в Новгородской области (среднемесячному доходу от трудовой деятельности);
рост расходных обязательств Новгородской области вследствие принятия Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
необходимость ежегодной индексации расходов областного бюджета на выплату заработной платы работников бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг;
необходимость обеспечения выполнения условий реструктуризации задолженности Новгородской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
необходимость обеспечения выполнения условий предоставления бюджету Новгородской области бюджетного кредита в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2021 года N 1206 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2021 год";
необходимость обеспечения сбалансированности областного бюджета в условиях мер санкционного давления;
необходимость продления моратория на предоставление Новгородской областью государственных гарантий.
3. Цели и задачи долговой политики Новгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
3.1. Целями долговой политики Новгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов являются:
поддержание объема долговых обязательств Новгородской области на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков;
обеспечение исполнения долговых обязательств Новгородской области в полном объеме;
обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания прямых долговых обязательств Новгородской области.
3.2. Задачами долговой политики Новгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов являются:
3.2.1. Формирование структуры государственного долга Новгородской области с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований;
3.2.2. Поддержание дефицита областного бюджета в 2024, 2025 и 2026 годах на уровне не более 10,0% суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024, 2025 и 2026 годы соответственно (утвержденный областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и сложившийся по данным годового отчета об исполнении областного бюджета в 2024 - 2026 годах дефицит областного бюджета может быть превышен на сумму поступлений, предусмотренных абзацем третьим пункта 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
3.2.3. Обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Новгородской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", в том числе:
3.2.3.1. Обеспечение:
на 01 января 2025 года - доли общего объема долговых обязательств Новгородской области не более 36,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Новгородской области по государственным ценным бумагам Новгородской области и кредитам, полученным Новгородской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 30,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024 год;
на 01 января 2026 года - доли общего объема долговых обязательств Новгородской области не более 52,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2025 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Новгородской области по государственным ценным бумагам Новгородской области и кредитам, полученным Новгородской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 31,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2025 год;
на 01 января 2027 года - доли общего объема долговых обязательств Новгородской области не более 48,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2026 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Новгородской области по государственным ценным бумагам Новгородской области и кредитам, полученным Новгородской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, до уровня не более 32,0% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2026 год;
3.2.3.2. Обеспечение возможности привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0% годовых;
3.2.3.3. Включение в соглашения с органами местного самоуправления Новгородской области о предоставлении местным бюджетам бюджетных кредитов из областного бюджета обязательств органов местного самоуправления Новгородской области в части обеспечения возможности привлечения в местные бюджеты кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0% годовых;
3.2.4. Поддержание доли расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Новгородской области на уровне, не превышающем 5,0% от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3.2.5. Обеспечение выполнения условий предоставления бюджету Новгородской области из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения долговых обязательств Новгородской области (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным Новгородской областью (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в том числе обеспечение неувеличения на 01 января 2025 года, на 01 января 2026 года и на 01 января 2027 года доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям Новгородской области и муниципальных образований Новгородской области более 25,0% объема доходов консолидированного бюджета Новгородской области без учета безвозмездных поступлений за 2024 - 2026 годы соответственно;
3.2.6. Сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
3.2.7. Обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями областного бюджета в привлечении заемных средств;
3.2.8. Учет информации о государственном долге Новгородской области, формирование отчетности о государственных долговых обязательствах Новгородской области;
3.2.9. Обеспечение раскрытия информации о государственном долге Новгородской области.
3.3. Показатели, установленные подпунктом 3.2.3.1 основных направлений долговой политики Новгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, могут превысить установленные дополнительными соглашениями показатели:
на сумму бюджетных ассигнований, направленных на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов (по итогам 2024 года);
на остаток реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, предусмотренной Правилами проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 1029 (в части доли общего объема долговых обязательств Новгородской области);
на объем задолженности Новгородской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета бюджету Новгородской области на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (в части доли общего объема долговых обязательств Новгородской области);
на объем задолженности местных бюджетов перед Новгородской областью по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета для погашения долговых обязательств по рыночным заимствованиям муниципальных образований за счет бюджетного кредита, предоставленного бюджету Новгородской области из федерального бюджета для погашения долговых обязательств Новгородской области (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным Новгородской областью (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (в части доли общего объема долговых обязательств Новгородской области);
на объем задолженности местных бюджетов перед Новгородской областью по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета для погашения долговых обязательств по рыночным заимствованиям муниципальных образований за счет бюджетного кредита, предоставленного бюджету Новгородской области из федерального бюджета для погашения долговых обязательств Новгородской области (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам Новгородской области (муниципального образования) и кредитам, полученным Новгородской областью (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (в части доли общего объема долговых обязательств Новгородской области);
на объем задолженности Новгородской области по специальным казначейским кредитам (в части доли общего объема долговых обязательств Новгородской области).
4. Основные направления долговой политики Новгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основными направлениями долговой политики Новгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов являются:
своевременное и полное исполнение долговых обязательств;
проведение мероприятий, направленных на оздоровление государственных финансов Новгородской области, в том числе направленных на рост доходов и оптимизацию расходов областного бюджета и приводящих к сокращению дефицита областного бюджета и государственного долга Новгородской области;
мораторий на предоставление государственных гарантий Новгородской области;
осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга Новгородской области ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
досрочное погашение долговых обязательств Новгородской области с использованием дополнительных доходов, полученных при исполнении областного бюджета, и остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета;
проведение операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию) долговых обязательств Новгородской области в целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга Новгородской области;
совершенствование практики проведения электронных аукционов среди кредитных организаций на оказание услуг Новгородской области по предоставлению кредитов на покрытие дефицита областного бюджета и погашение долговых обязательств областного бюджета;
привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков на счете областного бюджета;
взаимодействие с рейтинговыми агентствами по присвоению и поддержанию кредитного рейтинга Новгородской области;
недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов.
5. Инструменты реализации долговой политики Новгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
При реализации долговой политики Новгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов могут использоваться все инструменты заимствований, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации: государственные ценные бумаги, кредиты кредитных организаций и бюджетные кредиты из федерального бюджета.
Для поддержания текущей ликвидности областного бюджета будет осуществляться привлечение бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счете бюджета.
6. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Новгородской области
Основными рисками для областного бюджета, возникающими в процессе управления государственным долгом Новгородской области, являются:
риск снижения поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет, влекущего увеличение потребности в осуществлении государственных заимствований и соответственно увеличение размера государственного долга Новгородской области, и невыполнения целевых показателей по уровню государственного долга Новгородской области и объему коммерческих заимствований;
процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Новгородской области вследствие увеличения Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;
риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на рефинансирование уже имеющихся обязательств или невозможность рефинансировать текущие обязательства;
риск снижения ликвидности в банковском секторе и ограничения возможности привлечения заемных средств в областной бюджет.
Мерами, принимаемыми в целях управления рисками для областного бюджета, возникающими в процессе управления государственным долгом Новгородской области, будут являться:
осуществление достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета;
принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств Новгородской областью;
осуществление мониторинга конъюнктуры финансового рынка и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, условий и результатов привлечения рыночных заимствований субъектами Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные направления государственной долговой политики Новгородской области на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг. принимаются в целях обеспечения финансирования дефицита областного бюджета.
Распоряжение Правительства Новгородской области от 25 сентября 2023 г. N 567-рз "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Новгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 30 сентября 2023 г.
Опубликование:
газета "Новгородские ведомости" (деловая пятница), 29 сентября 2023 г. N 39