Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ЗАО (далее - заявитель) по вопросу применения подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и сообщает следующее.
Как указано в рассматриваемом обращении заявителя, ЗАО оказывает услуги по содержанию и авиационно-техническому обслуживанию самолетов и вертолетов, включающие летную эксплуатацию и техническое обслуживание воздушных судов, на трех сертифицированных площадках: аэропорт 1; аэропорт 2; посадочная площадка.
Согласно подпункту 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса реализация услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, освобождена от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Глава 21 Налогового кодекса не содержит определения понятия "услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов" и перечня таких услуг.
При решении вопроса об освобождении от налогообложения НДС операций по реализации услуг по обслуживанию воздушных судов, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, можно руководствоваться, в частности, приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (в редакции приказа Минтранса России от 22.07.2013 N 254) (далее - приказ Минтранса России N 241), которым утвержден Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Перечень), а также поименованы услуги, за которые они взимаются. В частности, подпунктами 4.17.1, 4.17.2, 4.18.1-4.18.7, 4.18.10-4.18.13, 4.22 раздела IV Перечня установлены тарифы за услуги, которые, как указано в обращении заявителя, оказывает ЗАО.
При этом, в случае, если налогоплательщиком наряду с операциями, не подлежащими налогообложению (освобождаемыми от налогообложения) в соответствии с положениями статьи 149 Налогового кодекса, осуществляются операции, подлежащие налогообложению, то на основании пункта 4 статьи 149 Налогового кодекса налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
По вопросу правомерности (неправомерности) применения заявителем освобождения от налогообложения НДС при реализации услуг по наземному техническому обслуживанию, оказываемых заявителем своими силами, но с привлечением специальных средств и оборудования сторонних организаций, необходимо учитывать следующее.
На основании пункта 7 статьи 149 Налогового кодекса освобождение от налогообложения НДС в соответствии с положениями указанной статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
С учетом изложенного, на операции по реализации услуг, предусмотренных подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, оказываемых ЗАО с привлечением специальных средств и оборудования сторонних организаций в рамках иных договоров, не перечисленных в пункте 7 статьи 149 Налогового кодекса, положения пункта 7 статьи 149 Налогового кодекса не распространяются.
Вопрос, касающийся применения нормы подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса в отношении операций по реализации услуг по обслуживанию воздушных судов на посадочной площадке, принимая во внимание положения подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса, требует согласования с Минфином России, в связи с чем, соответствующие разъяснения по указанному вопросу будут направлены в адрес заявителя в установленном порядке после его согласования с Минфином России.
Одновременно ФНС России сообщает, что согласно пункту 1 статьи 30 Налогового кодекса налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
С учетом изложенного, решение вопроса об установлении единого тарифа за весь комплекс оказываемых заявителем услуг без выделения ставки по каждому виду услуг, к компетенции ФНС России не относится.
Государственный советник |
Д.C. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 3 ноября 2016 г. N СД-4-3/20961@ "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
-