В целях реализации мероприятий федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 30 ноября 2016 г. N 11, в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 04 июля 2019 г. N 207-р "Об утверждении комплекса мер (дорожной карты) по внедрению целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей в Республике Калмыкия на 2020 - 2022 годы" приказываю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо постановлением" имеется в виду "распоряжением"
1. Утвердить Положение о модели обеспечения доступности дополнительного образования детей "Разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы".
2. Контроль за исполнением приказа возложить на А.С. Адъянова, заместителя министра.
Министр образования и науки |
Э.В. Баринов |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
образования и науки
Республики Калмыкия
от 10.09.2021 г. N 1174
Положение
о модели обеспечения доступности дополнительного образования детей "Разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цель, нормативное основание, описание модели обеспечения доступности дополнительного образования детей "Разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы" (далее - модель): структурные элементы, характеристику дополнительной общеобразовательной программы, характеристику образовательной деятельности, условия реализации дополнительной общеобразовательной программы, организационно-управленческие механизмы реализации модели и консультационно-методическое сопровождение.
2. Модель разработана в целях обеспечения доступности дополнительного образования для разных категорий детей (дети, проживающие в сельской местности; дети с ограниченными возможностями здоровья; одаренные дети; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и других) посредством реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ и развития профессиональной компетентности педагогов в части разработки и реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ.
3. Нормативное основание модели:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р;
Национальный проект "Образование", утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года N 10;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 196;
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года N 467;
Концепция внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Республике Калмыкия в 2020 - 2022 годах, утвержденная распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 4 июля 2019 года N 207-р;
методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
II. Описание модели
4. Структура модели:
4.1. Модель включает следующие элементы: характеристику дополнительной общеобразовательной программы, характеристику образовательной деятельности, условия реализации дополнительной общеобразовательной программы, организационно-управленческие механизмы реализации и консультационно-методическое сопровождение.
Центральным элементом данной модели является разноуровневая дополнительная общеобразовательная программа.
4.2. Схематическое изображение модели представлено на рисунке (приложение к настоящему Положению).
5. Характеристика дополнительной общеобразовательной программы:
5.1. Разноуровневая дополнительная общеобразовательная программа позволяет обеспечить доступность, качество и вариативность дополнительного образования, его востребованность с учетом реальных запросов потребителей услуг, предоставляет возможность занятий по программе для разных групп детей с разными потребностями, независимо от возраста, социального положения, состояния здоровья, имеющегося уровня образования и места проживания.
5.2. Разноуровневая дополнительная общеобразовательная программа направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени и обеспечивает адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
5.3. Структура, содержание разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы и сроки обучения по ней должны соответствовать нормативным требованиям и определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
5.4. Особенностью содержания разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы является дифференциация содержания по уровням сложности:
"Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
"Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
"Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
5.5. Разноуровневая дополнительная общеобразовательная программа должна иметь собственную матрицу, описывающую систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников (планируемые результаты) по каждому уровню сложности.
5.6. Содержание разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы может быть дифференцировано по двум или более уровням сложности в зависимости от особенностей вида деятельности и образовательных потребностей.
5.7. Содержание разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы может быть построено по модульному принципу.
5.8. При разработке разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы необходимо предусмотреть возможность последовательного или параллельного освоения содержания программы на разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося.
5.9. В рамках реализации разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы должна быть разработана система оценки (входная, промежуточная и итоговая диагностика) образовательных, компетентностных и личностных достижений для каждого уровня сложности.
5.10. При разработке критериев и содержания диагностических процедур необходимо использовать несколько методов и форм оценивания в рамках одного диагностического среза с целью достижения более объективных результатов.
5.11. Образовательные организации могут разрабатывать взаимосвязанный комплекс самостоятельных дополнительных общеобразовательных программ разного уровня сложности по одному содержательно - тематическому направлению. Зачисление обучающихся на программу определенного уровня сложности происходит исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося.
6. Характеристика образовательной деятельности:
6.1. Планирование образовательной деятельности по разноуровневой дополнительной общеобразовательной программе предполагает участие детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей.
6.2. При реализации разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы необходимо использовать все многообразие педагогических методов и различных форм обучения (индивидуальной, групповой работы, проектного метода, исследовательского метода, самостоятельной работы и т.д.). Формы индивидуальной работы могут предполагать методы тьюторского, наставнического сопровождения, разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов.
6.3. Реализация разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы подразумевает наличие систематического текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, процедуры диагностики успешности освоения разделов, модулей программы, оценки готовности к освоению содержания материала того или иного уровня сложности.
6.4. Оценочные задания необходимо проектировать таким образом, чтобы результат их выполнения, выявленный уровень развития и образования обучающегося сравнивался с его же предшествующим уровнем.
6.5. Для достижения наиболее объективных результатов диагностики желательно привлечение специалистов (например, педагога-психолога).
6.6. При реализации разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы должна предусматриваться возможность перехода между разными уровнями в соответствии с необходимыми требованиями для перевода обучающихся на следующий уровень обучения.
7. Условия реализации разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы:
7.1. При реализации разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы могут быть использованы сетевые формы для привлечения материально-технических, инфраструктурных, кадровых и иных ресурсов разных организаций.
7.2. Важным условием реализации разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы является зонирование учебного помещения в соответствии с уровнями сложности, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
III. Организационно-управленческие механизмы реализации модели
8. Организацией, координирующей реализацию модели на региональном уровне, является Региональный модельный центр - структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Калмыкия "Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения" (далее - РМЦ).
9. РМЦ оказывает организационную, методическую, нормативно-правовую и экспертно-консультационную поддержку реализации модели; выявляет и распространяет лучшие практики реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей в образовательных организациях Республики Калмыкия.
10. РМЦ ежегодно вносит в план работы мероприятия по сопровождению модели и организует их реализацию.
11. Ответственными за реализацию модели на муниципальном уровне являются муниципальные опорные центры (далее - МОЦ) или образовательные организации по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
12. МОЦ оказывают организационную, методическую, нормативно-правовую и экспертно-консультационную поддержку муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
13. Взаимодействие РМЦ и МОЦ осуществляется на основании Соглашения о сотрудничестве.
14. Образовательные организации:
самостоятельно разрабатывают разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы и ежегодно их корректируют;
обеспечивают наполнение карточек программ в государственной информационной системе "Навигатор дополнительного образования Республики Калмыкия";
проводят мониторинговые мероприятия по эффективности реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ.
15. К методическому и консультационному сопровождению модели могут по согласованию привлекаться специалисты бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Калмыкия "Калмыцкий Республиканский институт повышения квалификации работников образования".
16. Контроль за реализацией модели осуществляет на региональном уровне министерство образования и науки Республики Калмыкия, на уровне муниципального образования - орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
17. Основные показатели, по которым оценивается эффективность реализации модели:
количество образовательных организаций, реализующих разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы;
количество разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ;
охват обучающихся разноуровневыми дополнительными
общеобразовательными программами;
количество педагогических работников, вовлеченных в процесс реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ.
18. Содержание модели может изменяться в соответствии с решениями РМЦ при согласовании с министерством образования и науки
Республики Калмыкия, а также в соответствии с потребностями конкретного муниципального образования и (или) образовательной организации, что позволит обеспечить успешную реализацию модели с учетом территориальных, социальных, финансовых и материально-технических условий.
Приложение
к Положению о модели
обеспечения доступности
дополнительного образования детей
"Разноуровневые дополнительные
общеобразовательные программы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 10 сентября 2021 г. N 1174 "Об утверждении Положения о модели обеспечения доступности дополнительного образования детей "Разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы" в Республике Калмыкия"
Вступает в силу с 10 сентября 2021 г.
Опубликование:
-