г. Краснодар |
|
15 февраля 2020 г. |
Дело N А32-24330/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс" (ИНН 2309134483, ОГРН 1122309006775) - Бенделиани Т.Н. (доверенность от 10.04.2017), от заинтересованных лиц - департамента ветеринарии Краснодарского края (ИНН 2309055979, ОГРН 1022301196015) - Мойс В.Г. (доверенность от 14.01.2020) и Перевалова В.М. (доверенность от 14.01.2020), главы администрации (губернатора) Краснодарского края - (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549) - Болдиной Н.В. (доверенность от 09.01.2020), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019 по делу N А32-24330/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия главы администрации (губернатора) Краснодарского края (далее - губернатор) по отмене карантина в отношении 751 головы племенных животных крупного рогатого скота молочной голштинской породы, ввезенного из США по контракту от 12.02.2014 N 2014-623/01 с компанией "Хунланд Трейд Кфт." (Венгрия), выраженного в письме от 15.03.2019 N 65-01-14-2393/19; обязании губернатора отменить карантин в отношении 751 головы племенных животных крупного рогатого скота молочной голштинской породы, ввезенного обществом из США по контракту от 12.02.2014 N 2014-623/01 с компанией "Хунланд Трейд Кфт." (Венгрия); признании незаконным бездействия департамента ветеринарии Краснодарского края (далее - департамент) по отмене карантина в отношении 751 головы племенных животных крупного рогатого скота молочной голштинской породы, ввезенного из США по контракту от 12.02.2014 N 2014-623/01 с компанией "Хунланд Трейд Кфт." (Венгрия), выраженного в письме от 15.03.2019 N 65-01-14-2393/19; обязании департамента отменить карантин в отношении 751 головы племенных животных крупного рогатого скота молочной голштинской породы, ввезенного обществом из США по контракту от 12.02.2014 N 2014-623/01 с компанией "Хунланд Трейд Кфт." (Венгрия).
Решением суда от 09.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.11.2019, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, влекущих обязанность по снятию карантина в отношении 751 головы племенных животных крупного рогатого скота молочной голштинской породы, ввезенного из США по контракту от 12.02.2014 N 2014-623/01 с компанией "Хунланд Трейд Кфт." (Венгрия) (далее - спорный КРС), в т. ч. указанных в пункте 2.7 Временной инструкции "О мероприятиях по борьбе с катаральной лихорадкой овец", утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 27.03.1974 N 115-6а (далее - Инструкция N 115-6а).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что согласно пункту 2.7 Инструкции N 115-6а установленные пунктом 2.2 Инструкции N 115-6а ограничения в неблагополучных по катаральной лихорадке овец хозяйствах (фермах), пастбищных участках отменяют через год после последнего случая падежа или выздоровления больных животных. В соответствии с заключениями экспертов Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр вирусологии и микробиологии" (далее - ФГБНУ "ФИЦВиМ") от 18.12.2017, от 31.07.2018 и от 16.11.2018 спорный КРС не является больным и на основании пункта 2.7 Инструкции N 115-6а карантин должен быть снят. Суды сослались на неокончательный судебный акт - постановление Президиума Краснодарского краевого суда от 31.07.2019 по делу N 33-23/2019, а также Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 10.11.2017 N 80, которое вступило в действие после ввоза спорного КРС, соответственно, не подлежат применению положения указанного решения, определяющие иммуноферментный анализ (далее - ИФА) как метод исследования на блютанг. Безусловным основанием для определения наличия вируса блютанга у животных являются результаты исследования методом лабораторного диагностирования реакции связывания комплемента (далее - РСК). Спорный КРС не является больным, так как у него не обнаружены антитела к вирусу катаральной лихорадки овец (блютанга) по РСК.
В отзывах на кассационную жалобу губернатор и департамент просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзывов.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество и компания "Хунланд Трейд Кфт." (Венгрия) заключили контракт от 12.02.2014 N 2014-623/01 (далее - контракт от 12.02.2014 N 2014-623/01) на поставку 800 голов племенных животных КРС молочной голштинской породы, зарегистрированных Ассоциацией голштинского скота США, страна происхождения - США.
Письмами от 30.04.2014 N 65.01-2357/14-14, 08.05.2014 N 65.01-2462/14-14 управление уведомило общество о том, что экспертизой от 18.04.2014, проведенной специализированной организацией в США, в отношении готовящихся к поставке голов КРС, находящихся на карантине, выявлено наличие 12 проб положительно реагирующих на блутанг из партии 800 голов.
По акту приема-передачи от 09.06.2014 N 1 общество по контракту от 12.02.2014 N 2014-623/01 получило товар - 751 голову племенных животных - телок КРС молочной голштинской породы, которых разместило на специальной карантинной площадке - арендованной территории бывшей свинотоварной фермы; КРС поставлен на профилактический карантин.
Во время профилактического карантина проведены лабораторные исследования и экспертизы, по результатам которых выявлены положительные результаты на блютанг. Так, при исследовании 750 проб крови животных на блютанг реакцией длительного связывания комплимента (далее - РДСК) в 9 пробах крови установлен положительный результат, а в 35 пробах - сомнительный результат (экспертиза от 17.06.2014 N 54697-54836, 54837-55071 и от 18.06.2014 N 55260-55446, 55072-55259). В реакции ИФА на блютанг положительный результат выявлен в 186 пробах (экспертиза от 19.06.2014 N 10757-10896, 10897-11131 и от 20.06.2014 N 11132-11319, 11320-11506) при исследовании 750 проб.
В соответствии со статьями 3.1, 9, 17 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) в целях ликвидации заболевания инфекционной катаральной лихорадкой крупного рогатого скота (блутангом) на территории фермы и предупреждения распространения заболевания на территории Краснодарского края, на основании представления Государственного управления ветеринарии Краснодарского края (далее - управление) постановлением губернатора от 30.06.2014 N 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края" (далее - постановление N 647) установлены ограничительные мероприятия (карантин) на территории фермы, утвержден перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок на территории фермы, управлению поручено разработать и утвердить план организационно-хозяйственных, зоотехнических и ветеринарно-санитарных мероприятий по выздоровлению от заболевания инфекционной катаральной лихорадкой крупного рогатого скота (блутангом) животных на территории фермы.
Приказом управления от 26.06.2014 N 232 утвержден план организационно-хозяйственных, зоотехнических и ветеринарно-санитарных мероприятий по оздоровлению от заболевания инфекционной катаральной лихорадкой КРС (блутангом) животных на территории фермы, согласно пункту 6 которого в целях подтверждения диагноза запланировано проведение исследования сыворотки крови в ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимира.
Согласно заключениям ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимира от 07.07.2014 N 01-12/3432 и 01-12/3433 по результатам исследований сыворотки крови на наличие антител к вирусу болезни блутанг методом ИФА из 750 исследованных проб 176 показали положительные результаты. Лабораторные исследования сыворотки крови КРС в реакции РДСК выявили сероположительных к блутангу животных (10 положительных из 21 исследованного) (письмо ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимира от 11.07.2014 N 01-12/3615).
По результатам исследований ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимира постановлением губернатора от 21.07.2014 N 741 "О внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июня 2014 года N 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края"" (далее - постановление N 741) в постановление N 647 внесены изменения, согласно которым перечень мероприятий дополнен пунктом 1.6 следующего содержания: подвергнуть убою всю группу крупного рогатого скота, ввезенного по импорту из США, содержащуюся в неблагополучном пункте, на специально выделенных в его пределах убойной площадке или санитарной бойне. Срок исполнения - немедленно. Исполнитель - общество (по согласованию) и отдел госветнадзора "Славянский" (контроль).
Постановлением губернатора от 24.09.2014 N 1010 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края" (далее - постановление N 1010) внесены следующие изменения: в преамбуле постановления N 647 заменены слова "в целях ликвидации заболевания инфекционной катаральной лихорадкой крупного рогатого скота (блутангом)" словами "в целях ликвидации заболевания крупного рогатого скота инфекционной катаральной лихорадкой овец (синий язык, блутанг)"; в преамбуле постановления N 741 слова "в соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец, утвержденной Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России 30.12.1994", заменены словами "в соответствии с Временной инструкцией о мероприятиях по борьбе с катаральной лихорадкой овец, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 27.03.1974 N 115-6а".
01 марта 2019 года общество обратилось к губернатору и в департамент с заявлением о снятии карантина в отношении 751 головы племенных животных КРС молочной голштинской породы, ввезенных обществом из США по контракту от 12.02.2014 N 2014-623/01 с компанией "Хунланд Трейд Кфт." (Венгрия).
Письмом от 15.03.2019 N 65-01-14-2393/19 департамент отказал обществу в отмене карантина, указав, что вопрос о снятии карантина может быть рассмотрен после получения отрицательных результатов исследования животных по методу ИФА, предусмотренному решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.11.2017 N 80.
Полагая, что департамент и губернатор бездействуют и уклоняются от принятия решения об отмене карантина, общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Суды всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделали мотивированный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 2 Закона о ветеринарии ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Статьей 17 Закона о ветеринарии установлено, что в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации решением федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии могут быть установлены ограничительные мероприятия (карантин) на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.12.2011 N 476 "Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)", блутанг относится к особо опасным болезням животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин).
Решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе" утверждены Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза (далее - Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля), Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) (далее - Единые ветеринарные требования). В Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), включен крупный рогатый скот.
В силу пункта 6.11 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля импортер при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза подконтрольных товаров обязан соблюдать требования, установленные актами, входящими в право Таможенного союза.
Едиными ветеринарными требованиями установлено, что в отношении требований к подконтрольным товарам, ввозимым из третьих стран и (или) перемещаемых между государствами-членами Таможенного союза, не установленных Едиными требованиями, применяются требования, установленные национальным законодательством государства-члена Таможенного союза, на территорию которой ввозится и (или) перемещается подконтрольный товар.
Согласно Инструкции N 115-6а КРС длительное время может быть вирусоносителем, не проявляя клинических признаков болезни. Возбудитель от зараженных животных передается кровососущими насекомыми (мокрицы, комары).
Пунктом 1.1 Инструкции N 115-6а предусмотрено, что в целях предупреждения заноса возбудителя болезни на территорию СССР не допускают ввоз овец, коз, КРС, диких жвачных животных, продуктов убоя и сырья, полученных от этих животных, а также спермы производителей из стран, неблагополучных по катаральной лихорадке овец; импорт восприимчивых к блютангу животных.
В силу пункта 1.2 Инструкции N 115-6а в случае обнаружения клинически больных или положительно реагирующих по РСК животных всю группу импортных животных подвергают убою. Санитарную оценку туш и внутренних органов, полученных от убоя таких животных, осуществляют в порядке, указанном в пункте 2.3 Инструкции N 115-6а.
Суды установили, что общество не исполнило законные требования специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Суды обоснованно отклонили ссылки общества на пункт 2.7 Инструкции N 115-6а, согласно которому установленные пунктом 2.2 Инструкции N 115-6а ограничения в неблагополучных по катаральной лихорадке овец хозяйствах (фермах), пастбищных участках отменяют через год после последнего случая падежа или выздоровления больных животных, исходя из того, что в материалы дела не представлены доказательства того, что по состоянию на март 2019 года прошел один год со дня последнего случая падежа или выздоровления больных животных, а именно: общество не представило доказательства того, что все больные животные в стаде выздоровели и прошел один год с этого момента, в том числе не произошло случаев новых заражений и заболеваний животных, которые ранее были здоровы.
Суды критически оценили доводы общества о том, что согласно экспертным заключениям от 18.12.2017, от 16.11.2018 и от 31.07.2018 спорный КРС не поражен опасным заболеванием и не представляет угрозу другим животным, обоснованно исходя из следующего.
При первом исследовании перед отправкой спорного КРС в Российскую Федерацию в лаборатории США "Colorado State" 18.04.2014 исследовано 1 537 проб в полимеразной цепной реакции (далее - ПЦР), выявлено 27 положительно реагирующих, т. е. подтверждено наличие вируса блютанг.
Согласно заключению эксперта ФГБНУ "ФИЦВиМ" от 18.12.2017 при исследовании проб сывороток крови от спорного КРС по РСК антитела к вирусу катаральной лихорадки овец (блютанга) обнаружены в 8 пробах; при исследовании проб стабилизированной крови от спорного КРС методом ПЦР фрагменты генома вируса блютанга не обнаружены.
В соответствии с заключением дополнительной судебной биологической экспертизы ФГБНУ "ФИЦВиМ" от 31.07.2018 при исследовании проб сывороток крови от спорного КРС с инвентарными номерами 4612, 4501, 4403, 5666, 5479, 3863,4801, 3449, 5537, 6650, 4477, 5031, 4994, 5192, 5500, 4830, 4432, 5676, 4417, 5764, 5029, 3870, 6716, 5167, 3754 не обнаружены антитела к вирусу катаральной лихорадки овец (блютанга) по РСК.
Из заключения эксперта ФГБНУ "ФИЦВиМ" от 16.11.2018 следует, что при исследовании пробы сыворотки крови от животного с инвентарным номером 6313, ввезенного обществом по контракту от 12.02.2014 N 2014-623/01, антитела к вирусу катаральной лихорадки овец (блютанга) по РСК не обнаружены. Исследования проведены в соответствии с инструкцией по применению "набора препаратов для диагностики блютанга у овец и крупного рогатого скота РСК и МФА (метод флуоресцирующих антител)" от 03.03.2008.
Вместе с тем, одновременно с направлением в ФГБНУ "ФИЦВиМ" образца (пробы) сыворотки крови, отобранной от животного с инвентарным номером 6313, аналогичный образец (проба) направлен для проведения исследования в ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" (г. Кропоткин).
Согласно заключению экспертизы ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" от 01.11.2018 N 9565/134575 при исследовании методом РДСК пробы сыворотки крови от животного с инвентарным номером 6313 обнаружены антитела к вирусу блютанга в разведении 1:10, что свидетельствует о высокой концентрации антител. Исследования проводились в соответствии с инструкцией по применению "набора препаратов для диагностики блютанга РДСК" от 03.03.2009.
Суды также учли, что в 2017 году по результатам исследований сыворотки крови, проведенных методом РСК в ФГБНУ "ФИЦВиМ" обнаружены антитела к блютангу в 8 пробах животных спорного КРС, антитела в сыворотке крови которых ранее отсутствовали.
Таким образом, суды сделали верный вывод о том, что выявление антител к вирусу блютанга по результатам проведенных исследований ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" у животного с инвентарным номером 6313, а также у других ранее нереагирующих на вирус животных спорного КРС свидетельствует о сохранении угрозы дальнейшего распространения заболевания на территории Краснодарского края.
Суды установили, что динамика выявления антител к вирусу блютанга при проведении лабораторных исследований методами ИФА, ПЦР, РСК и РДСК в период с 2014 по 2018 годы свидетельствует о циркуляции в стаде вируса блютанга.
При этом результаты экспертизы ФГБНУ "ФИЦВиМ" от 08.05.2018 N 620-645 указывают на то, что антитела не обнаружены только у исследованной группы животных и не подтверждают благополучие всего стада спорного КРС.
Оценив в совокупности результаты всех экспертиз, проведенных в отношении спорного КРС, с учетом специфики протекания и развития заболевания блютангом, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии в материалах дела доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что весь спорный КРС выздоровел и по состоянию на март 2019 года (период бездействия, выраженный в письме от 15.03.2019 N 65-01-14-2393/19 об отказе в отмене карантина в отношении спорного КРС) был здоров в течение одного года.
Суды учли, что антитела появляются в крови животного с 10 дня заболевания, максимально накапливаются к 30 дню заболевания, при высоком титре сохраняются 6 - 8 недель после заболевания. Одной из эпизоотологических особенностей блютанга является его природно-очаговый характер. Циркуляция вируса в организме переносчиков, животных неблагополучного стада обеспечивает существование стойкого очага и обусловливает стационарность болезни.
Ввиду сохранения угрозы дальнейшего распространения заболевания на территории Краснодарского края суды указали, что спорный КРС, находящийся на карантине, подлежит исследованию методами, перечисленными в решении Совета Евразийской экономической комиссии от 10.11.2017 N 80 "Об утверждении Правил организации проведения лабораторных исследований (испытаний) при осуществлении ветеринарного контроля (надзора)".
Установив отсутствие обстоятельств, влекущих обязанность по отмене карантина, в том числе указанных в пункте 2.7. Инструкции N 115-6а, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявления.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019 по делу N А32-24330/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.