г. Краснодар |
|
10 февраля 2020 г. |
Дело N А32-14410/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании представителей заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кушу Каринэ Ервантовны (ИНН 234643800083, ОГРНИП 304234606200051) - Кушу С.М. (доверенность от 17.07.2018), от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Прочко Е.П. (доверенность от 31.12.2019), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования Павловский район, администрации Павловского сельского поселения Павловского района, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 по делу N А32-14410/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кушу Каринэ Ервантовна (далее - глава хозяйства) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными действий (бездействия) департамента, выразившихся в отказе от 12.02.2019 N 52-4824/19-32-12 в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:24:0203005:10 площадью 227 551 кв. м, расположенного в границах участка с почтовым адресом ориентира: Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Рассвет", в 1000 м северо-восточнее х. Пушкина, о возложении обязанности на департамент подготовить проект договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:24:0203005:10 площадью 227 551 кв. м и направить его в адрес главы хозяйства в месячный срок (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс;
т. 1, л. д. 56, 57).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Павловский район (далее - администрация района), администрация Павловского сельского поселения Павловского района (далее - местная администрация).
Решением от 17.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.10.2019, заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия (бездействие) департамента, выразившиеся в отказе от 12.02.2019 N 52-4824/19-32-12, в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:24:0203005:10; на департамент возложена обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи названного участка и направлению него в адрес главы хозяйства в месячный срок; распределены судебные расходы. Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:24:0203000:0039 предоставлен в аренду главе хозяйства на основании постановления главы Павловского района Краснодарского края от 15.10.2002 N 819 с учетом внесенных изменений постановлением главы Павловского района Краснодарского края от 17.04.2003 N 358. На момент заключение договора аренды от 17.04.2003 N 2442700427 процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, была определена положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в редакции 25.10.2001, статьей 34 которого предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию информации. Такое информирование обязательно для уже существующих, а именно: сформированных, имеющих границы и уникальные характеристики, земельных участков. Иной порядок предоставления земельных участков, которые еще не сформированы, регламентировался пунктами 2, 3, 4, 5, 6 статьи 34 Земельного кодекса, согласно которым граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрен порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, согласно которому граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления. Глава хозяйства подала заявление от 20.07.2002 о выделении для ведения фермерского хозяйства принадлежащего ей пая (5,13 га), находящегося в ЗАО "Рассвет", и 120 га земли в аренду из фондов Павловского района. Таким образом, заявителю предоставлялся несформированный земельный участок, процедура предоставления которого не предполагала публичного информирования о предоставлении земельного участка. 25.03.2013 администрация района и глава хозяйства заключили дополнительное соглашение N 3 к договору аренды от 17.04.2003 N 2442700427, которым изменены номер договора, размер и условия внесения арендной платы, продлен срок аренды. Ввиду длительного владения спорным земельным участком на правах аренды 12.11.2018 заявитель обратился в департамент с требованием о предоставлении участка в собственность. Письмом от 12.02.2019 N 52-4824/19-32-12 в предоставлении в собственность земельного участка отказано по мотиву нахождения на нем грунтовой автомобильной дороги. В письме от 11.06.2019 N 01-1502/3364 администрация района сообщила об отсутствии дорог на участке; схемой территориального планирования муниципального образования Павловский район Краснодарского края, утвержденной решением Совета муниципального образования Павловский район от 23.09.2010 N 10/82 "Об утверждении схемы территориального планирования муниципального образования Павловский район Краснодарского края", генеральным планом Павловского сельского поселения Краснодарского края, утвержденным решением Совета муниципального образования Павловский район от 16.11.2017 N 40/278 "Об утверждении генерального плана Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края" (далее - генеральный план) в границах земельного участка не предусмотрено размещение дорог местного значения. Отказ от 12.02.2019 N 52-4824/19-32-12 в предоставлении в собственность главе хозяйства земельного участка с кадастровым номером 23:24:0203005:10, не соответствует законодательству, нарушает права заявителя.
В кассационной жалобе департамент просит решение от 17.06.2019 и постановление апелляционного суда от 10.10.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав в обоснование своих доводов, что согласно информации, представленной Департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края в письме от 24.12.2018 N 71-04-01-17636/18, на картах материалов по обоснованию генерального плана отображена грунтовая автомобильная дорога, проходящая через земельный участок с кадастровым номером 23:24:0203005:10. Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Согласно пункту 8 статьи 27 Земельного кодекса запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования. Довод о фактическом отсутствии дороги на испрашиваемом земельном участке является необоснованным, так как данная информация противоречит генеральному плану. Необоснованным является также довод о том, что единственная дорога общего пользования отмежевана после издания приказа департамента от 26.03.2018 N 625 "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Павловском районе". После издания указанного приказа департамент повторно запросил информацию в Департаменте по архитектуре и градостроительству Краснодарского края о расположении дороги на земельном участке. Из письма Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 24.12.2018 N 71-04-01-17636/18 следует, что на картах материалов по обоснованию генерального плана отображена грунтовая автомобильная дорога, проходящая через земельный участок с кадастровым номером 23:24:0203005:10. Таким образом, на испрашиваемом земельном участке расположена иная дорога, которая не отмежевана. Вывод судебных инстанций о том, что письмами администрации района от 11.06.2019 N 01-15-02/3364, 06.06.2019 N 02-01-25.2/1553 подтверждено отсутствие дороги на спорном земельном участке, несостоятелен, так как данные документы отсутствовали при рассмотрении заявления главы хозяйства, приобщены в материалы дела лишь в последнем судебном заседании.
В судебном заседании представители спорящих сторон поддержали позиции своих доверителей. Иные лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены в соответствии со статьями 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, заслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, администрация района (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор от 17.04.2003 N 2442700427 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения (т. 1, л. д. 9 - 13). В соответствии с пунктом 1.1 договора администрация района предоставляет, а глава хозяйства принимает в аренду земельные участки, в том числе с кадастровым номером 23:24:0203000:0039, для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Дополнительными соглашениями от 25.03.2013 N 3, 22.05.2013 N 44 к договору аренды от 17.04.2003 N 2442700427 изменены срок договора, условия и порядок расчета арендной платы (т. 1, л. д. 14 - 17, 18).
27 июня 2016 года глава хозяйства подала в департамент заявление в соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:24:0203000:39.
Департамент в адрес главы хозяйства направил решение от 27.07.2016 N 52-17354/16-32-20 об отказе в предоставлении государственной услуги. Отказ мотивирован тем, что на земельном участке с кадастровым номером 23:24:0203000:39 расположена автомобильная дорога местного значения (т. 1, л. д. 21 - 23).
Главой хозяйства проведены работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 23:24:0203000:39, схема расположения вновь образованных участков от 26.03.2018 утверждена департаментом, что подтверждается приказом от 26.03.2018 N 625.
Таким образом, участок с расположенной на нем автомобильной дорогой (кадастровый номер 23:24:0203000:39) сохранился в измененных границах, образован земельный участок (кадастровый номер 23:24:0203005:10), свободный от объектов.
12 ноября 2018 года глава хозяйства подала в департамент заявление о предоставлении в собственность за плату вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 23:24:0203005:10.
Департамент направил заявителю решение от 12.02.2019 N 52-4824/19-32-12 об отказе в предоставлении государственной услуги. Отказ мотивирован тем, что на земельном участке с кадастровым номером 23:24:0203005:10 согласно генеральному плану отображена грунтовая автомобильная дорога.
Считая отказ департамента в предоставлении в собственность спорного земельного участка незаконным, глава хозяйства обратилась в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса (в редакции, действующей с 01.03.2015) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 10 данного Закона земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом. Пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определяет, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", статья 21 которого содержит аналогичные положения.
Письмом от 12.02.2019 N 52-4824/19-32-12 департамент отказал главе хозяйства в предоставлении в собственность спорного земельного участка ввиду нахождения на нем грунтовой автомобильной дороги.
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса запрещена приватизация земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
По вопросу размещения на земельном участке с кадастровым номером 23:24:0203005:10 дороги местного значения администрация района письмом от 11.06.2019 N 01-1502/3364 сообщила об отсутствии в его границах дорог местного значения. Схемой территориального планирования муниципального образования Павловский район Краснодарского края, утвержденной решением Совета муниципального образования Павловский район от 23.09.2010 N 10/82 "Об утверждении схемы территориального планирования муниципального образования Павловский район Краснодарского края", генеральным планом в границах земельного участка не предусмотрено размещение дорог местного значения; в реестре муниципальной собственности Павловского сельского поселения Павловского района грунтовая автомобильная дорога местного значения общего пользования на вновь образованном земельном участке не значится, что подтверждается письмом местной администрации от 06.06.2019 N 02-01-25.2/1553. Согласно письму Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 03.04.2019 N 71-05.1-03-3584/19 схемой территориального планирования Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.05.2011 N 438 (в редакции постановления от 19.12.2017 N 976), планируемых к строительству автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения на территории муниципального образования Павловский район не предусмотрено.
С учетом изложенного суды правомерно указали, что положенные в основание отказа департамента от 12.02.2019 N 52-4824/19-32-12 мотивы не подтверждены документально, не являются препятствием предоставлению в собственность главе хозяйства земельного участка (кадастровый номер 23:24:0203005:10), оспариваемый отказ неправомерен.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса). Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением суда округа от 05.12.2019 по ходатайству департамента исполнение решения от 17.06.2019 и апелляционного постановления от 10.10.2019 по настоящему делу приостановлено до рассмотрения кассационной жалобы. Поскольку кассационная жалоба рассмотрена, приостановление исполнения судебных актов, произведенное названным определением, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 по делу А32-14410/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
...
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса запрещена приватизация земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 февраля 2020 г. N Ф08-12033/19 по делу N А32-14410/2019