г. Краснодар |
|
13 февраля 2020 г. |
Дело N А53-24934/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от истца - Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области - Новик А.А. (доверенность от 12.02.2020), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Датум Групп" (ИНН 6166059867, ОГРН 1126164005065) - Сластеновой Г.С. (доверенность от 09.01.2020), рассмотрев кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области и общества с ограниченной ответственностью "Датум Групп" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 по делу N А53-24934/2019, установил следующее.
Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Датум Групп" (далее - общество) об обязании выполнить работы по внесению изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, в части приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Общество обратилось со встречным иском к министерству о признании недействительным пункта 1.8 технического задания, являющегося приложением N 1 к государственному контракту от 04.04.2016 N 67-р, в части обязанностей заказчика в случае изменения в период гарантийного срока положений федерального законодательства по предмету исследовать и вносить соответствующие изменения в результат выполненных работ.
Решением от 25.09.2019, оставленным без изменения постановлением от 13.11.2019, в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
В кассационной жалобе министерство просит судебные акты отменить и удовлетворить иск министерства. По мнению подателя жалобы, суды не учли условия контракта, согласно которым общество обязалось вносить изменения в схему размещения обращения с отходами в течение гарантийного срока, корректировка схемы возможна в рамках выполнения гарантийных обязательств.
В кассационной жалобе общество не согласно с судебными актами в части отказа во встречном иске. По мнению заявителя, условия контракта, противоречащие нормам права, являются недействительными.
В отзыве на кассационную жалобу министерства общество сослалось на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представители министерства и общества изложили свои позиции по жалобам и возражениям на них.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судами установлено и материалам дела соответствует, что 04.04.2016 министерство (заказчик) и общество (подрядчик) по результатам открытого конкурса (извещение N 0158200001516000039) заключили государственный контракт N 67-р по условиям которого общество приняло на себя обязательства по выполнению работ по мероприятию "Разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами".
В соответствии с пунктом 1.3 контракта работы выполняются в соответствии с техническим заданием (приложение N 1).
В силу пункта 1.1 технического задания результатом выполненных работ стала готовая территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, ("под ключ"), научно обоснованная, устойчиво и постоянно функционирующая, соответствующая законодательству Российской Федерации (статья 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), наполненная достоверной актуальной на момент использования информацией, как в бумажном виде, так и в электронном виде. При этом, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям контракта о качестве, то есть содержать достоверную актуальную соответствующую действующему законодательству информацию.
На основании пункта 1.10 технического задания территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, разрабатывается на срок 10 лет. Результаты выполненных работ должны предусматривать возможность их актуализации в соответствии с требованиями федерального законодательства не реже 1 раза в 3 года.
Одним из условий выполнения работ является предоставление гарантии на выполненные работы, срок которой в соответствии с пунктом 1.8 раздела 1 технического задания составляет три года со дня подписания заказчиком и подрядчиком акта сдачи-приемки выполненных работ. В гарантийные обязательства входит, в том числе обязанность внесения изменений в результаты выполненных работ, в случае изменения в период гарантийного срока положений федерального законодательства (в том числе принятие нормативных и методических документов, материалов) по предмету исследования. Исправление недостатков работ осуществляется силами и средствами подрядчика в сроки, предусмотренные пунктом 1.8 раздела 1 технического задания.
01 августа 2016 года заказчик и подрядчик подписали акт сдачи-приемки выполненных работ по контракту.
В рамках действия гарантийного срока вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 определяющее порядок разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем.
25 июня 2019 года заказчик обратился к подрядчику с требованием в срок 2 месяца с момента получения требования министерства провести работу по внесению соответствующих изменений в действующую территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, в части приведения ее в соответствие с действующим законодательством.
На требование министерства от общества поступил отказ.
Ссылаясь на то, что в период гарантийного срока подрядчик обязан безвозмездно актуализировать схему размещения бытовых отходов, министерство обратилось в суд с первоначальным иском.
Указывая на то, что пункт 1.8 технического задания является недействительным, поскольку предполагает безвозмездное выполнение работ, общество обратилось в суд со встречным иском.
При разрешении спора суды обоснованно исходили из следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Согласно статье 763 Гражданского кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Статьями 309 и 310 Гражданского кодекса предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий такого обязательства не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика), определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу положений пункта 1 статьи 720 Кодекса заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В соответствии с пунктом 4 статьи 720 Кодекса заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.
Статьей 722 Кодекса предусмотрено, что в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721 Кодекса). Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, истолковав по правилам статьи 431 Гражданского кодекса условия контракта, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению иска министерства. Суды указали на то, что положения спорного контракта не предполагают выполнение работ по актуализации схемы размещения твердых отходов обществом в течение гарантийного срока. Изменение законодательства в сфере разработки территориальных схем обращения с отходами не является основанием для возложения на подрядчика в безвозмездном порядке выполнить работы для заказчика. Отличительной особенностью договора подряда является наличие результат работ, таким результатом в рамках спорных правоотношений является схема размещения твердых бытовых отходов, которая была разработана обществом и принята без замечаний и возражений министерством. Институт гарантийного срока призван обеспечить интересы заказчика в будущем в части возможного выявления недостатков работ, которые не могли быть выявлены при принятии работ от подрядчика. Гарантийный срок может применяться только к уже выполненным работам. Фактически министерство требует от общества исполнить обязательство, которое не относится к предмету контракта. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
В части встречного иска общества, суды обоснованно исходили из того, что пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Спорный контракт исполнен сторонами, ими подписан акт приемки выполненных работ. До подачи иска министерством у общества не имелось оснований полагать, что спорный пункт не соответствует требованиям закона. При выполнении работ неясностей относительно условий контракта у подрядчика не возникало, споров по вопросу гарантийных обязательств между сторонами не имелось. Суды истолковали оспариваемый пункт таким образом, что он не возлагает дополнительных обязательств, не предусмотренных контрактом, на общество, в связи с чем пункт 1.8 технического задания не является недействительным либо противоречащим закону.
Выводы судов соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы кассационных жалоб отклоняются, поскольку не опровергают обстоятельства, установленные судами, и правильность применения ими норм права.
Суды полно и всесторонне исследовали материалы дела и дали им оценку, установили обстоятельства дела, правильно применили нормы материального и процессуального права и разрешили спор по существу.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационных жалобам доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 по делу N А53-24934/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части встречного иска общества, суды обоснованно исходили из того, что пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Спорный контракт исполнен сторонами, ими подписан акт приемки выполненных работ. До подачи иска министерством у общества не имелось оснований полагать, что спорный пункт не соответствует требованиям закона. При выполнении работ неясностей относительно условий контракта у подрядчика не возникало, споров по вопросу гарантийных обязательств между сторонами не имелось. Суды истолковали оспариваемый пункт таким образом, что он не возлагает дополнительных обязательств, не предусмотренных контрактом, на общество, в связи с чем пункт 1.8 технического задания не является недействительным либо противоречащим закону."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2020 г. N Ф08-12492/19 по делу N А53-24934/2019
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9790/20
19.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-764/20
13.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12492/19
13.11.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19304/19
25.09.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-24934/19