г. Краснодар |
|
13 февраля 2020 г. |
Дело N А15-882/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - сельскохозяйственного производственного кооператива "Трисанчи" (ИНН 0511004622, ОГРН 1060550003634), заинтересованного лица - Администрации муниципального образования "сельсовет Трисанчинский" Дахадаевского района Республики Дагестан, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Трисанчи" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 по делу N А15-882/2019, установил следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Трисанчи" (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования "сельсовет Трисанчинский" Дахадаевского района Республики Дагестан (далее - администрация) с требованиями о признании незаконным отказа администрации в предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов частей земельного участка с кадастровым номером 05:27:000079:7; возложении на данный орган обязанности предварительно согласовать предоставление кооперативу земельных участков площадью 15 571 кв. м, 115 462 кв. м и 106 684 кв. м, образованных из земельного участка с кадастровым номером 05:27:000079:7 площадью 342 563 кв. м, являющегося собственностью муниципального образования "сельсовет Трисанчинский"; утвердить схемы их расположения на кадастровом плане территории.
Решением от 15.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.10.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды указали, что вопросы предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентированы статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), устанавливающей, в том числе требования к заявлению о предоставлении такого земельного участка без проведения торгов (пункт 1), к прилагаемым к заявлению документам (пункт 2). Если земельный участок только предстоит образовать, процедура его предоставления без торгов включает в себя подготовку схемы расположения земельного участка в отсутствие утвержденного проекта межевания территории, подачу в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в установленном статьей 39.15 Земельного кодекса порядке (пункт 1 статьи 39.14 Земельного кодекса). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса). В соответствии с пунктом 32 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1, при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса представляются документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП; удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП (при наличии соответствующих прав на земельный участок); сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю. Руководствуясь названными положениями, суды установили, что кооперативом к заявлению в администрацию от 25.01.2019 приложены: государственный акт на вечное пользование землей N 590655; свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 05.12.1993 N 11; схемы расположения испрашиваемых земельных участков в качестве подтверждения наличия права на данные земли. Ссылка кооператива на архивную справку архивного отдела Администрации муниципального образования "Дахадаевский район" (далее - администрация района) от 02.02.2017 N 062 (т. 1, л. д. 33) о том, что после нескольких смен юридических регистраций хозяйствующих субъектов кооператив является правопреемником колхоза им. Энгельса, а значит и колхоза "Трисанчи", отклонена судами, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.12.2015 по делу N А63-14175/2014 подтверждено отсутствие правопреемства между колхозом "Трисанчинский" и колхозом "Трисанчи", являющимся правопредшественником кооператива. Данные обстоятельства имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Кооператив не доказал наличие права собственности на испрашиваемые земельные участки. Суды не приняли свидетельство от 05.12.1993 N 11 (т. 1, л. д. 16), выданное колхозу "Трисанчинский" с. Трисанчи в качестве доказательства обоснованности требований заявителя, так как указанный документ не содержит дату и номер решения Дахадаевского райсовета народных депутатов, не подписано компетентным должностным лицом уполномоченного органа. Датой выдачи этого свидетельства обозначено 05.12.1993, тогда как по сведениям, представленным самим заявителем, решением Дахадаевского райсовета народных депутатов от 04.11.1992 N 38 колхоз "Трисанчинский" преобразован в колхоз "Трисанчи", то есть свидетельство 05.12.1993 не могло быть выдано колхозу "Трисанчинский", поскольку с 1992 года колхоз "Трисанчинский" реорганизован в колхоз "Трисанчи".
В кассационной жалобе кооператив просит решение от 15.07.2019 и постановление апелляционного суда от 08.10.2019 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав, что обстоятельства, установленные в деле N А63-14175/2014, не являются преюдициальными, так как круг лиц, в нем участвующих, не совпадает с участниками спора по настоящему делу. Кроме того, в рамках дела N А63-14175/2014 суд пришел к выводу о том, что кооператив не доказал наличие у него права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки отгонного животноводства, находящиеся на территории Ставропольского края, тогда как в рассматриваемом деле речь идет о землях, расположенных на территории муниципального образования "сельсовет Трисанчинский". Основываясь на решении от 14.12.2015 по делу N А63-14175/2014, суды пришли к неверному выводу об отсутствии правопреемства между колхозом "Трисанчинский" и колхозом "Трисанчи" (правопредшественник кооператива). Отсутствие на свидетельстве от 05.12.1993 N 11 даты решения Дахадаевского райсовета народных депутатов не подтверждает необоснованность требований кооператива. Отсутствие правоподтверждающего документа в отношении земельного участка (при наличии правоустанавливающих документов) само по себе не означает отсутствие права постоянного бессрочного пользования кооператива в отношении испрашиваемых земель. В целях подтверждения правомерности своих требований кооператив заявлял ходатайство о вызове в качестве свидетеля, подписавшего названный документ от имени председателя Дахадаевского районного комитета по земельным ресурсам Алиева М.М., в настоящее время работающего экспертом в ООО "Республиканский центр судебной экспертизы", которое суды отклонили, не изучив тем самым обстоятельства дела надлежащим образом. В соответствии со статьей 65 Кодекса заявитель представил все необходимые документы, подтверждающие его право собственности на спорные земельные участки.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не поступили. Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
В соответствии со статьей 163 Кодекса в судебном заседании от 30.01.2020 объявлялся перерыв до 31.01.2020 до 11 часов 00 минут, информация о котором размещена в сети Интернет; в назначенное время рассмотрение кассационной жалобы продолжено.
Изучив материалы дела, доводы кооператива, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что она удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 01.03.2016 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 05:27:000079:7 общей площадью 342 563 кв. м, право собственности на который зарегистрировано за муниципальным образованием "сельсовет Трисанчинский" Дахадаевского района Республики Дагестан (запись N 05-05-15/008/2013-185).
Исковые требования кооператив обосновал тем, на часть земельного участка общей площадью 5173 га он имеет право постоянного (бессрочного) пользования согласно государственному акту на вечное пользование землей колхозами N 590655, выданному Дахадаевским Исполкомом Совета депутатов трудящихся (т. 1, л. д. 9 - 15), а также свидетельству от 05.12.1993 N 11 (т. 1, л. д. 16), выданному колхозу "Трисанчинский".
В подтверждение наличия у кооператива правопреемства и права собственности на испрашиваемые земельные участки заявителем представлена архивная справка архивного отдела администрации района от 02.02.2017 N 062 (т. 1, л. д. 33), из которой следует, что колхоз "им. Энгельса" переименован в колхоз "им. Ульянова" (решение общего собрания колхозников в 1963 году), колхоз "им. Ульянова" преобразован в совхоз "Заря" отд. Трисанчинский (постановление от 23.01.1979 N 10); на базе совхоза "Заря" отд. Трисанчинский организован совхоз "Зубанчинский" отд. Трисанчинский (решение oт 22.12.1981 N 8.222). На базе совхоза "Зубанчинский" отд. Трисанчинский образован совхоз "Трисанчинский" (решение от 12.10.1988 N 8-162); совхоз "Трисанчинский" преобразован в колхоз "Трисанчинский" (решение общего собрания колхозников, протокол от 21.03.1992 N 1 и решение Дахадаевского райсовета н/д от 02.04.1992); решением Дахадаевского райсовета н/д от 04.11.1992 N 38 колхоз "Трисанчинский" преобразован в колхоз "Трисанчи"; решением общего собрания от 16.03.2006 колхоз "Трисанчи" преобразован в кооператив.
Ссылаясь на указанные документы, кооператив письмом от 25.01.2019 обратился в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему в аренду сроком на 49 лет частей земельного участка (05:27:000079:7), расположенного по адресу: Республика Дагестан, Дахадаевский район, с. Трисанчи, являющегося собственностью муниципального образования "сельсовет Трисанчинский" (т. 1, л. д. 24). В заявлении кооператив просил предварительно согласовать части названного земельного участка: 1 площадью 15 571 кв. м (Разакьла Хъяр); 2 площадью 115 462 кв. м (сад и сенокос) и 3 площадью 106 684 кв. м (Василавла Бах I); а также утвердить схемы расположения названных земельных участков на кадастровом плане территории.
Письмом от 28.01.2019 N 03 кооперативу в предоставлении испрашиваемых земельных участков отказано по мотиву отсутствия правоподтверждающих документов на землю, а также касающихся правопреемства (т. 1, л. д. 31, 32).
Считая отказ администрации противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя, данное лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.20 Земельного кодекса.
В силу положений статьи 39.14 Земельного кодекса предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. После подготовки схемы расположения земельного участка процедура предоставления земельных участков предусматривает: подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если участок предстоит образовать или границы участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 1 статьи 39.15 Земельного кодекса в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается, в частности, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 приведенного Кодекса оснований.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка заинтересованным лицом прилагаются документы, указанные в пункте 2 статьи 39.15 Земельного кодекса. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 Земельного кодекса).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, приведенных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса.
Отказ администрации, оформленный письмом от 28.01.2019 N 03, мотивирован отсутствием у заявителя документов, подтверждающих право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками, а также правопреемство данного лица.
В силу части 2 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением от 14.12.2015 по делу N А63-14175/2014 факт правопреемства между колхозом "Трисанчинский" и колхозом "Трисанчи" (правопредшественник кооператива) не доказан. В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.08.2016 по названному делу указано на недоказанность перехода к кооперативу в порядке правопреемства (с соблюдением установленных процедур) земельных участков, указанных в государственном акте на вечное пользование землей N 590655 (на который ссылается заявитель).
Исследовав и оценив представленные доказательства (в порядке статей 69, 71 Кодекса), суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных кооперативом требований. Материалы дела изучены судебными инстанциями полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса). Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Государственная пошлина по кассационной жалобе уплачена заявителем в федеральный бюджет при ее подаче (чек-ордер от 11.11.2019 N 8404902).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 по делу N А15-882/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.