Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста", распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров", в целях достижения результата "Сформирована и функционирует единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 17 декабря 2020 г. N 14 приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области (далее - Положение).
2. Министерству образования и науки Нижегородской области обеспечить создание и функционирование региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области (далее - РСНМС НО).
3. Определить государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования (далее - ГБОУ ДПО НИРО) региональным оператором РСНМС НО.
4. ГБОУ ДПО НИРО обеспечить информационное, аналитическое, организационно-методическое сопровождение РСНМС НО.
5. Рекомендовать руководителям организаций высшего образования Нижегородской области, на базе которых созданы центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, руководствоваться Положением в работе по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области.
6. Рекомендовать руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных и городских округов Нижегородской области, руководствоваться Положением в работе по обеспечению функционирования и развития системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на муниципальном уровне.
7. Признать утратившим силу приказ министерства образования, науки и молодежной политики N 316-01-63-2345/22 от 01.09.2022 "Об утверждении Положения о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области".
8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования и науки Нижегородской области Е.В. Перенкову.
И.о. министра |
М.Ю. Пучков |
Включен в Реестр нормативных
актов органов исполнительной власти
Нижегородской области
27 сентября 2023 года
N в реестре 23726-316-316-01-63-2073/23
УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства образования и
науки Нижегородской области
от 27.07.2023 N 316-01-63-2073/23
Положение
о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области (далее соответственно - Положение, система научно-методического сопровождения, РСНМС НО) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты РСНМС НО, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Нижегородской области.
1.2. Нормативно-правовая основа создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Указы Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" N 204 от 07.05.2018 и "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" от 21.07.2020 N 474.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста".
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2021 N 262 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование".
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 N Р-174 "Об утверждении концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров".
- Иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Правительства Нижегородской области, Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, настоящее Положение.
1.3. В Положении используются следующие понятия:
"единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС)" - совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
"субъект научно-методической деятельности" - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров;
"единый федеральный портал дополнительного профессионального образования" - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров - в том числе повышению квалификации и профессиональной переподготовке;
"федеральный реестр дополнительных профессиональных программ" (далее - Федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам (далее - программ ДПО), отвечающим современным задачам системы образования;
"научно-методический центр сопровождения педагогических работников" (далее - научно-методический центр) - структурное подразделение образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", обладающее потенциалом научного, проектного и методического развития и осуществляющее проведение прикладных исследований образовательных систем, тиражирование образовательных практик, внедрение научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования;
"региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - РСНМС) - региональный сегмент ЕФС; совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
"центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" (далее - ЦНППМ) - структурное подразделение организации дополнительного профессионального образования, образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации или юридическое лицо, осуществляющее координацию деятельности субъектов РСНМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
"региональный методист" - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;
"региональный методический актив" - объединение региональных методистов, сформированный из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников;
"тьютор" - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ ДПО, в том числе из Федерального реестра;
"методическая служба" - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников;
"педагогический работник" - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам в Концепции не относятся педагогические работники образовательных организаций высшего образования;
"управленческие кадры" - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам в Концепции относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность;
"профессиональное педагогическое сообщество" - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации;
"профессиональные компетенции" - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;
"индивидуальный образовательный маршрут" - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования;
"стажировочная площадка" - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ;
"непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров;
"неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.
2. Цель, стратегические задачи и системные эффекты развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области
2.1. Целью развития РСНМС НО является повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в контексте достижения приоритетных задач в сфере образования на период до 2024 года.
Перед РСНМС НО стоит комплекс актуальных вызовов в контексте развития единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в перспективе до 2024 года, которые объединены по трем направлениям:
- вызовы в области управления РСНМС НО;
- вызовы в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС НО;
- вызовы в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС НО.
2.2. Стратегические задачи развития РСНМС НО:
- в области управления РСНМС НО:
интеграция процессов и результатов деятельности различных субъектов РСНМС НО в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
синхронизация критериев и показателей эффективности деятельности различных субъектов ЕФС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
внедрение процедур и инструментов оценки эффективности РСНМС НО;
развитие системы "горизонтальных" связей региональных сегментов ЕФС, в том числе - в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками;
- в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС НО:
актуализация содержания и экспертиза качества программ ДПО, цифровизация образовательных технологий и персонификация образовательных треков непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
- в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС НО:
развитие системы адресного научно-методического сопровождения субъектов РСНМС НО и субъектов научно-методической деятельности в рамках ключевых процессов непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе способствующего устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций;
технологизация методической деятельности, формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности.
2.3. Системные эффекты развития РСНМС НО:
- для педагогических работников и управленческих кадров:
снижение уровня профессиональных (педагогических и управленческих) дефицитов;
повышение мотивации педагогических работников и управленческих кадров к обновлению методов обучения и воспитания;
снижение уровня "профессионального выгорания" педагогических работников и управленческих кадров;
- для системы дополнительного профессионального образования:
повышение информационной открытости и "прозрачности" процессов в системе дополнительного профессионального образования;
повышение качества результатов в системе дополнительного профессионального образования;
сокращение "разрыва" в показателях эффективности региональных систем дополнительного профессионального образования;
- для системы образования в целом:
системный подход к управлению качеством образования на уровне субъекта Российской Федерации;
повышение качества образования на различных уровнях.
3. Структура и функциональная нагрузка субъектов региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области
3.1. РСНМС НО является региональным сегментом ЕФС и включает структурные компоненты регионального и институционального уровней, что обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурный компонент регионального уровня РСНМС НО представляют субъекты:
3.2.1. Региональный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования - Министерство образования и науки Нижегородской области (далее - РОИВ):
- утверждает комплекс мер по созданию РС НМС НО;
- обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей функционирования РС НМС НО;
- осуществляет мониторинг эффективности функционирования РС НМС НО.
3.2.2. Региональная организация дополнительного профессионального образования - ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" (далее НИРО):
- обеспечивает разработку и реализацию программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в Федеральный реестр;
- организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров;
- осуществляет анализ показателей эффективности функционирования РСНМС НО, разрабатывает рекомендации по повышению эффективности функционирования РСНМС НО и предоставляет их в РОИВ;
- обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
3.2.3. Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Нижегородской области (далее - ЦНППМ НО) являются структурными подразделениями ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования", ФГАОУ ВО "Нижегородский национальный государственный университет им. Н.И. Лобачевского", Арзамасский филиал ФГАОУ ВО ННГУ, ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина", ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева", ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова", ГБОУ ВО "Нижегородский государственный инженерно-экономический университет" (г. Княгинино)
ЦНППМ НО выполняют следующие функции:
- организация процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- организация разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- организация разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
- организация внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;
- организация внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
- координация методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
- организация проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
- организация обучения педагогических работников и управленческих кадров субъекта Российской Федерации, в том числе по новейшим программам ДПО;
- организация вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;
- адресная методическая поддержка, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.
Сотрудники ЦНППМ проходят обучение на базе координатора ЕФС.
3.2.4. ЦНППМ НИРО наделяется РОИВ функциями координатора региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области, согласно которым ЦНППМ НИРО, помимо перечисленных выше, выполняет также следующие функции:
- координация деятельности РСНМС НО;
- взаимодействие с координатором ЕФС, в том числе - работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
- организация и проведение сбора данных для мониторинговых исследований эффективности функционирования РСНМС НО;
- формирование и заполнение регионального паспорта ДППО;
- отбор стажировочных площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
Комплексное сопровождение деятельности ЦНППМ НО осуществляется через координатора ЕФС, в том числе посредством обеспечения доступа ЦНППМ НИРО к единому федеральному порталу дополнительного профессионального образования ("личный кабинет" субъекта Российской Федерации).
В ЦНППМ НИРО из числа штатных сотрудников, а также лиц, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера и на иных условиях сотрудничества, формируется региональный методический актив. Основу регионального методического актива составляют педагогические работники высшей квалификационной категории, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
В состав регионального методического актива включаются педагогические работники, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы. В состав регионального методического актива могут войти руководители методических объединений, советов, ведущие и старшие эксперты предметных комиссий ОГЭ, ЕГЭ, тьюторы и наставники, лидеры профессиональных педагогических сообществ, педагогические работники, учащиеся которых демонстрируют стабильно высокие результаты.
Региональный методический актив осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:
- посткурсовое сопровождение программ ДПО;
- реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
- тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;
- выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;
- методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
- оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
3.2.5. Образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации Нижегородской области, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей (направлений) подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки".
Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования Нижегородской области, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей (направлений) подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", выполняют следующие функции:
- Разработка программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров
- Реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.6. Региональное учебно-методическое объединение в системе общего образования (далее - РУМО) создается на базе НИРО. На добровольных началах в состав РУМО включаются педагогические и руководящие работники общеобразовательных организаций, работники НИРО, организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций по УГСН 44.00.00 "Образование и педагогические науки", ЦНППМ НО, сотрудники муниципальных органов управления образованием или организаций, уполномоченных осуществлять методическое (научно-методическое) сопровождение педагогов, в том числе представители работодателей.
РУМО выполняет следующие функции:
- разработка программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечение условий для профессионального развития педагогов и управленческих кадров на региональном и муниципальном уровнях;
- подготовка и проведение мероприятий в рамках сопровождения непрерывного профессионального развития работников образования, в том числе конференций, обучающих семинаров;
- участие в экспертизе и разработке программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и управленческих кадров;
- оказание содействия использованию в педагогической практике подтвердивших эффективность методик и технологий.
3.2.7. Методические советы выполняют следующие функции:
- подготовка и проведение мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.8. Профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), включающие педагогических работников и управленческих кадров, выполняют следующие функции:
- осуществление методической поддержки педагогических работников;
- создание среды для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
- реализация программы наставничества педагогических работников.
3.3. Структурный компонент институционального уровня РСНМС НО представляют субъекты, которые на уровне образовательной организации осуществляют методическое сопровождение педагогических работников, имеющиеся в образовательной организации методические структуры (методические объединения, кафедры, методические советы и т.п.), общественно-профессиональные объединения и т.д.
3.3.1. Методический (научно-методический) совет / объединение образовательной организации.
Функции:
- обеспечивает взаимодействие с другими субъектами РСНМС НО в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников образовательной организации в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
- организует и сопровождает деятельность профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создает в образовательной организации профессиональные сообщества (самообучающиеся организации) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
- обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
- проводит семинары, мастер-классы, стажировки для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
3.3.2. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников.
Функции:
- создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
- организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
- организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
- оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
Преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, реализуемого на различных уровнях, обеспечивается единством целей ЕФС, что позволяет качественно осуществлять научно-методическое сопровождение педагогических работников, управленческих кадров и в целом региональной системы образования.
Механизмом взаимодействия и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, является трехстороннее соглашение между органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, Министерством образования и науки Нижегородской области, и ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования".
4. Основные направления, механизмы взаимодействия и системообразующие мероприятия в рамках развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области
Взаимодействие субъектов РСНМС НО, нацеленное на повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществляется в рамках трех основных направлений.
Направление 1 "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 1).
Механизмами взаимодействия субъектов РСНМС НО в рамках Направления 1 являются:
концепции, стратегии, комплексные планы ("дорожные карты") совместных мероприятий;
соглашения (договоры) о совместной деятельности (партнерстве);
семинары-совещания, вебинары;
мониторинговые исследования и т.д.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 1 на региональном уровне являются:
разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование РСНМС НО (комплексы мер, соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.);
разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РСНМС НО, отдельных субъектов РСНМС НО;
организация и проведение мониторингов эффективности функционирования РСНМС НО, отдельных субъектов РСНМС НО;
формирование и организация деятельности регионального методического актива.
Направление 2 "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 2).
Механизмами взаимодействия субъектов РСНМС НО в рамках Направления 2 являются:
программы ДПО из Федерального реестра;
программы ДПО, реализуемые в сетевой форме;
программы ДПО, реализуемые по каскадной модели повышения квалификации;
иные мероприятия (в том числе в формате "горизонтального обучения") в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров;
процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и IT-компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
единый федеральный портал дополнительного профессионального образования.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 2 являются:
на региональном уровне:
повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование");
построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;
организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников;
осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников;
на уровне образовательной организации:
разработка совместно с региональным методистом индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;
организация взаимодействия и взаимообучения педагогических работников;
сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
Направление 3 "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования".
Механизмом взаимодействия субъектов РСНМС НО в рамках Направления 3 являются:
- комплекс типовой организационно-методической документации;
- методические рекомендации, указания и т.д. по ключевым процессам непрерывного профессионального (педагогического) образования, деятельности отдельных субъектов ЕФС;
- аннотированный каталог научно-методических разработок;
- инновационные проекты (площадки);
- научно-практические конференции, форумы и т.д.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 3 являются:
на региональном уровне:
обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных ДПП, реализуемых в субъекте Российской Федерации, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.);
информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов.
на уровне образовательной организации:
методическое обеспечение процессов обучения и воспитания;
разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам;
методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;
организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования.
5. Показатели эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области
5.1. При разработке показателей эффективности функционирования РСНМС НО учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования Нижегородской области в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования системы РСНМС НО учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области.
Показатели:
- показатели эффективности создания и развития РСНМС НО в области управления системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию РСНМС НО на период до 2024 года (ежегодно);
разработана с учетом социально-экономических условий субъекта Российской Федерации и реализуется вариативная система мониторинга эффективности РС НМС НО (ежегодно, начиная с 2023 года).
- показатели эффективности создания и развития РСНМС НО в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:
доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций (к 2024 году - не менее 30%);
количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (к 2024 году - не менее 40% от общего количества управленческих команд Нижегородской области).
- показатели эффективности создания и развития РСНМС НО в области содержательно-методического обеспечения непрерывного профессионального (педагогического) образования:
количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения (к 2024 году - не более 250 человек);
доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы (к 2024 году - не менее 70%).
5.2. Методы сбора информации и инструменты оценки:
- данные мониторинга;
- данные официальной статистики;
- данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
- данные официальных сайтов РОИВ, НИРО, ММС, образовательных организаций, ЦНППМ НО;
- изучение нормативных правовых документов РОИВ, НИРО, ММС, образовательных организаций.
Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о создании и
функционировании региональной
системы научно-методического
сопровождения педагогических
работников и управленческих
кадров Нижегородской области
Комплекс мер ("дорожная карта")
по созданию и функционированию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области на период до 2024 года
Наименование системообразующего мероприятия регионального уровня |
Наименование мероприятия |
Ответственный субъект РСНМС НО |
Ответственный исполнитель (соисполнители) |
Срок |
Результат выполнения мероприятия |
Направление 1 "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" | |||||
Разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование РСНМС НО |
Утверждено Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области |
Министерство образования и науки Нижегородской области (далее - министерство образования) |
Сотрудник министерства образования |
До 01.09. 2023 |
Приказ министерства образования |
|
Комплекс мер по созданию и функционированию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области на период до 2024 года |
Министерство образования |
Сотрудник министерства образования |
До 01.09.2023 |
Приложение к положению о РСНМС НО |
Разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РСНМС НО, отдельных субъектов РСНМС НО |
Разработана система критериев и индикаторов эффективности функционирования РСНМС НО |
ЦНППМ НИРО |
Руководитель ЦНППМ НИРО |
До конца 2023 года |
Система критериев и индикаторов эффективности функционирования РСНМС НО |
Организация и проведение мониторингов эффективности функционирования РСНМС НО, отдельных субъектов РСНМС НО |
Проведение мониторинга эффективности функционирования РСНМС НО |
ЦНППМ НИРО |
Руководитель ЦНППМ НИРО |
Ежегодно, декабрь |
Мониторинговое исследование РСНМС НО |
|
Проведение мониторинга эффективности функционирования ЦНППМ НО |
ЦНППМ НО, ЦНППМ НИРО |
Руководители ЦНППМ НО |
Ежегодно, июнь |
Мониторинговое исследование ЦНППМ НО |
Формирование и организация деятельности регионального методического актива |
Организация и проведение процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и IT-компетенций педагогических работников |
ЦНППМ НИРО |
Руководитель ЦНППМ НИРО |
До конца 2023 года |
Результаты диагностики компетенций |
|
Формирование регионального методического актива |
ЦНППМ НИРО |
Руководитель ЦНППМ НИРО |
До конца 2023 года |
Приказ о формировании РМА |
|
Организация деятельности регионального методического актива |
ЦНППМ НИРО |
Руководитель ЦНППМ НИРО |
В течение всего периода |
Семинары-совещания, вебинары |
Обеспечение условий (материально-технических, финансовых, кадровых и иных) для достижения показателей национального проекта "Образование" в части функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров |
Комплекс материально-технических, финансовых, кадровых и иных условий |
Министерство образования |
Министр образования и науки |
Ежегодно в течение всего периода |
Созданная и функционирующая на регулярной основе система условий (материально-технических, финансовых, кадровых и иных) |
Обеспечение финансирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров |
Финансирование региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров |
Министерство образования |
Министр образования и науки |
Ежегодно в течение всего периода |
Созданная и функционирующая на регулярной основе система финансирования |
Направление 2 "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров" | |||||
Повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов |
Разработка программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров |
ГБОУ ДПО НИРО, ЦНППМ НО, образовательные организации высшего образования Нижегородской области, реализующие образовательные программы по УГСН 44.00.00 "Образование и педагогические науки" (далее - организации ВО НО) |
Ответственные сотрудники субъектов РСНМС НО |
В течение всего периода |
Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров |
|
Реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров |
ГБОУ ДПО НИРО, ЦНППМ НО, организации ВО НО |
Ответственные сотрудники субъектов РСНМС НО |
В течение всего периода |
Реализованные программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров |
|
Разработка программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров для включения в Федеральный реестр |
ГБОУ ДПО НИРО, ЦНППМ НО, организации ВО НО |
Ответственные сотрудники субъектов РСНМС НО |
В течение всего периода |
Программы ДПО из Федерального реестра |
|
Реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сетевой форме |
ГБОУ ДПО НИРО, ЦНППМ НО, организации ВО НО |
Ответственные сотрудники субъектов РСНМС НО |
В течение всего периода |
Программы ДПО, реализуемые в сетевой форме |
|
Реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по каскадной модели повышения квалификации |
ГБОУ ДПО НИРО |
Начальник УМУ НИРО |
В течение всего периода |
Программы ДПО, реализуемые по каскадной модели повышения квалификации |
Организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование") |
Стажировки педагогических работников |
ГБОУ ДПО НИРО, ЦНППМ НО, организации ВО НО |
Ответственные сотрудники субъектов РСНМС НО |
В течение всего периода |
Реестр стажировочных / стажерских площадок Нижегородской области |
Построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций |
Организация и проведение процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и IT-компетенций педагогических работников и управленческих кадров |
ЦНППМ НО, ЦНППМ НИРО, региональный методический актив (далее - РМА) |
Руководители ЦНППМ НО |
В течение всего периода |
Диагностика предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и IT-компетенций педагогических работников и управленческих кадров |
|
Сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров |
ЦНППМ НО, ЦНППМ НИРО, РМА |
Руководители ЦНППМ НО |
В течение всего периода |
в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров (в том числе в формате "горизонтального обучения") |
Организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников |
Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников |
ЦНППМ НО, РМА, РУМО |
Руководители ЦНППМ НО |
В течение всего периода |
Методические рекомендации, указания по деятельности отдельных субъектов РСНМС НО Аннотированный каталог научно-методических разработок |
Осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников |
Мероприятия по профилактике профессионального выгорания педагогов |
РУМО |
Председатели секций РУМО |
В течение всего периода |
комплекс типовой организационно-методической документации |
Направление 3 "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования" | |||||
Обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми) |
|
ГБОУ ДПО НИРО, ЦНППМ НО, организации ВО НО |
Ответственные сотрудники субъектов РСНМС НО |
В течение всего периода |
Методические рекомендации, указания по ключевым процессам непрерывного профессионального (педагогического) образования, деятельности отдельных субъектов РСНМС НО |
Ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик |
Ведение базы данных ДПП, реализуемых в Нижегородской области |
ГБОУ ДПО НИРО ЦНППМ НО, ЦНППМ НИРО |
Руководители ЦНППМ НО |
В течение всего периода |
База данных ДПП, реализуемых в Нижегородской области |
|
Ведение базы данных профессиональных педагогических сообществ |
ЦНППМ НИРО |
Руководитель ЦНППМ НИРО |
В течение всего периода |
База данных профессиональных педагогических сообществ |
|
Ведение базы данных передового педагогического опыта |
ЦНППМ НИРО |
Руководитель ЦНППМ НИРО |
В течение всего периода |
База данных передового педагогического опыта |
|
Ведение реестра стажировочных площадок |
ГБОУ ДПО НИРО |
Начальник УМУ НИРО |
В течение всего периода |
Реестр стажировочных площадок |
Информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования |
Информационная кампания об основных тенденциях развития образования |
Все субъекты РСНМС НО |
Ответственные сотрудники субъектов РСНМС НО |
В течение всего периода |
Научно-практические конференции, форумы, круглые столы, мастер-классы и т.д |
Руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов |
Деятельность инновационных площадок по реализации проектов |
ГБОУ ДПО НИРО |
Отдел сопровождения инновационной деятельности и подготовки научно-педагогических кадров ГБОУ ДПО НИРО |
В течение всего периода |
Действующие региональные инновационные площадки |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Нижегородской области от 27 июля 2023 г. N 316-01-63-2073/23 "Об утверждении Положения о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области"
Настоящий приказ включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 27 сентября 2023 г.
N в реестре 23726-316-316-01-63-2073/23
Опубликование:
сетевое издание "Нижегородская правда" (www.pravda-nn.ru) 2 октября 2023 г.