г. Краснодар |
|
17 февраля 2020 г. |
Дело N А32-27755/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Васильева Александра Александровича (ИНН 230401746048, ОГРНИП 317237500296440) - Мясникова Ю.Э. (доверенность от 22.12.2015), от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Криницкой В.С. (доверенность от 31.12.2019), в отсутствие третьего лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу N А32-27755/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Васильев А.А. (далее - предприниматель, глава хозяйства) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными решений об отказе в проведении аукциона на право аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:37:0603000:884 (письмо от 17.05.2018 N 52-22261/18-32-12), 23:37:0603000:894 (письмо от 17.05.2018 N 52-22339/18-32-12) и 23:37:0603000:892 (письмо от 17.05.2018 N 52-22367/18-32-12); возложении на заинтересованное лицо обязанности принять решение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство).
Решением от 25.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.09.2019, заявленные требования удовлетворены; распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суды пришли к выводу о том, что оспариваемые отказы не соответствуют пункту 8 статьи 39.11 Земельного кодекса. Суды установили, что спорные земельные участки находятся на территории природного зоологического заказника регионального значения "Красная Горка" в зоне экстенсивного природопользования. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 N 50 "Об утверждении Положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная Горка"" (далее - положение N 50) не предусмотрен запрет ведения сельскохозяйственной деятельности на участках, расположенных в данной зоне.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на то, что спорные земельные участки расположены в границах особо охраняемой территории регионального значения, поэтому ограничены в обороте и не подлежат передаче в пользование предпринимателю. Указание в адресах земельных участков на их расположение на землях ЗАО "Агрофирма "Гостагаевская"" не является доказательством их прежнего использования в сельскохозяйственной деятельности. Актами обследования земельных участков от 26.04.2018 N 208 - 210, составленными ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль", установлено, что спорные участки ранее не использовались для ведения сельскохозяйственного производства, фактически покрыты древесно-кустарниковой растительностью (естественный лес). Проведение аукциона на право аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0603000:884, 23:37:0603000:894 и 23:37:0603000:892 противоречит целям создания и режиму использования заказника.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Министерство в отзыве указало на возможность использования спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства на основании проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, глава хозяйства обратился в департамент с заявлениями о проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для сельскохозяйственного производства с кадастровыми номерами 23:37:0603000:884, 23:37:0603000:894 и 23:37:0603000:892.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения и расположены по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, с/о Гостагаевский, земли ЗАО "АФ "Гостагаевская"".
Письмами от 17.05.2018 N 52-22261/18-32-12, 52-22339/18-32-12, 52-22367/18-32-12 департамент отказал в проведении аукциона в отношении спорных земельных участков по мотиву их расположения в границах особо охраняемой природной территории (государственного природного зоологического заказника регионального значения "Красная горка"). Согласно положению N 50 данные участки находятся в зоне экстенсивного природопользования в границах заказника, ввиду чего ведение сельского хозяйства, в том числе крестьянских хозяйств, с учетом сложившегося сельскохозяйственного использования территории, возможно на основании проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы и по согласованию с уполномоченным органом.
Глава хозяйства, полагая, что отказы департамента в проведении аукциона не соответствуют закону, а также нарушают его права и интересы в сфере предпринимательский деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Кодекса решение органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признано незаконным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 указанной статьи.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 39.11 Земельного кодекса.
Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1 статьи 39.11 Земельного кодекса).
Обстоятельства, исключающие проведение аукциона в отношении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, определены в пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0603000:884, 23:37:0603000:894 и 23:37:0603000:892 расположены в границах особо охраняемой территории регионального значения зоологического заказника "Красная горка".
В соответствии с пунктом 4 статьи 94 Земельного кодекса порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правовой режим земель регионального заказника "Красная Горка" регламентирован положением N 50, согласно пункту 3.4 которого в границах заказника устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, хозяйственных и иных особенностей территории. В соответствии с функциональным назначением и режимом охраны и использования на территории заказника выделяются четыре функциональные зоны: заповедная (зона покоя с усиленным режимом охраны); особо охраняемая (буферная) зона; зона рекреации (зона регулируемого рекреационного использования); зона экстенсивного природопользования (зона ограниченного хозяйственного использования).
Суды установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0603000:894, 23:37:0603000:884, 23:37:0603000:892 расположены в зоне экстенсивного природопользования особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного зоологического заказника "Красная Горка" (письма Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 08.05.2018 N 71-03-01-6067/18, Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 07.05.2018 N 17-2366/17-12 и Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 28.04.2018 N 202-03.2-13286/18). На отнесение спорных земельных участков к зоне экстенсивного природопользования указано департаментом в оспариваемых отказах.
Пунктом 3.17 положения N 50 установлено, что зона экстенсивного природопользования выделяется в местах ранее существующей и разрешенной деятельности на территории заказника, а также на участках земель, предназначенных для обеспечения основной деятельности заказника и удовлетворения основных нужд местного населения, где осуществляется регулируемое использование природных ресурсов с соблюдением установленных правил и норм природопользования, с запрещением видов деятельности, способных нанести ущерб природным ландшафтам заказника, природным комплексам и их компонентам. В указанной зоне помимо допустимых видов хозяйственной деятельности, допускаются, если это не противоречит целям создания заказника или не причиняет вред природным комплексам и их компонентам в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, в частности, ведение сельского хозяйства (растениеводства), в том числе крестьянских хозяйств (растениеводство, животноводство), с учетом сложившегося сельскохозяйственного использования территории, на основании проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, и по согласованию с уполномоченным органом (пункты 3.20 и 3.20.4 положения N 50).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, учитывая расположение спорных участков в зоне экстенсивного природопользования особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного зоологического заказника "Красная Горка", принимая во внимание отсутствие в положении N 50 запрета на ведение сельскохозяйственной деятельности в указанной зоне, суды пришли к верному выводу о несоответствии оспариваемых отказов пункту 8 статьи 39.11 Земельного кодекса, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
При этом апелляционный суд отметил, что испрашиваемые земельные участки находятся в окружении значительно больших по площади участков, активно используемых в сельскохозяйственной производстве, что исключает их самостоятельное природоохранное значение.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие сведений о прежнем использовании спорных участков для сельскохозяйственной деятельности исследована и отклонена судами. Использование (неиспользование) земельных участков ранее по назначению не может быть определено путем их визуального обследования. Согласно сведениям ЕГРН участки относятся к землям ЗАО "Агрофирма "Гостагаевская"". Кроме того, указанный довод опровергается самим фактом расположения спорных участков в зоне экстенсивного природопользования с учетом пункта 3.17 положения N 50, согласно которому данная зона выделяется в местах ранее существующей и разрешенной деятельности на территории заказника.
Отсутствие согласованного с уполномоченным органом проекта использования земельного участка, предусмотренного пунктом 3.20.4 положения N 50, не является основанием для отказа в проведении аукциона, поскольку указанные условия регулируются аукционной документацией.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают их выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу N А32-27755/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.