г. Краснодар |
|
17 февраля 2020 г. |
Дело N А32-6864/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кубань-Оптика" (ИНН 2308108032, ОГРН 1052303679625) - Ищенко С.В. (доверенность от 18.12.2019), от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 1052303679625, ОГРН 1022301441238) - Луганской Н.А. (доверенность от 03.02.2020), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 по делу N А32-6864/2019, установил следующее.
ООО "Кубань-Оптика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня), содержащим следующие требования:
- признать незаконными действия таможни по отказу в предоставлении преференций по уплате НДС при таможенном декларировании товара, заявленного в ДТ N 10309130/040219/0000179 (далее - спорная ДТ);
- обязать таможню возвратить обществу 122 895 рублей 22 копейки излишне взысканного НДС по спорной ДТ;
- взыскать с таможни в пользу общества 3 тыс. рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Решением суда от 17.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2019, суд удовлетворил заявленные требования. Признал незаконными действия таможни по отказу в предоставлении преференций по уплате НДС при таможенном декларировании товара по спорной ДТ. Обязал таможню возвратить обществу 122 895 рублей 22 копейки НДС, излишне взысканного по спорной ДТ. Взыскал с таможни в пользу общества 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что "очки корригирующие (для коррекции зрения)" выделены в отдельный абзац 7 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поэтому предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия на данный товар не требуется.
Таможня обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 17.07.2019 и постановление апелляционной инстанции от 29.10.2019, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указал, что решение по предоставлению льготы по уплате НДС принимается таможней при соблюдении условия о представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указание товара "очки корригирующие (для коррекции зрения)" в тексте подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса не является самостоятельным основанием для освобождения его от налогообложения при ввозе на территорию Российской Федерации, поскольку такое освобождение в соответствии с нормой абзаца 1 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса предоставляется только в отношении тех товаров, которые включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Товар "очки корригирующие (для коррекции зрения)" (код по классификатору продукции (ОКПД 2) ОК 034-2014 32.50.42.110, код ТН ВЭД ЕАЭС 9004 90) включен в пункт 10 раздела I "Медицинские изделия" Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042). При этом примечаниями 1 и 2 к Перечню N 1042 установлены обязательные условия его применения. Так примечанием 1 в качестве одного из условий применения раздела 1 Перечня N 1042 указана регистрация медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или (до 31.12.2021) государственная регистрация медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 3 пункта 1 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила), предусмотрено, что государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - регистрирующий орган). Пунктом 6 Правил установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код ОКП для медицинского изделия. Поскольку декларант в отношении рассматриваемого товара заявил право на льготу как медицинского изделия, поименованного в разделе I Перечня N 1042 "Медицинские изделия", соответствующие положения данного Перечня подлежат применению только при условии документального подтверждения соответствия товара по коду ОКП, что в рассматриваемом случае в ходе декларирования спорного товара так же не было соблюдено. Таким образом, с 2002 года по настоящее время Правительство Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", определило, что в целях освобождения от уплаты НДС очков для коррекции зрения должна быть подтверждена их регистрация в установленном порядке." Таможня неоднократно обращала внимание суда на факт нахождения в Реестре сведений более чем о 24 медицинских изделиях "очки корригирующие с линзами из пластмасс", зарегистрированных Росздравнадзором в установленном порядке. Однако суд указанные доводы таможни во внимание не принял. Суд не привел обоснований неприменения положений абзаца 1 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса в части необходимости наличия товара в соответствующем перечне, а также обоснование неприменения положений Перечня N 1042. Общество подтверждает принадлежность товара к медицинским изделиям и необходимость его регистрации. Суды неверно определили круг подлежащих исследованию обстоятельств, не исследовали наличие спорного товара в Перечне N 1042 и соблюдение соответствующих условий его применения в отношении спорного товара. Перечень N 1042 не изменяет законодательство о налогах и сборах, неправомерна ссылка судов на пункт 1 статьи 4 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта от 08.12.2010 N 8, заключенного с компанией "WENZHOU GUXIM FOREIGN TRADE CO., LTD", Китай (продавец), общество по спорной ДТ ввезло на территорию Российской Федерации товар "очки корригирующие (для коррекции зрения), с линзами из пластмасс оптической силой от +1 до +4 в количестве 33 места (9480 шт.), 238 кг..." (далее - товар), код ТН ВЭД ЕАЭС 9004 90 100 0.
В спорной ДТ общество указало следующие сведения:
- в графе 36 ДТ - "ХО", что обозначает "освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию очков, линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных)";
- в графе 44 ДТ - "07011", что указывает документы, которыми установлены льготы по уплате таможенных платежей;
- в графе 47 ДТ - "122895,22 УН", что обозначает - "НДС условно начисленный";
- в графе 47 ДТ - "0 УМ", что обозначает "платеж не уплачивается";
- в графе "В" ДТ не указано платёжное поручение об уплате НДС.
Таможня оформила требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации до выпуска товара от 05.02.2019, в котором указала, что на основании пункта 2 статьи 150 Кодекса в совокупности с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз медицинских товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, по Перечню N 1042, в который входят в том числе очки корригирующие (для коррекции зрения).
Также в требовании таможня обязала общество внести изменения в спорную ДТ:
- в графе 36 ДТ указать "ОО", что обозначает отсутствие преференций;
- в графе 47 ДТ указать "122895,22 ИУ", что обозначает - "НДС должен быть уплачен до выпуска товара";
- в графе 47 ДТ "0 УМ" убрать;
- в графе "В" ДТ указать конкретные сведения (платёжное поручение об уплате НДС).
Общество по требованию внесло изменения в спорную ДТ и уплатило 122 895 рублей 22 Копейки НДС.
Не согласившись с вышеуказанными действиями таможни, общество обратилось с заявлением в суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды мотивированно удовлетворили заявление общества, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 52 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов, а в случаях, предусмотренных статьей 52 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, - таможенным органом.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; льготы по уплате таможенных платежей; тарифные преференции; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; курс валют, применяемый для исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с Кодексом.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент ввоза товара по спорным ДТ) если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза, к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса (абзац 2 пункта 2 статьи 150 Кодекса).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации таких медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, как медицинские изделия. Данные положения применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения).
В пункте 10 раздела I "Медицинские изделия" Перечня N 1042 указаны "очки корригирующие (для коррекции зрения) 94 4200", код в соответствии с ОКП по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014-32.50.42.110, 26.60.12.119, 26.60.11.113, 26.60.12.125, код ТН ВЭД ЕАЭС 9004 90.
В соответствии с примечанием 1 Перечня N 1042 для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суды указали, что поскольку такой товар как "очки корригирующие (для коррекции зрения)" выделен в отдельный абзац 7 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, предоставление регистрационного удостоверения на медицинский товар не требуется.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2019 N 308-ЭС19-16836.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Предоставление такого регистрационного удостоверения требуется в отношении медицинских изделий согласно абзацу 4 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса. Данные положения применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такие указания в отношении абзаца 7 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса (очки корригирующие (для коррекции зрения)) не установлены.
Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (пункт 1 статьи 4 Кодекса).
В подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса не указано, что Правительство Российской Федерации кроме установления перечня медицинских товаров наделено правом установления каких-либо обязательных условий его применения. Таким образом, Правительство Российской Федерации не вправе устанавливать условия, не указанные в Кодексе.
Кроме того, из подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса следует, что спорный товар "очки корригирующие (для коррекции зрения)" законодатель относит к "медицинским товарам", а не к "медицинским изделиям", как указано в Законе N 323-ФЗ. Таким образом, законодатель разграничивает понятия "медицинские товары" и "медицинские изделия".
Применительно к установленным по делу обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц суды сделали обоснованный вывод об отсутствии у общества обязанности предоставлять регистрационное удостоверение медицинского товара на "очки корригирующие (для коррекции зрения)".
Довод таможни, основанный на содержащихся в решении Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2016 N АКПИ16-289 правовых выводах, подлежит отклонению, поскольку в указанном деле рассматривался вопрос о внесении (невнесении) товаров в Перечень при одновременном условии совпадения кода ТН ВЭД ЕАЭС с кодом ОКП ОК 005-93.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы таможни отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 по делу N А32-6864/2019
оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (пункт 1 статьи 4 Кодекса).
В подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса не указано, что Правительство Российской Федерации кроме установления перечня медицинских товаров наделено правом установления каких-либо обязательных условий его применения. Таким образом, Правительство Российской Федерации не вправе устанавливать условия, не указанные в Кодексе.
Кроме того, из подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса следует, что спорный товар "очки корригирующие (для коррекции зрения)" законодатель относит к "медицинским товарам", а не к "медицинским изделиям", как указано в Законе N 323-ФЗ. Таким образом, законодатель разграничивает понятия "медицинские товары" и "медицинские изделия".
...
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2020 г. N Ф08-565/20 по делу N А32-6864/2019