Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу департамента
экономического развития
Брянской области
от 26.09.2023 N 429-к
Методические рекомендации
по разработке, реализации, мониторингу и оценке эффективности государственных программ Брянской области
9 ноября, 19 декабря 2023 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по разработке, реализации, мониторингу и оценке эффективности государственных программ Брянской области (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Порядком разработки, реализации, мониторинга, оценки эффективности и контроля за реализацией государственных программ Брянской области, утвержденным Постановлением Правительства Брянской области от 04.09.2023 N 417-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга, оценки эффективности и контроля за реализацией государственных программ Брянской области" (далее - Порядок), в целях методического обеспечения разработки и реализации государственных программ, проведения мониторинга реализации и подготовки отчетов о ходе реализации государственных программ за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год, проведения оценки эффективности реализации государственных программ ответственными исполнителями совместно с соисполнителями, а также департаментом экономического развития Брянской области по итогам отчетного года.
2. Методические рекомендации устанавливают требования к документам, разрабатываемым при формировании и реализации государственных программ и их структурных элементов, за исключением региональных и ведомственных проектов.
Паспорта региональных и ведомственных проектов формируются в соответствии с положением о проектной деятельности.
3. Для целей Методических рекомендаций с учетом Порядка используются следующие понятия:
цель государственной программы - социальный, экономический или иной общественно значимый или общественно понятный эффект от реализации государственной программы на момент окончания реализации государственной программы;
ответственный исполнитель государственной программы - орган исполнительной власти Брянской области, определенный ответственным в соответствии с перечнем государственных программ (далее - перечень), утвержденным постановлением Правительства Брянской области, и обладающий полномочиями, установленными Порядком;
соисполнители государственной программы - органы исполнительной власти Брянской области, участвующие в разработке, реализации, мониторинге и оценке эффективности государственной программы;
показатель государственной программы - количественная характеристика степени достижения цели государственной программы и отражающая конечные общественно значимые социально-экономические эффекты от реализации государственной программы;
структурные элементы государственной программы - региональные проекты, ведомственные проекты, а также комплексы процессных мероприятий;
проект - региональный или ведомственный проект;
комплекс процессных мероприятий - группа скоординированных мероприятий (результатов), имеющих общую целевую ориентацию и направленных на выполнение функций и решение текущих задач органов исполнительной власти Брянской области или иных государственных органов, организаций;
задача структурного элемента государственной программы - итог деятельности, направленной на достижение изменений в социально-экономической сфере в рамках реализации структурного элемента государственной программы;
показатель структурного элемента государственной программы - количественная характеристика степени решения задач структурного элемента государственной программы и отражающая конечные общественно значимые социально-экономические эффекты от реализации структурного элемента государственной программы;
мероприятие (результат) - количественно измеримый итог деятельности, направленной на достижение показателей, включенных в паспорта региональных и ведомственных проектов, комплексов процессных мероприятий, сформулированный в виде завершенного действия по созданию определенного количества материальных и нематериальных объектов, предоставлению определенного объема услуг, выполнению определенного объема работ с заданными характеристиками;
контрольная точка - документально подтверждаемое событие, отражающее факт завершения значимых действий по исполнению (достижению) мероприятия (результата) структурного элемента государственной программы и (или) созданию объекта;
объект - конечный материальный или нематериальный продукт, или услуга, планируемые к приобретению и (или) получению в рамках выполнения (достижения) мероприятия (результата) структурного элемента государственной программы.
II. Рекомендации по содержанию стратегических приоритетов государственных программ
4. Документ, описывающий стратегические приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы, представляет текстовую часть государственной программы и по содержанию и структуре должен соответствовать требованиям Порядка.
III. Требования к формированию паспорта государственной программы
5. Паспорт государственной программы формируется в соответствии с требованиями Порядка, а также должен учитывать положения настоящего раздела Методических рекомендаций.
6. Паспорт государственной программы разрабатывается с учетом следующих подходов:
а) определение взаимосвязи государственной программы с достижением национальных целей и показателей национальных целей развития Российской Федерации;
Подпункт "б" изменен с 17 ноября 2023 г. - Приказ Департамента экономического развития Брянской области от 9 ноября 2023 г. N 492-К
Изменения применяются при разработке государственных программ Брянской области и (или) внесении изменений в государственные программы Брянской области на 2024 г. и последующие годы
б) планирование целевых значений показателей государственной программы по годам реализации государственной программы;
в) установление взаимосвязи показателей государственной программы с целями государственной программы;
г) указание документа, на основании которого предусматриваются к достижению показатели государственной программы;
д) определение органа исполнительной власти Брянской области (иного государственного органа, организации), ответственного за достижение показателя;
е) установление поквартального плана достижения значений показателей государственной программы в текущем финансовом году;
ж) определение в паспорте государственной программы структуры государственной программы с указанием задачи структурного элемента, ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента государственной программы, связи структурного элемента с достижением целевых значений показателей государственной программы;
Подпункт "з" изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Департамента экономического развития Брянской области от 19 декабря 2023 г. N 595-к
Изменения применяются при разработке государственных программ Брянской области и (или) внесении изменений в государственные программы Брянской области на 2024 год и последующие годы
з) планирование финансового обеспечения реализации государственной программы по структурным элементам, по годам реализации (текущий финансовый год и плановый период) с указанием источников финансового обеспечения, исходя из необходимости достижения установленных целей и показателей государственной программы;
и) обеспечение соответствия информации, указанной в паспорте государственной программы и паспортах ее структурных элементов.
7. Паспорт государственной программы формируется по форме согласно приложению 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
8. В разделе 1 "Основные положения" паспорта государственной программы отражается основная информация о государственной программе.
Наименование государственной программы указывается в соответствии с утвержденным перечнем государственных программ.
9. В разделе 2 "Показатели государственной программы" паспорта государственной программы приводится информация о показателях государственной программы.
В разделе указываются цели государственной программы, достижение которых характеризуют соответствующие показатели государственной программы.
Включаемые в указанный раздел паспорта государственной программы показатели должны соответствовать требованиям Порядка.
Количество показателей государственной программы формируется исходя из необходимости и достаточности для достижения целей государственной программы.
Используемая система показателей государственной программы должна позволять очевидным образом оценивать прогресс в достижении ее целей.
Перечень показателей государственной программы рекомендуется формировать с учетом необходимости получения фактических значений показателей за отчетный год не позднее установленного Порядком срока представления годового отчета - до 1 марта года, следующего за отчетным.
10. В разделе 2.1 "Аналитические (сквозные) показатели социально-экономического развития Брянской области в рамках государственной программы" приводятся показатели, системно характеризующие развитие сферы социально-экономического развития Брянской области.
11. В разделе 2.2. "Поквартальный план достижения показателей государственной программы в текущем финансовом году" указываются цели государственной программы, достижение которых характеризуют соответствующие показатели государственной программы, приводится информация о целевых значениях показателей государственной программы на конец квартала текущего финансового года (при наличии возможности получения фактических значений показателя в установленный Порядком срок - до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом).
12. В разделе 3 "Структура государственной программы" паспорта государственной программы приводится информация о реализуемых в составе государственной программы подпрограммах (при наличии), региональных, ведомственных проектах, а также комплексах процессных мероприятий.
13. В разделе 4 "Финансовое обеспечение государственной программы" приводятся наименования государственной программы, структурного элемента государственной программы, источника финансового обеспечения.
Финансовое обеспечение приводится по годам реализации государственной программы (текущий финансовый год и на плановый период) с детализацией по ее структурным элементам.
IV. Требования к формированию паспорта комплекса процессных мероприятий
14. Паспорт комплекса процессных мероприятий формируется в соответствии с требованиями Порядка, а также должен учитывать положения настоящего раздела Методических рекомендаций.
15. Паспорт комплекса процессных мероприятий разрабатывается с учетом следующих подходов:
а) формирование в паспорте комплекса процессных мероприятий (результатов), совокупная реализация которых обеспечивает вклад в достижение целей и показателей государственной программы;
б) планирование значений мероприятий (результатов) комплекса процессных мероприятий по годам реализации (при необходимости);
в) отражение в паспорте комплекса процессных мероприятий финансового обеспечения реализации его мероприятий (результатов) по годам реализации с указанием источников финансирования;
г) осуществление планирования мероприятий (результатов) до контрольных точек (при необходимости до объектов);
д) определение должностных лиц, ответственных за реализацию мероприятий (результатов) и достижение контрольных точек, входящих в комплекс процессных мероприятий.
16. Паспорт комплекса процессных мероприятий государственной программы формируется по форме согласно приложению 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
17. В разделе 1 "Общие положения" паспорта комплекса процессных мероприятий приводится основная информация о комплексе процессных мероприятий.
Пункт 18 изменен с 25 декабря 2023 г. - Приказ Департамента экономического развития Брянской области от 19 декабря 2023 г. N 595-к
Изменения применяются при разработке государственных программ Брянской области и (или) внесении изменений в государственные программы Брянской области на 2024 год и последующие годы
18. В разделе 2. "Показатели комплекса процессных мероприятий" приводятся показатели комплекса процессных мероприятий и их значения по годам реализации комплекса процессных мероприятий.
Включаемые в данный раздел паспорта комплекса процессных мероприятий показатели должны отвечать критериям, установленным Порядком.
Количество показателей комплекса процессных мероприятий формируется исходя из необходимости и достаточности для решения задач комплекса процессных мероприятий.
Используемая система показателей комплекса процессных мероприятий должна позволять очевидным образом оценивать прогресс в решении задач комплекса процессных мероприятий.
Перечень показателей комплекса процессных мероприятий рекомендуется формировать с учетом необходимости получения фактических значений показателей за отчетный год не позднее установленного Порядком срока представления годового отчета - до 1 марта года, следующего за отчетным.
Допускается включение в государственную программу комплексов процессных мероприятий, для которых показатели не устанавливаются (при наличии соответствующих обоснований).
19. В разделе 2.1 "Поквартальный план достижения показателей комплекса процессных мероприятий в текущем финансовом году" указываются задачи комплекса процессных мероприятий, решение которых характеризуют соответствующие показатели комплекса процессных мероприятий, приводится информация о целевых значениях показателей комплекса процессных мероприятий на конец месяца или квартала текущего года (при наличии возможности получения фактических значений показателя в установленный Порядком срок - до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом).
20. В разделе 3 "Перечень мероприятий (результатов) комплекса процессных мероприятий" паспорта комплекса процессных мероприятий приводятся задачи, а также необходимые для их решения мероприятия (результаты).
Формирование мероприятий (результатов) комплекса процессных мероприятий осуществляется с учетом требований, установленных Порядком.
Результаты использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Брянской области в целях софинансирования расходных обязательств Брянской области в рамках реализации комплекса процессных мероприятий, определенные соглашением о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Брянской области, должны быть включены в перечень мероприятий (результатов).
Наименование мероприятия (результата) должно быть сформулировано в виде завершенного действия, характеризующего в том числе количество создаваемых (приобретаемых) материальных и нематериальных объектов, объем оказываемых услуг или выполняемых работ.
Наименование мероприятия (результата) не должно:
дублировать наименования показателей, задач, иных мероприятий (результатов) комплекса процессных мероприятий, а также их контрольных точек;
дублировать наименования показателей, задач, мероприятий (результатов) иных структурных элементов государственной программы;
содержать значения мероприятия (результата) и указание на период реализации;
содержать указание на два и более мероприятия (результата);
содержать наименования федеральных законов, иных нормативных правовых актов, поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Губернатора Брянской области, Правительства Брянской области.
21. В разделе 4 "Финансовое обеспечение комплекса процессных мероприятий" приводятся наименования комплекса процессных мероприятий, мероприятий (результатов) комплекса процессных мероприятий, источники их финансового обеспечения по годам реализации (на текущий финансовый год и на плановый период).
22. В разделе 5 "План реализации комплекса процессных мероприятий в текущем финансовом году" отражается информация о мероприятиях (результатах) комплекса процессных мероприятий и детализирующих их контрольных точках в разрезе задач комплекса процессных мероприятий.
План реализации комплекса процессных мероприятий разрабатывается ежегодно на трехлетний период (на текущий год и плановый период).
Формирование контрольных точек мероприятий (результатов) комплекса процессных мероприятий осуществляется с учетом требований, установленных Порядком.
Для контрольных точек постоянного характера, повторяющихся ежегодно, допускается указание даты наступления контрольной точки без года.
При разработке мероприятий (результатов) и контрольных точек комплексов процессных мероприятий государственных программ используются типы мероприятий (результатов) и контрольные точки в соответствии с приложением 7 к настоящим Методическим рекомендациям.
V. Мониторинг и оценка эффективности реализации государственной программы
23. Мониторинг реализации государственной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации государственной программы от запланированного и осуществляется не реже одного раза в квартал.
Объектом мониторинга являются целевые значения показателей государственной программы и структурных элементов государственной программы, мероприятия (результаты), контрольные точки, финансовое обеспечение реализации государственной программы.
24. Ответственный исполнитель при организации и исполнении мониторинга реализации государственной программы:
производит сбор данных для определения фактических значений показателей государственной программы и структурных элементов государственной программы, а также фактических дат наступления контрольных точек, обеспечивает их достоверность и надлежащий уровень качества собираемых данных;
производит оценку рисков реализации государственной программы и разрабатывает решения по их минимизации.
25. Ответственный исполнитель определяет источники получения данных для расчета показателей. Основными источниками данных являются:
данные государственной статистики;
данные органов исполнительной власти Брянской области, органов местного самоуправления Брянской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных учреждений Брянской области, других организаций;
данные, полученные в результате проведения социологических исследований, а также опросов предприятий, ассоциаций и общественных организаций.
26. Ежеквартальный отчет о ходе реализации государственной программы, о ходе реализации комплекса процессных мероприятий за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев текущего года, год (далее - ежеквартальный отчет) подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями государственной программы, формируется по форме согласно приложениям 3 и 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
Ежеквартальный отчет направляется в департамент экономического развития и департамент финансов Брянской области в государственной информационной системе управления государственными и муниципальными финансами Брянской области "Электронный бюджет Брянской области" в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
27. По итогам отчетного года в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, ответственными исполнителями совместно с соисполнителями государственной программы проводится оценка эффективности реализации государственной программы. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы формируется и направляется в департамент экономического развития Брянской области и департамент финансов Брянской области в государственной информационной системе управления государственными и муниципальными финансами Брянской области "Электронный бюджет Брянской области". Методика оценки эффективности государственных программ Брянской области по итогам отчетного года приводится в приложении 5 к Методическим рекомендациям.
VI. Ведение реестра документов, входящих в состав государственной программы Брянской области
28. Ведение реестра документов, входящих в состав государственной программы Брянской области, осуществляется в соответствии с Порядком по форме согласно приложению 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.