г. Краснодар |
|
13 февраля 2020 г. |
Дело N А53-21591/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Бабаевой О.В., без вызова и участия истца - общества с ограниченной ответственностью "Экоград-Н" (ИНН 6150074556, ОГРН 1136183002988) и ответчика - товарищества собственников жилья "Севастопольская 81" (ИНН 6140017982, ОГРН 1026101794894), рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Севастопольская 81" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2019 по делу N А53-21591/2019, установил следующее.
ООО "Экоград-Н" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ТСЖ "Севастопольская 81" (далее - товарищество) о взыскании 172 543 рублей 20 копеек задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 30.08.2019 иск удовлетворен. Распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.10.2019 решение от 30.08.2019 изменено, иск удовлетворен частично: с товарищества в пользу общества взыскано 103 324 рубля 84 копейки задолженности. В удовлетворении остальной части иска отказано. Распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины. Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из частичной оплаты товариществом задолженности, что не было учтено при принятии решения.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению товарищества, договор от 01.10.2018 N 7/1 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является действующим, в связи с чем, у ответчика отсутствовала обязанность по заключению договора на иных условиях. Товарищество полагает, что коммерческий учет ТКО должен производиться исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, 01.10.2018 истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) подписан договор N 7/1 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор распространяет действие на отношения сторон, возникшие с 01.10.2018, и действует по 31.12.2018 (пункт 10.1 договора). Положения указанного договора не содержат условий о возможности его пролонгации.
Общество сопроводительным письмом от 06.03.2019 N 15 направило товариществу проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который получен ответчиком 09.03.2019, однако договор товариществом не подписан.
В январе - апреле 2019 года истцом оказаны ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на общую сумму 173 114 рублей 40 копеек.
Истцом в материалы дела представлены универсальные передаточные документы от 17.04.2019 и 30.04.2019, которые подписаны истцом в одностороннем порядке, а также счета на оплату и доказательства направления указанных документов ответчику.
Досудебный порядок урегулирования спора не привел к его разрешению, поэтому истец обратился в суд.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, руководствуясь статьями 8, 309, 310, 426, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктами 8 (12) и 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), пунктами 148 (1), 148 (7), 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд первой инстанции пришел к выводу о возникновении у товарищества обязанности по оплате оказанных услуг.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил, что услуги, оказанные истцом в январе - апреле 2019 года общей стоимостью 173 114 рублей 40 копеек, частично оплачены ответчиком, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу общества задолженности в сумме 103 324 рублей 84 копеек.
Между сторонами возникли разногласия относительно порядка учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Товарищество полагает, что коммерческий учет ТКО должен производиться исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; договор от 01.10.2018 N 7/1 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами перезаключен на новый срок на тех же условиях. Условия договора, изложенные истцом в проекте договора, направленном ответчику сопроводительным письмом от 06.03.2019 N 15, предполагают определение платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из норматива накопления ТКО и количества лиц, проживающих в помещениях.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Законом N 89-ФЗ, согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В зоне деятельности ответчика истец является региональным оператором.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 24.6 и 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8 (11), 8 (12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно пункту 8 (11) Постановления N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В пункте 8 (12) Постановления N 1156 указано, что в случае неисполнения потребителем указанного требования, договор считается заключенным на условиях типового договора.
Исходя из того, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением N 1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89, установив, что ответчик не исполнил императивные требования Правил N 1156 по подписанию и направлению одного экземпляра договора региональному оператору либо направлению мотивированного отказа от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, суды правомерно признали данный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенным на условиях типового договора.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления, установленных подпунктом "а" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах N 354.
Согласно пункту 148 (30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ростовской области, утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 12.04.2017 N 276.
Раздельное накопление твердых коммунальных отходов предусматривает разделение твердых коммунальных отходов потребителями по установленным видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Доказательств фактического выполнения товариществом разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено.
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области. Согласно данному постановлению норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Ростова-на-Дону для многоквартирных домов составляет 517,44 кг на человека в год.
Единый тариф на услугу по обращению с ТКО утвержден постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/126 "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Экоград-Н" (ИНН 6150074556) в зоне деятельности Новочеркасского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса на 2019 год".
Суды удовлетворили исковые требования общества о взыскании задолженности, обоснованно указав, что истец обеспечивает и осуществляет прием всех твердых коммунальных отходов, образующихся у пользователей, находящихся на территории зоны деятельности Новочеркасского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса, обеспечивает сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО, и отсутствие подписанного сторонами договора оказания услуг не освобождает обязанную сторону производить оплату фактически оказанных услуг по утвержденным тарифам и нормативам накопления ТКО.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, не усмотрел существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену апелляционного постановления по основаниям, предусмотренным положениями части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного апелляционное постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2019 по делу N А53-21591/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья
О.В. Бабаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из того, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением N 1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89, установив, что ответчик не исполнил императивные требования Правил N 1156 по подписанию и направлению одного экземпляра договора региональному оператору либо направлению мотивированного отказа от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, суды правомерно признали данный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенным на условиях типового договора.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления, установленных подпунктом "а" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах N 354.
Согласно пункту 148 (30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2020 г. N Ф08-13019/19 по делу N А53-21591/2019