г. Краснодар |
|
06 февраля 2020 г. |
Дело N А32-31379/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Военторг-Юг" (ИНН 6163097938, ОГРН 106195001946), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019 по делу N А32-31379/2019, установил следующее.
АО "Военторг-Юг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконными решений от 17.08.2018 N 23/18-140762, 23/18-140754, 23/18-140765 и от 22.08.2018 N 23/18-143953, 23/18-143744, 23/18-143957 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования объектов.
Решением от 27.08.2019, оставленным без изменения постановлением от 05.11.2019, требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить и отказать в заявленных требованиях. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что заявитель не представил на регистрацию необходимые документы для снятия с кадастрового учета объектов недвижимого имущества. Общество не имеет зарегистрированного права собственности на указанные объекты, поэтому не имеет полномочий на обращение с заявлением о снятии их с кадастрового учета. На кадастровый учет объекты поставлены на основании заявления физического лица - Пирогова В.А., а не общества.
Отзыв на жалобу не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили, что общество является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Пляжная, 2/19, о чем в Едином государственном реестре прав недвижимости 15.09.2010 сделана запись регистрации N 23-23- 20/102/2010-212.
На указанном земельном участке располагались отдельно стоящие шесть пляжных домиков.
23 марта 2018 года общество приняло решение о сносе объектов недвижимости "домиков отдыха" (литеры 3, И, К, Л, М, Д), расположенных по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Пляжная, 2/19 в связи с их полным разрушением.
28 марта 2018 года специалист АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" проведел обследование домиков.
Согласно результатам обследования обществу рекомендовано прекратить существование объектов недвижимости.
14 мая 2018 года общество обратилось с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества в связи со снятием объектов с кадастрового учета N 23-0-1-153/3101/2018-829, 23-0-1-153/3101/2018-828, 23-0-1-153/3101/2018-827 и 15.05.2018 N 23-0-1-153/3101/2018-863, 23-0-1-153/3101/2018867, 23-0-1-153/3101/2018-864.
По итогам рассмотрения заявления общества управление приняло решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 17.08.2018 N 23/18-140762, 23/18-140754, 23/18-140765 и от 22.08.2018 N 23/18-143953, 23/18-143744, 23/18-143957 в связи с прекращением существования объектов с кадастровыми номерами 23:42:0101001:190, 23:42:0101001:191, 23:42:0101001:192, 23:42:0101001:189, 23:42:0101001:194, 23:42:0101001:188, расположенных по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Пляжная, 2/19, указав на отсутствие зарегистрированных прав общества на объекты недвижимости.
Считая незаконными отказ регистратора, общество обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в законную силу с 01.01.2017, следует, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В силу части 3 статьи 1 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшего до 01.01.2017 (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
С заявлением о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, а также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование (пункт 6 статьи 20 Закона о кадастре).
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о кадастре для проведения государственного кадастрового учета в орган кадастрового учета представляются документы, в том числе копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объект недвижимости (пункт 6).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и проверив доводы участвующих в деле лиц, суды установили, что право собственности общества либо иных лиц на пляжные домики не зарегистрировано. Указанные объекты поставлены на кадастровый учет на земельном участке, который принадлежит обществу на праве собственности. Являясь собственником земельного участка и законным владельцем спорных объектов недвижимости, 23.03.2018 общество приняло решение о сносе объектов недвижимости "домиков отдыха" (литеры 3, И, К, Л, М, Д), расположенных по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Пляжная, 2/19 в связи с их полным разрушением.
28 марта 2018 года специалистом АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" проведено обследование домиков, согласно которому обществу рекомендовано прекратить существование объекта недвижимости. Факт отсутствия объектов недвижимого имущества по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Пляжная, 2/19, зафиксирован актом обследования. При таких обстоятельствах, суды пришли к правомерным выводам о том, что сохранение записей об этих объектах в государственном реестре противоречит основным принципам правового регулирования вещных прав, общество является надлежащим заявителем о снятии с учета объектов, прекративших существование.
Оснований не согласиться с данной судами первой и апелляционной инстанций оценкой представленных в дело доказательств и установленными по делу фактическими обстоятельствами у суда округа не имеется.
Доводы кассационной жалобы проверены судами и обоснованно отклонены.
Нормы материального и процессуального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов по безусловным основаниям, судом округа не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019 по делу N А32-31379/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С заявлением о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, а также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование (пункт 6 статьи 20 Закона о кадастре).
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о кадастре для проведения государственного кадастрового учета в орган кадастрового учета представляются документы, в том числе копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объект недвижимости (пункт 6).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 февраля 2020 г. N Ф08-12138/19 по делу N А32-31379/2019