В целях реализации Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 27.05.2015 г N 3274п-П8, поступательного развития региональной системы общего образования, совершенствования системы работы с одаренными обучающимися и талантливой молодежью приказываю:
1. Утвердить Концепцию региональной системы выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодежи (приложение).
2. Отделу общего образования (Эрдниев А.Б.) в срок до 16.09.2015 года разработать и представить проект Плана действий - Дорожную карту по организации работы в направлении развития, поддержки одаренных, детей и талантливой молодежи на 2015 - 2020 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр образования и науки |
Н.Г. Манцаев |
УТВЕРЖДАЮ:
Министр образования и науки
РК Н.Г. Манцаев
от 14.09.2015 г. N 1161
Концепция
региональной системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи
Настоящая Концепция определяет базовые принципы построения и основные цели и задачи формирования современной модели региональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования. Концепция рассмотрена участниками августовской конференции педагогических работников Республики Калмыкия, обсуждена преподавателями института повышения квалификации работников образования, участниками образовательного процесса.
I. Общие положения
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающим экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры становятся непременным условием формирования общества и экономики, ведущими ресурсами которых выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства. Такое понимание образовательной проблемы обеспечивает переход от развития одарённой личности к формированию одарённого общества. Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, а важнейшим резервом человеческой цивилизации являются интеллектуальные способности. На сегодняшний день современная экономика всё больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству.
На федеральном уровне процесс по совершенствованию системы работы с одарёнными и талантливыми детьми регламентируется нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента РФ "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" (от 6 апреля 2006 г. N 325);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 октября 2012 года N 1916);
Федеральная целевая программа "Дети России" (подпрограмма "Одаренные дети")
"Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" (утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г.)
Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 26 мая 2012 г. N 2405п-П8).
Рабочая концепция одаренности, разработанная по заказу МО РФ в рамках федеральной целевой программы "Одаренные дети" (отв. ред. - Д.Б. Богоявленская). На республиканском уровне:
Закон Республики Калмыкия от 21 декабря 2007 г. N 396-III-З "Об образовании в Республике Калмыкия";
Указ Главы Республики Калмыкия от 16 апреля 2009 г. N 52 "О государственной поддержке образования в сфере культуры и искусства в Республике Калмыкия";
Указ Главы Республики Калмыкия от 03.12.2012 г. N 203 "О мерах по поддержке обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, студентов ФГБОУ ВПО "Калмыцкий государственный университет";
Государственная программа "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы" (утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия от 7 мая 2013 г. N 214);
"Региональная стратегия действий в интересах детей Республики Калмыкия на 2012 - 2017 гг" (утверждена постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. N 442);
"План первоочередных мер до 2014 года по реализации важнейших положений Региональной стратегии действий в интересах детей РК на 2012 - 2017 гг" (утвержден постановлением Правительства Республики Калмыкия от 1 февраля 2013 г. N 23-р);
Комплекс мер по модернизации общего образования Республики Калмыкия в 2013 году и на период до 2020 года (утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия от 28 февраля 2013 г. N 83);
Республиканская целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Республике Калмыкия на 2011 - 2015 годы" (утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11 октября 2011 г. N 363);
Ведомственная целевая программа "Государственная поддержка одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на 2012 - 2014 гг." в рамках реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (утв. приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 30 декабря 2011 г. N 1132);
Ведомственная целевая программа "Развитие технологии укрупнения дидактических единиц в Республике Калмыкия на 2012 - 2014 г.г." (утв. приказом Министерства образования, культуры и науки РК от 7 сентября 2012 г. N 862).
II. Основные понятия Концепции
Одаренность (талант) - это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный (талантливый) ребенок, подросток, молодой человек выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности (таланта) определяется сложным комплексом природных задатков и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, творческой, трудовой).
Система мер по выявлению и поддержке одаренных детей - это комплекс мер, в котором должны быть синхронизированы усилия семьи, школы, региональных и федеральных властей разных ведомств (культура, спорт, образование).
Комплексный подход в итоге должен обеспечить равные условия для того, чтобы выявлять и поддерживать одарённость детей с раннего детского возраста (дошкольный период) до профессиональной самореализации молодого специалиста вне зависимости от сферы одарённости, социального статуса ребенка.
III. Принципы системы выявления и развития молодых талантов
приоритет интересов личности ребенка, подростка, молодого человека;
учет возрастных особенностей;
комплексность, всесторонность, многоэтапность оценки способностей ребенка, подростка, молодого человека, а также продуктов их деятельности;
доступность и открытость;
опора на инновационные развивающие технологии и методики обучения и воспитания;
индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования;
межведомственное и сетевое взаимодействие;
сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов.
IV. Уровень состояния и разработанности проблемы развития и поддержки молодых талантов в Республике Калмыкия
Министерством образования и науки Республики Калмыкия осуществляется целенаправленная работа по реализации данного направления, заключающаяся в разработке и обобщении технологий выявления и развития одаренных детей;
организации комплекса мероприятий практического характера по развитию интеллектуальной и творческой одаренности учащихся и молодежи.
В целях реализации программ повышенного уровня в республике функционирует сеть образовательных учреждений: 13 гимназий и 4 лицея, в 64% школ реализуются программы предпрофильной и профильной подготовки по направлениям: социально-гуманитарное, физико-математическое, химико-биологическое и другим. Реализация программ обеспечивает возможности дифференциации и индивидуализации в обучении, способствует выстраиванию для старшеклассников индивидуальной образовательной траектории.
В целях совершенствования системы работы с одаренными школьниками обеспечено взаимодействие между министерством и ФГБОУ ВПО "Калмыцкий государственный университет" в направлении научного сопровождения образовательных учреждений, реализующих программы по развитию детской одаренности и подготовки обучающихся по программам повышенного уровня. Так, с 1 сентября 2012 при университете открыта очно-заочная школа физико-математического и химико-биологического профиля для старшеклассников. Кадровый потенциал университета, имеющееся специализированное оборудование позволяют на сегодняшний день значительно модернизировать систему подготовки одаренных детей. Обучающиеся из сельских школ имеют возможность обучаться по программам повышенного уровня в лицее при БПОУ РК "Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова" в очно-заочном режиме. Творчески одарённые дети обучаются в специализированной школе-интернат для одаренных детей при БУ ДОД РК "Республиканский центр детского творчества".
В целом, решению ряда вопросов по созданию образовательной среды, направленной на развитие одаренных детей, способствовала реализация ВЦП "Государственная поддержка одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на 2012 - 2014 гг". С 1 января 2015 года направление-организация и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи реализуется в действующей государственной программе "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2017 гг.".
Реализация региональных программ позволяет развивать среди школьников исследовательскую и проектную работу: ежегодно Министерством организуется проведение республиканской научно-практической конференции "Первые шаги в науку", в работе которой принимают школьники республики, проявляющие особый интерес к изучению отдельных предметов. В рамках проведения научно-практической конференции организуется республиканский конкурс исследовательских работ "Ювента" для учащихся 1-4 классов; для детей младшего школьного возраста организуется проведение регионального этапа Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев.
В рамках реализации направления по поддержке одаренных детей в республике ежегодно проводится региональная олимпиада школьников по 7 предметам, в числе которых "Калмыцкий язык и Калмыцкая литература, "История и культура родного края", "Граждановедение", "Шахматы", "Тодо Бичг", "Математика (УДЕ)". В олимпиаде участвует до 50% школьников республики. Олимпиада организуется с целью популяризации родного языка, приобщения учащихся к истокам народной культуры, воспитания патриотизма и любви к малой родине.
Направление по развитию молодых талантов предусматривает проведение Президентских игр и состязаний, направленных на приобщение учащихся и молодежи к спорту и здоровому образу жизни.
В республике эффективно реализуется программа "Бичкн Торскм", являющаяся эффективным методом обучения и воспитания учащихся, привития интереса к научной деятельности, любви и уважения к истории родного края, патриотического воспитания. Ежегодно для участия в очном этапе Всероссийской конференции "Отечество" приглашаются обучающиеся республики.
Эффективность работы системы дополнительного образования подтверждает успешное участие наших школьников во всероссийских конференциях и конкурсах: Всероссийской конференции юных краеведов движения "Отечество", Всероссийской конференции юных исследователей окружающей среды, "Зеркало природы", Всероссийском форуме "Одаренные дети", творческих конкурсах "Голоса России", "Адрес детства - Россия", научно-исследовательской олимпиаде "Шаг в будущее", Всероссийской конференции "Юность, наука, культура", соревнованиях по различным видам спорта.
В целях совершенствования системы работы с одаренными и талантливыми учащимися, поддержки талантливой молодежи с 2006 года учреждена премия Главы Республики Калмыкия в рамках реализации мероприятия "Государственная поддержка талантливой молодежи". С 2006 по 2014 г. лауреатами премии Главы Республики Калмыкия стал 261 представитель талантливой молодёжи. Организация выплат денежных премий талантливой молодежи республики за особые достижения в урочной и внеурочной деятельности способствует созданию условий для реализации инновационного потенциала российской молодёжи; участие в национальном проекте талантливой, способной молодёжи рассматривается в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества, положительно влияющий на экономические, политические и социальные процессы. В целом, на реализацию мероприятия с 2006 года выделено порядка 3 млн. руб. За участие в конкурсах и мероприятиях дети республики поощряются путёвками в центр "Орленок".
Одним из наиболее эффективных и масштабных мероприятий по выявлению одаренных и способных обучающихся является организация этапов всероссийской олимпиады школьников, включающая 4-е тура: школьный, муниципальный, региональный и всероссийский. В целях раннего выявления одаренных школьников ежегодно проводится региональная олимпиада по предметам "Русский язык", "Математика" для учащихся 4-8 классов. По статистике министерства в олимпиадах участвуют до 60% школьников республики.
Результаты участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников за последние 4 года свидетельствуют об увеличении числа обучающихся, занимающих призовые места и получающих льготы при поступлении в высшие учебные заведения Российской Федерации.
2011-2012 учебный год |
2012-2013 учебный год |
2013-2014 учебный год |
2014-2015 учебный год |
||||
победитель |
призер |
победите ль |
призер |
победитель |
призер |
победитель |
призер, дипломант |
0 |
5 |
2 |
4 |
1 |
2 |
0 |
1 |
Традиционно в число лучших общеобразовательных организаций, в которых по результатам олимпиады подготовлено наибольшее количество победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, входят образовательные организации: МБОУ "Элистинский лицей", МБОУ "Элистинская многопрофильная гимназия", МБОУ "Троицкая муниципальная гимназия им. Б.Б. Городовикова", МБОУ "Цаганаманская гимназия" Юстинского района, МБОУ "Элистинская классическая гимназия", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 17" г. Элиста, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 3" г. Элиста, МКОУ "Лаганская средняя общеобразовательная школа N 1 им. Люлякина И.М.", МКОУ "Городовиковская средняя общеобразовательная школа N 4 им. Б.Б. Городовикова", МБОУ "Оргакинская средняя общеобразовательная школа им. Э.Чоноскаева" Ики-Бурульского района.
Благодаря эффективной работе образовательных организаций по профильному обучению, организации научных сообществ в школах, профильных смен, развития системы поисковой и исследовательской деятельности, поддержки одарённых школьников (поощрение премиями Главы РМО - Ики-Бурульский район, г. Элиста), поощрение педагогов, добивающихся высоких результатов в обучении (премия Главы РМО - Ики-Бурульский район, г. Элиста), обучающиеся республики являются конкурентоспособными на всероссийском и международных уровнях.
Вместе с тем, анализов итогов проведения этапов Всероссийской олимпиады школьников позволяет выявил ряд проблем:
За последние 3 учебных года снизился качественный показатель выполнения олимпиадных работ обучающимися 9-11 классов по предметам естественно-математического цикла: математике, физике, химии, астрономии, информатике, в течение ряда лет по данным общеобразовательным предметам не определяются победители и призеры; процент выполнения заданий школьниками по предметам "Химия", "Астрономия", "Информатика" крайне низок. Снижается уровень подготовки обучающихся, участвующих в III (региональном) этапе ВОШ по предметам гуманитарного цикла: истории, праву, обществознанию, мировой художественной культуре, литературе. Значительно снизился процент обучающихся, принимающих участие в заключительных этапах ВОШ, так в 2013-2014 учебном году для участия в заключительном этапе ВОШ было допущено 12 обучающихся, в 2014-2015 учебном году - 6 обучающихся.
Оценка состояния работы по развитию и поддержке одаренных и талантливых детей позволила выявить существенные противоречия: между растущей потребностью детей и молодежи республики в развитии их талантов и способностей и отсутствием целостной системы поиска, выявления и профессионального сопровождения одаренных детей в республике на сегодняшний день не организовано межведомственное и сетевое взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств, учреждений образования в направлении развития одаренных детей;
между необходимостью в научно обоснованном методическом и технологическом обеспечении выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и отсутствием менеджмента в этом направлении;
между потребностью в аккумулировании информации и разобщенностью ресурсов всех видов.
V. Основные направления функционирования системы выявления и развития молодых талантов
развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих:
учёт результатов академических, интеллектуальных, творческих, художественно-эстетических, лидерских, спортивных достижений (формирование портфолио) детей, подростков, молодёжи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам, создание системы "социальных лифтов";
консолидация ресурсов образовательных организаций республики с целью формирования системной образовательной среды, направленной на создание условий для деятельности одаренных (талантливых) детей, подростков, молодежи;
развитие системы академических, интеллектуальных, творческих, художественно-эстетических, лидерских, спортивных состязаний, направленных на выявление и развитие молодых талантов;
организация курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров республики, направленной на развитие профессиональных компетенций в работе с одаренными (талантливыми) детьми, подростками, молодежью;
повышение заинтересованности педагогических работников, образовательных организаций и работодателей в выявлении, развитии и поддержке одарённых детей и молодёжи.
VI. Основные задачи системы выявления и развития молодых талантов
повышение качества, доступности и эффективности образовательных услуг для детей и молодежи с повышенными образовательными потребностями;
формирование системы раннего выявления и поддержки одаренности, начиная с дошкольного возраста;
поддержка лучших педагогов и образовательных организаций, имеющих опыт работы с одаренными детьми и молодежью;
разработка механизма эффективного сетевого взаимодействия по выявлению и поддержке одаренных детей, подростков, молодежи.
VII. Совершенствование системы работы образовательных организаций в направлении развития одаренных детей, подростков, молодежи:
аккумулирование, систематизация, изучение и отбор научно-методического материала, методик работы с одарёнными детьми и молодежью, диагностического инструментария по проблемам одарённости детей, подростков, молодежи;
дальнейшее внедрение в практику работы с одарёнными детьми и молодежью современных научных разработок;
организация и проведение конкурсов инновационных разработок в сфере работы с одаренными детьми и молодежью;
внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития задатков и способностей детей и молодёжи в образовательных организациях;
разработка индивидуальных траекторий развития и программ сопровождения одаренных детей, подростков, молодежи.
VIII. Развитие системы подготовки педагогических и управленческих кадров:
стимулирование педагогических работников и руководителей образовательных организаций к работе по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодёжи;
разработка эффективной системы поощрения и вознаграждения преподавателей и учителей, добивающихся высоких результатов в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью;
создание ресурсных Центров, стажировочных площадок на базе лучших образовательных организаций региона, имеющих практику работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
IX. Реализация системы мероприятий, направленных на решение поставленных задач на региональном уровне:
разработка и реализация Дорожных карт на региональном и муниципальном уровнях, обеспечивающих реализацию задач настоящей Концепции;
организация сетевого взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств, учреждений образования в направлении развития и поддержки одаренных детей, подростков, молодежи, в том числе создание Ресурсных
Центров на базе образовательных организаций, имеющих опыт работы с одаренными детьми и молодежью;
увеличение спектра интеллектуальных, творческих, спортивных и иных мероприятий, направленных на выявление одаренных детей и молодёжи;
организация профильных лагерных смен, слётов, фестивалей для талантливых и одарённых детей, подростков, молодежи;
повышение доступности и разнообразия форм дополнительного образования детей и молодёжи;
развитие форм поддержки победителей и призёров интеллектуальных, творческих спортивных и иных конкурсных мероприятий, подготовивших их педагогических коллективов и учреждений.
X. Целевые показатели:
Функционирование единой региональной базы одаренных воспитанников и обучающихся;
Функционирование единой региональной базы педагогов, имеющих теоретический и практический опыт работы с одарёнными воспитанниками и обучающимися.
Создание программного обеспечения для организации этапов Всероссийской олимпиады школьников, иных конкурсных мероприятий.
Доля образовательных учреждений, включенных в региональную сетевую систему образовательных учреждений, имеющих качественные показатели работы с одарёнными и талантливыми воспитанниками и обучающимися;
Доля педагогов, включенных в работу с одаренными и талантливыми воспитанниками и обучающимися;
Увеличение доли одаренных воспитанников и обучающихся, получивших адресную поддержку;
Увеличение количества конкурсных мероприятий, направленных на выявление образовательных организаций, имеющих опыт развития одарённых и талантливых воспитанников и обучающихся;
Увеличение доли воспитанников и обучающихся, принимающих участие в интеллектуальных и творческих конкурсах по направлениям:
техническое
естественно-научное
физкультурно-спортивное
художественно-эстетическое
литературное
лингвистическое
туристско-краеведческое
социально-педагогическое
по нескольким направлениям
Увеличение доли воспитанников и обучающихся, ставших победителями и призерами этапов Всероссийской олимпиады школьников и других всероссийских и международных конкурсов по направлениям:
техническое
естественно-научное
физкультурно-спортивное
художественно-эстетическое
литературное
лингвистическое
туристско-краеведческое
социально-педагогическое
по нескольким направлениям
Увеличение доли числа педагогов, занимающихся проблемой развития и поддержки одаренных и талантливых детей, подростков, молодежи;
Увеличение доли педагогов и образовательных организаций, получивших адресную поддержку за работу с одаренными и талантливыми воспитанниками и обучающимися;
Увеличение доли организаций, занимающихся поиском, развитием и поддержкой одаренных и талантливых детей и молодежи.
ХI. Основные механизмы реализации Концепции
В соответствии с содержанием Концепции предлагается разработать План-действий - Дорожную карту по ее реализации. Будут определены конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование.
XII. Оценка эффективности реализации Концепции
Основными критериями оценки реализации Концепции являются:
определение динамики уровня организации работы с одаренными детьми и молодежью на территории региона (через систему мониторингов);
определение степени вовлеченности детей и молодежи в систему выявления и развития способностей в различных видах деятельности (через многокомпонентный сравнительный анализ данных);
определение тенденции к росту количества одаренных воспитанников и обучающихся в Республике Калмыкия (через сравнительный анализ статистических данных системы поиска и выявления одаренных детей, подростков, молодежи);
определение уровня обеспеченности образовательных учреждений необходимыми ресурсами в работе с одаренными детьми, подростками, молодежью (через систему мониторингов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 14 сентября 2015 г. N 1161 "Об утверждении Концепции региональной системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи"
Вступает в силу с 14 сентября 2015 г.
Опубликование:
-