г. Краснодар |
|
17 февраля 2020 г. |
Дело N А63-24970/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при отсутствии в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Энергоресурсы" (ИНН 2626020720, ОГРН 1022601227659) и заинтересованного лица - Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (ИНН 2635105024, ОГРН 1072635017575), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Энергоресурсы" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А63-24970/2019, установил следующее.
АО "Энергоресурсы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее - тарифная комиссия) о признании недействительным предписания от 29.10.2018 N 56/3.
Решением от 17.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2019, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированы законностью и обоснованностью оспариваемого предписания тарифной комиссии.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению общества, суды не приняли во внимание его довод о том, что проверка, предусмотренная Федеральным законом 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) тарифной комиссией не проводилась; оспариваемое предписание вынесено на основании постановления от 29.10.2018 N 56/2 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Суды неправильно указали на исполнимость оспариваемого предписания тарифной комиссии.
В отзыве на кассационную жалобу тарифная комиссия просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Тарифная комиссия указала, что предписание вынесено после установления совершения обществом административного правонарушения, в пределах полномочий тарифной комиссии и уполномоченным на то должностным лицом. Предписание, исполнение которого приостанавливалось на период рассмотрения дела в суде, исполнено обществом в октябре 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением тарифной комиссии от 18.12.2017 N 62/2 "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2018 год" (далее - постановление N 62/2) и постановлением тарифной комиссии от 18.12.2017 N 62/4 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения для потребителей Ставропольского края" (далее - постановление N 62/4) для потребителей общества, подключенным к тепловым сетям, установлены соответствующие тарифы.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2018, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции от 21.08.2018 и кассационной инстанции от 02.11.2018 по делу N А63-4008/2018 признано незаконным решение тарифной комиссии от 02.03.2018 об отказе в пересмотре тарифов для потребителей общества, установленных на 2018 год; на тарифную комиссию возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем пересмотра тарифов на тепловую энергию и горячую воду на 2018 год, утвержденных постановлениями N 62/2 и 62/4.
Постановлением тарифной комиссии от 30.08.2018 N 38 (далее - постановление N 38) в постановления N 62/2 и 62/4 внесены изменения. Согласно пункту 2 постановления N 38 оно вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования. Постановление N 38 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru 30.08.2018.
31 августа 2018 года первый заместитель генерального директора общества утвердил новые расчеты тарифов с указанием их применения с 01.07.2018.
18 сентября 2018 тарифная комиссия на основании служебной записки начальника отдела регулирования тарифов организаций коммунального комплекса И.В. Рязановой от 17.09.2018 N 06/185, подготовленной в связи с получением информационного письма от общества, вынесла определение N 04ар/1 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 1 статьи 10.6 Кодекса, проведении административного расследования и истребовании сведений. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, явились следующие выводы тарифной комиссии: в сентябре 2018 года общество предъявило к оплате потребителям г. Ессентуки за тепловую энергию за период с 01 июля по 30 августа 2018 года счета на дополнительную оплату с учетом увеличения тарифа, при отсутствии на то оснований; общая сумма, дополнительно уплаченная потребителями общества за тепловую энергию за июль 2018 года и 30 дней августа 2018 года, по состоянию на 10.10.2018 составила 743 рубля 52 копейки (без учета НДС).
16 октября 2018 года тарифная комиссия составила в отношении общества протокол об административном правонарушении N 56 и постановлением от 29.10.2018 N 56/2 привлекла общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса в виде 1 487 рублей 04 копеек штрафа.
Тарифная комиссия выдала обществу предписание от 29.10.2018 N 56/3, которым обществу предписано, в течение 5-ти календарных дней со дня получения предписания, прекратить указанное нарушение; об устранении нарушения письменно уведомить тарифную комиссию в течение 5-ти календарных дней со дня исполнения предписания с представлением подтверждающих документов. Предписание от 29.10.2018 N 56/3 вручено обществу 08.11.2018.
Полагая, что предписание тарифной комиссии является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 7, 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075), суды сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
Судебные инстанции установили, что постановление тарифной комиссии N 38 опубликовано 30.08.2019 и с этой даты вступило в законную силу, однако общество в нарушение пункта 37 Правил N 1075, утвердило новые тарифы с указанием на их применение с 01.07.2018.
При этом суды приняли во внимание, что факт нарушения обществом пункта 37 Правил N 1075, установлен вступившими в законную силу судебными актами по делу N А63-22849/2018. Общество обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к тарифной комиссии о признании незаконным постановления от 29.10.2018 N 56/2 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса.
Решением от 01.03.2019, оставленным без изменения постановлениями Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 и суда кассационной инстанции от 18.09.2019 по делу N А63-22849/2018, суд отказал обществу в удовлетворении требования о признании незаконным постановления тарифной комиссии от 29.10.2018 N 56/2, установив наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, выразившегося в том, что общество, в нарушение пункта 37 Правил N 1075, утвердило новые тарифы с указанием на их применение с 01.07.2018 вопреки действовавшему постановлению тарифной комиссии N 38.
Суды исследовали и обоснованно отклонили, как не основанный на нормах права и материалах дела, довод общества о неисполнимости оспариваемого предписания тарифной комиссии. Документально данный вывод общество не опровергло.
Судебные инстанции установили, что предписание выдано обществу уполномоченным органом в пределах его полномочий.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки деятельности общества в отношении потребителей, тарифной комиссией выявлено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении регулируемых государством тарифов на тепловую энергию, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса, что зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 16.10.2018.
На основании части 2 статьи 23.51 Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанного органа, в пределах своих полномочий вправе руководители исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), их заместители.
В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 25.07.2011 N 295-п "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами исполнительной власти Ставропольского края административных регламентов предоставления государственных услуг, Порядка разработки и утверждения органами исполнительной власти Ставропольского края административных регламентов исполнения государственных контрольных (надзорных) функций и Порядка проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг и проектов административных регламентов исполнения государственных контрольных (надзорных) функций", постановлением тарифной комиссии от 10.05.2012 N 31/2 утвержден Административный регламент исполнения региональной тарифной комиссией Ставропольского края государственной контрольной (надзорной) функции "Контроль за соблюдением порядка формирования и применения субъектами предпринимательской деятельности регулируемых цен и тарифов на территории Ставропольского края" (далее - Административный регламент).
Административный регламент исполнения региональной тарифной комиссией Ставропольского края государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением порядка формирования и применения хозяйствующими субъектами (далее - субъект контроля) регулируемых цен и тарифов на территории Ставропольского края (далее - Административный регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) региональной тарифной комиссии Ставропольского края, а также порядок взаимодействия между ее структурными подразделениями и должностными лицами при исполнении государственной функции (пункт 1 Административного регламента).
Органом исполнительной власти края, осуществляющим государственную функцию, является региональная тарифная комиссия Ставропольского края. Иные организации, участвующие в исполнении государственной функции, отсутствуют (пункт 2 Административного регламента).
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является исполнение государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) субъектами контроля на территории Ставропольского края (далее - госконтроль) (пункт 4 Административного регламента).
При проведении госконтроля уполномоченные должностные лица комиссии обязаны, в том числе, своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 5 Административного регламента).
В силу пункта 6 Административного регламента при проведении госконтроля должностные лица тарифной комиссии имеют право, в том числе, выносить предписание.
Обстоятельства, послужившие основанием для вынесения тарифной комиссией оспариваемого предписания, установлены в рамках законных процедур, что исключает необходимость проведения дополнительной проверки деятельности юридического лица для подтверждения фактов, которые уже выявлены и нашли документальное подтверждение (в том числе в рамках административного расследования).
Кроме того, как следует из отзыва тарифной комиссии, предписание исполнено обществом в октябре 2019 года. Данное обстоятельство общество не опровергло.
Довод кассационной жалобы о том, что судебные инстанции не оценили все доводы общества, не принят судом кассационной инстанции. То обстоятельство, что в судебных актах не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261).
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А63-24970/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, по результатам проверки деятельности общества в отношении потребителей, тарифной комиссией выявлено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении регулируемых государством тарифов на тепловую энергию, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса, что зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 16.10.2018.
На основании части 2 статьи 23.51 Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанного органа, в пределах своих полномочий вправе руководители исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), их заместители.
...
Довод кассационной жалобы о том, что судебные инстанции не оценили все доводы общества, не принят судом кассационной инстанции. То обстоятельство, что в судебных актах не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2020 г. N Ф08-115/20 по делу N А63-24970/2018