г. Краснодар |
|
19 февраля 2020 г. |
Дело N А32-11660/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества "Архиповский карьер" (ИНН 2303003780, ОГРН 1022300714589), заинтересованных лиц: Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549), третьих лиц: администрации муниципального образования Белореченский район, администрации Школьненского сельского поселения Белореченского района, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архиповский карьер" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А32-11660/2019, установил следующее.
ОАО "Архиповский карьер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Краснодарского края (далее - администрация) и Департаменту имущественных отношений администрации Краснодарского края (далее - департамент), в котором просило:
- признать незаконным решение департамента от 13.12.2018 N 52-55588/18-33-12 об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 23:39:0416003:364 площадью 63 256 кв. м, расположенного в Белореченском районе, Школьненском сельском поселении, из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- возложить на департамент обязанность подготовить проект акта о переводе данного участка в испрашиваемую категорию и передать его в администрацию в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу;
- возложить на администрацию обязанность принять решение о переводе указанного участка в заявленную категорию в течение 1 месяца после получения проекта акта департамента (уточненные требования).
Заявление основано на статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), нормах Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) и мотивировано незаконностью отказа заинтересованного лица, нарушающего права и законные интересы общества как арендатора спорного земельного участка.
Решением от 28.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.10.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что испрашиваемое обществом целевое назначение земельного участка (добыча полезных ископаемых) не соответствует схеме территориального планирования муниципального образования Белореченский район, утвержденной решением Совета муниципального образования Белореченский район от 30.01.2014 N 45 (далее - схема территориального планирования), согласно которой земельный участок с кадастровым номером 23:39:0416003:364 расположен на землях сельскохозяйственного назначения, а также частично попадает в горный отвод. Кроме того, апелляционный суд отметил, что общество при подаче заявления в департамент не представило план рекультивации земель.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению заявителя, суды не учли, что испрашиваемое обществом назначение земельного участка соответствует генеральному плану и правилам землепользования и застройки Школьненского сельского поселения Белореченского района. Общество имеет лицензию на право пользования недрами на территории горного отвода. Суды необоснованно отдали приоритет схеме территориального планирования муниципального района. Из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) не следует, что схема территориального планирования района имеет большую юридическую силу, чем генеральный план поселения. Спорный участок находится на территории Школьненского сельского поселения Белореченского района, а не межселенной территории.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество на основании договора от 17.08.2018 N 3900008789 является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:39:0416003:364 площадью 63 256 кв. м, расположенного в Белореченском районе, Школьненском сельском поселении.
14 ноября 2018 года общество обратилось в администрацию с ходатайством о переводе указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности), для добычи полезных ископаемых.
Указанное ходатайство 19.11.2018 передано в департамент, который письмом от 13.12.2018 N 52-55588/18-33-12 отказал в его удовлетворении со ссылкой на то, что согласно схеме территориального планирования земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, а также частично попадает в горный отвод, что является несоответствием испрашиваемому целевому назначению (письмо заместителя главы муниципального образования Белореченский район от 14.09.2018 N 2797/01-19).
Общество, полагая, что отказ в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, нарушает его законные права и интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Признание ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно только при одновременном несоответствии названных акта, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Закон N 172-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с переводом земельных участков из одной категории в другую. Исполнительным органом государственной власти принимается акт об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (статьи 3, 4). Особенностью перевода земельных участков в составе сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию является то, что такой перевод допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (статья 7).
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ не допускается перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса определено, что земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Градостроительного кодекса документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
С учетом требований приведенных норм документы территориального планирования обязательны для органа, принимающего решение о переводе земель из одной категории в другую, который должен соотнести испрашиваемое целевое назначение земель с планируемым их использованием в соответствии с указанными документами территориального планирования (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2014 N 91-АПГ14-1).
Согласно генеральному плану Школьненского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края, утвержденному решением Совета Школьненского сельского поселения Белореченского района от 31.08.2012 N 140 земельный участок с кадастровым номером 23:39:0416003:364 расположен на проектируемой производственной территории и находится в границах горного отвода, а также в зоне подтопления и ориентировочной санитарно-защитной зоне от производственных, сельскохозяйственных предприятий и объектов специального назначения в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В соответствии с правилам землепользования и застройки Школьненского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края, утвержденными решением Совета Школьненского сельского поселения Белореченского района от 02.07.2014 N 217, земельный участок расположен в зоне предприятий, производств и объектов IV класса опасности С33-100 м, а также попадает в границы зоны с особыми условиями использования территории: ориентировочная санитарно-защитная зона от производственных, сельскохозяйственных предприятий и объектов специального назначения в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; горный отвод.
Спорный участок находится на территории Школьненского сельского поселения Белореченского района. Поскольку испрашиваемое обществом назначение земельного участка соответствует генеральному плану и правилам землепользования и застройки Школьненского сельского поселения Белореченского района, отказ департамента по мотиву несоответствия целевого назначения земельного участка схеме территориального планирования муниципального образования Белореченский район, не обоснован.
Между тем апелляционный суд правомерно учел следующее.
В силу Закона N 172-ФЗ нахождение в соответствии с документами территориального планирования испрашиваемых участков на землях сельскохозяйственного назначения не исключает возможности их перевода в категорию земель промышленности при фактическом наличии на участках месторождения полезного ископаемого.
Положения названного Закона связывают осуществление перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в том числе с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Пункт 6 статьи 13 Земельного кодекса определяет, что порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу статей 19, 23 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" проекты рекультивации земель относятся к видам землеустроительной документации. Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Принятыми во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказами Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 (далее - Основные положения; приказ N 525/67) предусмотрено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка (пункт 6).
Приказ N 525/67 признан утратившим силу с 20.01.2019 в связи с изданием совместного приказа Минприроды России и Минэкономразвития России от 25.12.2018 N 683/729. На момент обращения общества с заявлением и его рассмотрения департаментом указанный нормативный акт имел юридическую силу.
Из материалов дела следует, и заявителем документального не опровергнуто, что в качестве проекта рекультивации общество представило проект разработки и рекультивации Архиповского месторождения песчано-гравийной смеси в Белореченском районе.
Между тем апелляционный суд установил, что данный документ подготовлен в отношении всей территории горного отвода площадью 126,6 га, поэтому не может свидетельствовать о соблюдении заявителем предусмотренного Законом N 172-ФЗ условия для перевода земельных участков сельскохозяйственного назначения (пункт 8 части 1 статьи 7).
С учетом изложенного правовых оснований для удовлетворения заявления общества у судов не имелось.
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу либо опровергали выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационных жалобах доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А32-11660/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принятыми во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказами Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 (далее - Основные положения; приказ N 525/67) предусмотрено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка (пункт 6).
Приказ N 525/67 признан утратившим силу с 20.01.2019 в связи с изданием совместного приказа Минприроды России и Минэкономразвития России от 25.12.2018 N 683/729. На момент обращения общества с заявлением и его рассмотрения департаментом указанный нормативный акт имел юридическую силу.
Из материалов дела следует, и заявителем документального не опровергнуто, что в качестве проекта рекультивации общество представило проект разработки и рекультивации Архиповского месторождения песчано-гравийной смеси в Белореченском районе.
Между тем апелляционный суд установил, что данный документ подготовлен в отношении всей территории горного отвода площадью 126,6 га, поэтому не может свидетельствовать о соблюдении заявителем предусмотренного Законом N 172-ФЗ условия для перевода земельных участков сельскохозяйственного назначения (пункт 8 части 1 статьи 7)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 февраля 2020 г. N Ф08-104/20 по делу N А32-11660/2019