Какое учреждение осуществляет контроль за исполнением судебных решений, в том числе за взиманием государственной пошлины в бюджет: служба судебных приставов, куда судом направлен исполнительный лист, налоговый орган по месту жительства ответчика (по месту нахождения судебного органа, принявшего решение) или сам суд, принявший решение о взыскании платежа?
Статьей 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" определено, что главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.32 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Статьей 7 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" установлено, что контроль за соблюдением положений этого Закона осуществляется налоговыми органами.
В соответствии с п.1 ст.428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) после вступления судебного постановления в законную силу исполнительный лист выдается судом взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
Согласно п.2 ст.130 ГПК РФ в случае взыскания государственной пошлины с должника в доход соответствующего бюджета на основании судебного приказа выдается исполнительный лист, который заверяется гербовой печатью суда и направляется судом для исполнения в этой части судебному приставу - исполнителю.
Статьей 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполненный документ возвращается суду, выдавшему данный исполнительный документ, а неисполненный документ направляется налоговому органу, который вправе возобновить исполнительное производство.
Пунктом 1 ст.27 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительное производство считается для суда оконченным только после фактического исполнения исполнительного документа.
В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, работа судебных приставов ограничивается принятием мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Пунктом 3 ст.439 ГПК РФ установлен порядок, при котором исполненный исполнительный документ возвращается судебным приставом - исполнителем в выдавший этот документ суд, который принимает решение о прекращении исполнительного производства.
Таким образом, суд осуществляет контроль за исполнением судебных решений, в том числе в части взыскания государственной пошлины в бюджет.
Н.А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 августа 2003 г.
"Налоговый вестник", N 8, август 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1