г. Краснодар |
|
10 февраля 2020 г. |
Дело N А32-23843/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2020 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Гиданкиной А.В. и Денека И.М., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) - Базилевой Ю.В. (доверенность от 29.12.2019), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Мурадян О.А. (доверенность от 10.07.2019), от третьего лица - акционерного общества "Роснефтефлот" (ИНН 6501096047, ОГРН 1026500526590) Ионова П.Ю. (доверенность от 23.12.2019), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте суда в сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу ПАО "Новороссийский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019 по делу N А32-23843/2019, установил следующее.
ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.04.2019 N 10359/5 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Роснефтефлот".
Решением суда от 26.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.10.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, в его действиях отсутствуют событие и состав административного правонарушения. Действия общества по утверждению Руководства не могли быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением, потому что они являлись допустимыми и обязательными в соответствии с требованиями нормативных актов.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы кассационной жалобы. Представители антимонопольного органа и третьего лица высказались против удовлетворения жалобы, указав на законность и обоснованность судебных актов.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела и установили суды, общество является оператором погрузочно-разгрузочного терминала в порту Новороссийск и оказывает услуги по перевалке грузов, доставляемых в порт наземным транспортом на морской транспорт.
18 декабря 2017 года общество утвердило внутренний документ - Руководство по обработке судов на терминалах ПАО "НМТП" (далее - Руководство), направленный на обеспечение безопасности операций по обработке судов на принадлежащем обществу морском терминале.
АО "Роснефтефлот" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия общества, ссылаясь на то, что отдельные положения Руководства препятствуют АО "Роснефтефлот" оказывать услуги по буксировке судов в порту Новороссийск. На основании указанной жалобы управление возбудило дело N 71/2018 по признакам нарушения заявителем части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом принято решение от 07.05.2018 N 11243/5 о признании общества виновным в нарушении антимонопольного законодательства. 19.03.2019 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого 30.04.2019 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде 100 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с постановлением антимонопольного органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности в действии (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а также правильности расчета суммы штрафа. Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.
Суд округа, исходя из материалов данного дела, считает, что суды обоснованно исходили из следующего.
Решением от 01.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.02.2019, постановлением кассационной инстанции от 30.05.2019 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2019 по делу N А32-22095/2018, решение и предписание управления от 07.05.2018 признаны законными и обоснованными. При рассмотрении дела N А32-22095/2018 суды согласились с выводами антимонопольного органа о том, что общество ограничивает интересы компаний (хозяйствующих субъектов), оказывающих услуги в морском порту Новороссийск. Общество является владельцем и оператором морского терминала в порту Новороссийск, при этом оно оказывает услуги по обслуживанию морских судов, в том числе с привлечением хозяйствующего субъекта, входящего с ним в одну группу лиц - АО "Флот НМТП", которое, в частности, оказывает услуги по буксирному обеспечению швартовных операций. Поскольку общество занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и так как оно является владельцем и оператором морского терминала морского порта Новороссийск, то обязано учитывать в своей деятельности ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, статьей 16 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах), Правилами недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1285. Действующее законодательство не наделяет общество, как оператора морского терминала, полномочиями по изданию актов, закрепляющих дополнительные, не установленные нормативно, требования к деятельности на территории морского порта, а также не позволяет распространять действие издаваемых им локальных актов на неопределенный круг лиц, придавая соответствующим актам нормативный характер. 18.12.2017 общество утвердило Руководство. Письмом от 25.12.2017 N 1000-02/39 о введении в действие Руководства заинтересованные лица уведомлены об обязанности соблюдения требований Руководства, а также о том, что оказание услуг по перевалке грузов в порту Новороссийск в 2018 году будет осуществляться обществом в строгом соответствии с требованиями Руководства. Согласно пункту 1.6 Руководства деятельность транспортно-экспедиторских, агентских, сюрвейерских, шипчандлерских компаний и иных организаций, связанных с обслуживанием судов на терминалах общества, осуществляется на основании заключенных договоров с операторами терминалов, грузоотправителями и/или судовладельцами, при строгом соблюдении настоящего Руководства, нормативных документов, приказов, распоряжений, действующих в районе эксплуатационной ответственности терминалов общества.
Управлением отмечено, что полномочиями по установлению требований к обеспечению безопасности мореплавания в силу закона обладает капитан морского порта. Положения Руководства позволяют обществу определять транспортно-экспедиторские, агентские, сюрвейерские и иные компании, связанные с обслуживанием судов на терминалах общества, буксирные компании и лоцманские службы, которые будут выполнять заявки на заход/выход судна на причалы, оператором которых является общество. Также положения Руководства в совокупности с условиями договора между обществом и агентирующими компаниями устанавливают, что именно терминал предоставляет буксирное обеспечение швартовных операций заходящих судов и направлены на устранение конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими буксировки морских судов, и на вытеснение буксирных компаний с рынка буксирных услуг.
Суды отметили, что в силу обозначенных обстоятельств агентские компании, грузовладельцы, судовладельцы и иные лица, осуществляющие деятельность в порту, под угрозой невозможности осуществления погрузки/выгрузки в порту и срыва контрактных обязательств вынуждены отказываться от услуг АО "Роснефтефлот", ФГУП "Росморпорт" Азово-Черноморский бассейновый филиал и заключать договоры на невыгодных для них условиях с обществом. Так, суды установили, что в 2017 году в морском порту Новороссийск АО "Роснефтефлот" провело 1584 операции по буксирному сопровождению швартовки и отшвартовки. В настоящее время АО "Роснефтефлот" фактически лишен возможности осуществлять приносящую доход деятельность на территории порта Новороссийск, что также нарушает права и законные интересы потребителей услуг АО "Роснефтефлот" - судовладельцев, морских агентов, фрахтователей. В 2018 году АО "Роснефтефлот" в морском порту Новороссийск осуществило 2 операции по буксирному сопровождению швартовки и отшвартовки.
Суды пришли к выводу: несмотря на то, что общество не является субъектом, обладающим правом устанавливать те или иные требования к буксирам, а также не наделено властно-распорядительными полномочиями по установлению таких требований, изданное Руководство устанавливает значительное количество не предусмотренных законодательством обязательных для исполнения правил для хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление буксировки морских судов, и накладывает необоснованные ограничения на используемые при буксировке суда, предусматривает завышенные требования к оборудованию буксиров. Решение и предписание вынесены управлением с целью недопущения, ограничения и устранения конкуренции, путем исключения из Руководства условий об обязанности соблюдения Руководства другими лицами, осуществляющими свою деятельность в морском порту Новороссийск, не входящими в группу лиц с заявителем.
Принятое обществом Руководство не должно нарушать требования антимонопольного законодательства, в частности, не должно содержать положения, которые приводят или могут привести к созданию препятствий к доступу на товарный рынок определенным хозяйствующим субъектам.
На основании изложенного, суды признали действия общества, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и не усмотрели оснований для признания недействительным решения антимонопольного органа от 07.05.2018.
Учитывая, что вступившими в законную силу и имеющим преюдициальное значение судебными актами по делу N А32-22095/2018 установлено нарушение обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, суды при рассмотрении данного дела пришли к верному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей (часть 2 статьи 14.31. КоАП РФ).
Расчет штрафа проверен судами и признан правильным.
Рассматривая спор, суды также установили, что порядок привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный КоАП РФ, и срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, антимонопольным органом соблюдены.
Оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным, как и для назначения наказания ниже низшего предела санкции в порядке статьи 4.1. КоАП РФ суды в ходе рассмотрения дела по существу не установили. На основании вышеизложенного суды обеих инстанций правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований о признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа от 30.04.2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Довод кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции тайны совещательной комнаты был предметом рассмотрения апелляционного суда, который указал, что материалы дела не содержат сведений о подобных обстоятельствах, доводы заявителя носят предположительный характер. Кроме того, из протокола судебного заседания от 21.08.2019 видно, что в судебном заседании объявлялся перерыв, после которого судебное заседание продолжено без участия сторон и вынесен судебный акт (в деле имеется резолютивная часть решения). В судебном заседании суда кассационной инстанции стороны подтвердили, что никто из представителей сторон после перерыва в заседание не являлся. Доказательств того, что суд первой инстанции огласил резолютивную часть решения с нарушением принципа тайны совещания судей (части 3 и 4 статьи 167 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в материалы дела не представлены. Довод общества о том, что судебное заседание после перерыва фактически не состоялось, опровергается материалами дела.
Проверка материалов дела свидетельствует о том, что судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права. Нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено. В связи с этим кассационная жалоба общества удовлетворению, а судебные акты отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019 по делу N А32-23843/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей (часть 2 статьи 14.31. КоАП РФ).
...
Рассматривая спор, суды также установили, что порядок привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный КоАП РФ, и срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, антимонопольным органом соблюдены.
Оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным, как и для назначения наказания ниже низшего предела санкции в порядке статьи 4.1. КоАП РФ суды в ходе рассмотрения дела по существу не установили. На основании вышеизложенного суды обеих инстанций правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований о признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа от 30.04.2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 февраля 2020 г. N Ф08-137/20 по делу N А32-23843/2019