Решение Самарского областного суда от 27 июня 2023 г. N 3а-485/2023 (3а-2775/2023)
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-485/2023 (3а-2775/2023) по административному исковому заявлению М.С.А. к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, установил:
М.С.А. (далее также - административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений к административному иску) просит признать недействующими со дня принятия:
1) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 N 2201 в части включения в него: под пунктом N 5734 нежилого здания с кадастровым номером N; под пунктом N 27960 нежилого помещения с кадастровым номером N;
2) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 в части включения в него: под пунктом N 5102 нежилого здания с кадастровым номером N; под пунктом N 36500 нежилого помещения с кадастровым номером N;
3) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 в части включения: в Приложение N 1 под пунктом N 5026 нежилого здания с кадастровым номером N; в Приложение N 2 под пунктом N 11968 нежилого помещения с кадастровым номером N
4) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 N 2077 в части включения: в Приложение N 1 под пунктом N 4942 нежилого здания с кадастровым номером N; в Приложение N 2 под пунктом N 11844 нежилого помещения с кадастровым номером N
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N Помещение находятся в здании с кадастровым номером N. Объекты недвижимости не подпадают под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Необоснованное включение объектов в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере. Помещение административным истцом не используется, поскольку является незавершенным строительством объектом со степенью готовности 79%.
Административный истец М.С.А., привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц собственники помещений в здании с кадастровым номером N Б.В.П., Ш.О.Н., У.О.Ю., Д.Е.В., Ш.О.А., К.Е.В., М.Н.В. своего представителя в порядке части 9 статьи 208 КАС РФ в судебное заседание не направили. О времени месте рассмотрения административного дела извещались судом в установленном законом порядке.
Администрация г.о. Жигулевск Самарской области направила возражения на административное исковое заявление, в котором просит вынести решение с учетом фактических обстоятельств дела.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Представил письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что поскольку объект недвижимости с кадастровым номером N является нежилым зданием магазина-пристроя N 2, министерство правомерно включило его и находящееся в нем помещение с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или па официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25.11.2014 N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы вышеуказанные приказы, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020-2023 годы.
Факт включения объектов недвижимости в соответствующие перечни подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
Соответствующие приказы опубликованы в установленном законом порядке:
Приказ министерства от 07.10.2019 N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области и в издании "Волжская коммуна". N 158 (30741), 23.10.2019.
Приказ министерства от 19.10.2020 N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области и в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Приказ министерства от 22.10.2021 N 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021.
Приказ министерства от 08.11.2022 N 2077 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит помещение с кадастровым номером N, площадью 51,5 кв. м, местоположение: <адрес>. Помещение имеет назначение: нежилое, наименование: "незавершенный строительством объект недвижимого имущества в виде нежилого помещения N 14, площадью 51,5, пристрой N 2 к жилому дому", виды разрешенного использования: "данные отсутствуют".
Из уведомления об исправлении технической описки от 09.08.2022 (л.д. 27) следует, что до исправления технической описки наименование данного помещения было: "незавершенный строительством объект недвижимого имущества в виде нежилого помещения N 14, площадью 51,5, магазин-пристроя N 2 к жилому дому".
Согласно техническому паспорту на данное помещение от 01.11.2011 оно имеет наименование по документам "незавершенный строительством объект недвижимого имущества в виде нежилого помещения N 14, площадью 51,5, магазин-пристроя N 2 к жилому дому", является незавершенным строительством объектом со степенью готовности 79%, площадь 51,5 кв. м, в экспликации к помещению наименование комнат отсутствует.
Помещение располагается в здании с кадастровым номером N, с местоположением: "<адрес>", Здание имеет назначение: нежилое, наименование: "М.", виды разрешенного использования: "данные отсутствуют".
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером: N, площадью 2246 кв. м. (Категория земель: Земли населенных пунктов, Разрешенное использование: "для эксплуатации многоквартирного дома").
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, действующей на момент постановки вышеуказанного земельного участка на кадастровый учет, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9) и др.
Таким образом, действующее законодательство разграничивает виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения и виды разрешенного использования иных земельных участков.
В связи с чем суд приходит к выводу, что земельный участок не подпадает под критерии, установленные статьей 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего указанный объект недвижимости по данному основанию, не может быть признан объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку земельный участок прямо не предполагает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
В связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, не позволяет прийти к выводу о размещении на нем объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному налоговому законодательству, то административным ответчиком должны быть представлены данные о фактическом использовании объекта недвижимости или сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте объектов или документах технического учета (инвентаризации), указывающие на размещение в здании офисных, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.
Из истребованных судом из филиала ППК "Р." по Самарской области копий технических паспортов на здание, следует, что здание имеет инвентарный номер 2891, по состоянию на 10.12.2010 является объектом незавершенного строительства, площадь 1401,2 кв. м. наименование "М.". Согласно экспликации к техническому паспорту в составе данного здания помещения не имеют наименований.
Таким образом, в здании нет помещений, из наименований которых, следовало бы, что они предназначены для оказания бытовых услуг и услуг общественного питания неограниченному кругу лиц, либо имеют торгово-офисное назначение.
При этом, суд отмечает, что наименование здания "М." не является безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, в соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для включения объекта недвижимости в перечень является назначение, разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения), а не наименование самого здания (строения, сооружения).
Судом также запрошены технические паспорта на помещения, расположенные в данном здании, с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N.
Из материалов инвентарных дел на помещения, имеющиеся в распоряжении филиала ППК "Р." по Самарской области, также не следует, что в здании есть иные помещения, из наименований которых, или назначения помещений в них, следовало бы, что они предназначены для оказания бытовых услуг и услуг общественного питания неограниченному кругу лиц, либо имеют торгово-офисное назначение.
Виды разрешенного использования земельного участка, так и виды разрешенного использования помещений в здании, которое на нем расположено, не позволяют суду сделать однозначный вывод, что данные виды предусматривают размещение объектов бытового обслуживания населения, следовательно, с учетом предписаний пункта 7 статьи 3 НК РФ о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика суд полагает, что спорное здание, а также помещение в нем с КН N не могли быть включены в Перечень как по видам разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, так и по видам разрешенного использования помещения с КН N.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно представленному Министерством отзыву, акты фактического использования спорного объекта недвижимости на момент формирования Перечней Министерством, либо подведомственной Министерству организацией не составлялись, решения об определении вида фактического использования не принимались.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание и помещение с КН N необоснованно включены в Перечни на 2020-2023 годы, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования М.С.А. удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
1) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 N 2201 в части включения в него: под пунктом N 5734 нежилого здания с кадастровым номером N; под пунктом N 27960 нежилого помещения с кадастровым номером N;
2) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 N 2014 в части включения в него: под пунктом N 5102 нежилого здания с кадастровым номером N; под пунктом N 36500 нежилого помещения с кадастровым номером N;
3) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 в части включения: в Приложение N 1 под пунктом N 5026 нежилого здания с кадастровым номером N; в Приложение N 2 под пунктом N 11968 нежилого помещения с кадастровым номером N;
4) Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 N 2077 в части включения: в Приложение N 1 под пунктом N 4942 нежилого здания с кадастровым номером N; в Приложение N 2 под пунктом N 11844 нежилого помещения с кадастровым номером N
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.06.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 27 июня 2023 г. N 3а-485/2023 (3а-2775/2023)
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании