О некоторых проблемах проведения амортизационной политики в
субъектах естественных монополий
Амортизация является важным внутренним источником финансирования инвестиций в основной капитал. Либерализация амортизационной политики позитивно влияет на решение проблемы обеспеченности хозяйствующих субъектов финансовыми ресурсами для целей инвестирования. В результате повышаются объемы инвестиций в основной капитал за счет возможности более быстрого списания стоимости имущества и, как следствие, быстрее обновляются основные средства хозяйствующих субъектов.
Основные принципы и подходы новой амортизационной политики нашли отражение в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ):
- предусмотрено сокращение периода списания амортизируемого имущества и особенно его активной части (машин и оборудования) за счет сокращения сроков полезного использования и, соответственно, увеличения норм амортизации;
- хозяйствующим субъектам по заявительному принципу предоставлены широкие права выбора срока полезного использования основных средств в рамках той или иной амортизационной группы и использования ускоренного списания за счет применения нелинейных методов амортизации.
В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2.
В настоящее время при рассмотрении финансово-экономического состояния субъектов естественных монополий и их финансовых планов размер амортизации принимается на основе налогового учета на предлагаемом субъектам естественных монополий уровне.
При этом стоимость основных средств и размер амортизации субъектов естественных монополий за последние годы существенно увеличились за счет переоценки основных средств. Так, в результате переоценки основных фондов ОАО "Газпром" (по состоянию на 1 января 2001 года) произошло увеличение стоимости основных фондов в 2,7 раза. Это позволило осуществить большую часть капитальных вложений в 2001-2002 годах за счет амортизации.
Кроме того, по информации ФЭК России, после внесения в 2002 году изменений в НК РФ в части уменьшения срока амортизации магистральных газопроводов (около 80% всех основных фондов ОАО "Газпром") резко, почти в три раза, возрос размер амортизационных начислений, принимаемых в качестве расходов организации в налоговом учете (без изменения размера амортизационных начислений в бухгалтерском учете). Вышеуказанное увеличение привело к резкому уменьшению платежей ОАО "Газпром" по налогу на прибыль (около 30 млрд руб.).
Совет директоров РАО "ЕЭС России" принял в сентябре 2001 года решение о переоценке основных средств компании. В результате проведенной переоценки стоимость основных средств и размер амортизации увеличились в 2,3 раза.
Вместе с тем новая величина амортизации не была учтена в полном объеме в тарифах на электрическую и тепловую энергию до конца 2002 года. По информации РАО "ЕЭС России", в результате осуществляемой практики сдерживания объективного роста тарифов на электрическую и тепловую энергию за счет занижения амортизации компания недополучила около 20 млрд руб. инвестиционных ресурсов.
При этом в целом в электроэнергетике по итогам 2002 года более половины инвестиций в основной капитал было произведено за счет амортизации. Так, по данным Госкомстата России и материалов Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ ("Обзор конъюнктуры инвестиционного рынка в 2002 году") о структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (по крупным и средним организациям отдельных отраслей экономики) в электроэнергетике в 2002 году, доля амортизации в инвестициях в основной капитал составляет 56,3%, а доля прибыли значительно меньше - 7,6%, тогда как в большинстве отраслей прибыль и амортизация составляют примерно равные доли.
По мнению РАО "ЕЭС России", государственное регулирование амортизационной политики организаций электроэнергетики должно осуществляться только в части определения размеров и способов начисления амортизации, а объекты и сроки использования амортизационных средств должны определяться хозяйствующими субъектами.
Вместе с тем существенный рост амортизации и возможность самих субъектов естественных монополий определять ее использование может привести к необоснованному увеличению тарифов. Кроме того, ФЭК России считает недопустимым применение методов ускоренной амортизации на предприятиях энергетики, а для усиления государственного контроля над использованием амортизационных средств предлагает ввести специальные амортизационные счета и регламентировать процесс формирования амортизационных фондов.
С целью проведения рациональной амортизационной политики и создания реальных условий стимулирования инвестиционной деятельности в естественных монополиях Минэнерго России считает необходимым проводить мониторинг балансовых оценок основных фондов, правомерности начисления амортизации, своевременности списания основных средств вследствие истечения срока полезного использования, а также установить контроль за формированием и целевым использованием амортизационных фондов на инвестиционные нужды.
По мнению Минэкономразвития России, введение специальных амортизационных счетов, контроль за формированием и целевым использованием амортизационных фондов будет означать лишение предприятий права самостоятельно распоряжаться своими финансовыми активами (если предприятию потребуются денежные средства не на цели инвестирования), что противоречит основам ведения хозяйственной деятельности предприятий и основным принципам реформирования бухгалтерского учета, разработанным в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Вместе с тем поскольку ускоренное начисление амортизации является своеобразной налоговой льготой, государство вправе устанавливать контроль за ее использованием.
Кроме того, в настоящее время необходимо дополнительно рассмотреть вопрос об учете амортизации в составе тарифа на электрическую энергию в связи с тем, что в постановлении Правительства РФ от 02.04.2002 N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" отсутствует норма, определяющая порядок включения амортизации в тариф на электрическую энергию.
Много вопросов у субъектов естественных монополий возникает в связи с правовой неопределенностью проведения переоценок основных средств. Запрет на проведение переоценки основных средств в налоговых целях даже в условиях относительно низкой инфляции для коммерческих предприятий (включая субъекты естественных монополий) не стимулирует их инвестиционную активность и с течением времени обесценивает их основные средства.
Вместе с тем в бухгалтерском учете основных средств предусматривается проведение их переоценки в случае инфляции. При этом необходимо напомнить, что налог на имущество предприятий взимается по данным бухгалтерской отчетности (а не налоговой) и начиная с 2004 года будет производиться в зависимости от так называемой налогооблагаемой стоимости основных средств (фактически приближенной к рыночной).
В связи с этим целесообразно внести дополнения в главу 25 НК РФ и установить общий порядок проведения переоценки основных средств для налоговых и бухгалтерских (учетных) целей. За основу можно взять регламент проведения переоценки основных средств в бюджетных учреждениях, в котором переоценка производится по достижении порогового (предельного) уровня цен производителей в строительстве.
В настоящее время остро стоит вопрос о сближении налогового и бухгалтерского учета при начислении амортизации, в частности о применении Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация).
Следует иметь в виду, что в соответствии с п.1 вышеуказанного постановления Классификация может использоваться для целей бухгалтерского учета, поскольку в Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденном приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, предусмотрено начисление амортизации объектов основных средств исходя из сроков полезного использования объектов амортизируемого имущества (п.20 ПБУ 6/01).
Учитывая, что Классификация создавалась с целью замены устаревших норм амортизации, утвержденных постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 "О Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", и в налоговых целях распространяется на все амортизируемые основные средства независимо от сроков их постановки на учет, по нашему мнению, при использовании Классификации в целях бухгалтерского учета ее действие также может распространяться на все основные средства независимо от сроков их постановки на учет.
Осуществляемое ежегодное рассмотрение финансово-экономического состояния субъектов естественных монополий, их инвестиционных программ и финансовых планов позволяет повысить прозрачность их деятельности, оценить эффективность включаемых в инвестиционную программу проектов, а также не допустить принятия инвестиционных проектов, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
В настоящее время в соответствии с решением Правительства РФ (протокол N 46 от 11.12.2002) осуществляется оценка проектов инвестиционных программ и финансовых планов субъектов естественных монополий с учетом проводимой ими амортизационной политики, рассматриваются предложения, направленные на сокращение издержек субъектов естественных монополий.
При этом следует иметь в виду, что даже самый совершенный контроль не в состоянии окончательно решить проблемы экономии издержек монополий: необходима последовательная реализация принятых Правительством РФ решений по демонополизации анализируемых секторов, развитию в них конкуренции - наиболее сильного и эффективного стимула снижения издержек.
В этой связи меры по усилению государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий должны сочетаться с деятельностью, направленной на структурное реформирование соответствующих отраслей с выделением конкурентных сегментов и совершенствование правовой базы государственного регулирования и контроля за естественно-монопольной сферой.
Е.И. Поздняков,
заместитель руководителя Департамента финансов
Минэкономразвития России
И.Н. Титова,
начальник отдела Департамента финансов
Минэкономразвития России
"Налоговый вестник", N 8, август 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1