Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел Ваше обращение, поступившее в Минпросвещения России и зарегистрированное 3 июля 2023 года, по вопросу порядка организации целевого обучения, и в части своей компетенции сообщает следующее.
На основании части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 55 Федерального закона прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 68 Федерального закона установлено, что прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, осуществляется на основании результатов вступительных испытаний в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты вступительных испытаний (при наличии), результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 Федерального закона. Лицам, указанным в части 7 статьи 71 настоящего Федерального закона, предоставляется преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) и при прочих равных условиях.
Вместе с тем, согласно пункту 44 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 457, результаты индивидуальных достижений и (или) наличие договора о целевом обучении учитываются при равенстве результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.
При наличии результатов индивидуальных достижений и договора о целевом обучении учитывается в первую очередь договор о целевом обучении.
Согласно положениям статьи 71.1 Федерального закона установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется только в отношении образовательным программам высшего образования.
Таким образом, законодательством об образовании не предусмотрена возможность установления квот приема на целевое обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.
Следует отметить, что согласно части 4 статьи 4 Федерального закона нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Таким образом, заключение договора о целевом обучении является правом, а не обязанностью гражданина.
Пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Таким образом, осуществление приема на обучение по специальностям среднего профессионального образования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации с обязательным заключением договора о целевом обучении в условиях отсутствия обязанности заключения такого договора гражданином может рассматриваться как понуждение к заключению договора.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Часть 3 статьи 5 Федерального закона гарантирует общедоступность среднего профессионального образования.
С учетом изложенного осуществление приема на обучение по программам среднего профессионального образования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации исключительно лиц, заключивших договор о целевом обучении, может рассматриваться как дискриминирующее условие в отношении лиц, такой договор не заключивших, а также как нарушение принципа общедоступности среднего профессионального образования, что может расцениваться как нарушение права на образование и повлечь за собой административную ответственность по части 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации.
Заместитель директора |
М.И. Софронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 27 июля 2023 г. N 05-ПГ-МП-26402 "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
-