г. Краснодар |
|
20 февраля 2020 г. |
Дело N А32-9027/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Едленко Н.А. (доверенность от 27.04.2018), от заинтересованных лиц - Администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549) - Дорофеева Д.М. (доверенность от 01.07.2019), в отсутствие Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308077190, ОГРН 1022301219940), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А32-9027/2019, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарскому краю в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство), к публично-правовому образованию Краснодарский край в лице Администрации Краснодарского края о взыскании 7 104 664 рублей 50 копеек (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 16.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.11.2019, суд взыскал с публично-правового образования Краснодарский край в лице министерства 7 104 664 рубля 50 копеек, расходы по уплате государственной пошлины и оплате экспертизы. В удовлетворении остальной части требования суд отказал.
Судебные акты мотивированы отсутствием у министерства правовых оснований для отказа в выплате обществу субсидий на покрытие расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот пассажирам при проезде на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края.
В кассационной жалобе министерство просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Министерство указывает, что обществу отказано в предоставлении субсидии в связи нарушением условий порядка предоставления субсидии (общество не представило необходимые документы, в том числе в установленный порядком о предоставлении субсидии срок). После утверждения порядка предоставления субсидий министерство предлагало обществу, в целях приведения ранее заключенных соглашений в соответствие с нормами действующего законодательства, заключить дополнительные соглашения о внесении соответствующих изменений; дополнительные соглашения общество не подписало, изменения не внесены, следовательно, ранее заключенные соглашения не соответствовали нормам порядка предоставления субсидий, что в свою очередь также влечет за собой отказ в их предоставлении.
В отзыве на кассационную жалобу министерства Администрация Краснодарского края просит удовлетворить кассационную жалобу министерства, полагая, что судебные акты являются незаконными и подлежат отмене.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Судебные инстанции исследовали и оценили экспертное заключение от 07.082019 N 423/2019-К, согласно которому в спорном периоде общество недополучило доходы в сумме 7 104 664 рублей 50 копеек, в связи с установлением льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "РЖД" (перевозчик) и Департамент транспорта Краснодарского края (заказчик) заключили договор от 24.08.2015 N 077-15-ДОСС о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края (далее - договор).
Пунктом 1.2. договора предусмотрено, что заказчик обязуется возместить недополученные перевозчиком доходы, при реализации права на льготный проезд обучающихся на железнодорожном транспорте пригородного сообщения за фактически выполненные перевозки по территории Краснодарского края в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Согласно пункту 3.5 договора потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края, определяются как разность между доходами, которые перевозчик мог бы получить в случае применения действующих тарифов, и доходами, полученными перевозчиком в результате предоставления льгот по тарифам.
В силу пункта 6.1. договора, он вступает в силу с 30.06.2015 и действует до 31.12.2015, а в части расчетов между сторонами на период до полного исполнения обязательств по договору.
ОАО "РЖД" (перевозчик) и Департамент Краснодарского края (заказчик) заключили договор от 21.12.2015 N 130-15-ДОСС, пунктом 6.1. которого предусмотрено, что договор вступает в силу с даты подписания и действует с 01.01.2016 до 31.12.2016 включительно, а в части расчетов между сторонами на период до полного исполнения обязательств по договору. Положения договора от 24.08.2015 N 077-15-ДОСС и договора от 21.12.2015 N 130-15-ДОСС аналогичны по содержанию.
В период 2015 - 2016 годы ОАО "РЖД" в лице Южной дирекции скоростного сообщения, структурного подразделения Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД", осуществляло по территории Краснодарского края перевозку пассажиров, пользующихся льготами при проезде железнодорожным транспортом пригородного сообщения, с применением тарифов, установленных Краснодарским краем. Продажа проездных документов льготным категориям пассажиров осуществлялась по поручению общества третьими лицами на основании договоров на оформление проездных документов, заключенных ОАО "РЖД" с АО "СКППК" и АО "КубаньЭкспрессПригород".
В рамках указанных договоров, заключенных ОАО "РЖД" с АО "СКППК" и АО "КубаньЭкспрессПригород", агенты оформляли проездные документы на территории Краснодарского края с 50-процентной скидкой от действующего на территории Краснодарского края тарифа, лицам льготных категорий.
Полагая, что в нарушение обязательств, принятых в рамках договоров от 24.08.2015 N 077-15-ДОСС и 21.12.2015 N 130-15-ДОСС, министерство необоснованно не возместило недополученные ОАО "РЖД" доходы в связи с установлением льгот по тарифам на проезд в сумме 7 146 413 рублей, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приняли законные и обоснованные судебные акты. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу статьи 34 Бюджетного кодекса принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статьей 38 Бюджетного кодекса определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса главный распорядитель бюджетных средств обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечение соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Исходя из пункта 1 статьи 786, статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа; если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяются Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 28 Закона Краснодарского края от 16.07.2013 N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" предусмотрено, что обучающимся общеобразовательных организаций, обучающимся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, предоставляется льгота в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 25.12.2013 N 1537 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациями железнодорожного транспорта, в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края (далее - Порядок).
Таким образом, Краснодарский край принял на себя обязательство по компенсации перевозчикам неполученных доходов в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан при организации их перевозки. Проезд пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Краснодарского края в 2015 - 2016 годах осуществлялся по тарифам, установленным Администрацией Краснодарского края (приказ Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.03.2015 N 1/2015).
Судебные инстанции установили, что ОАО "РЖД" в течение 2015 - 2016 годов осуществляло перевозку пассажиров, пользующихся льготами при проезде на железнодорожном транспорте. Фактическое оказание услуг по перевозке льготной категории пассажиров и размер понесенных истцом расходов, подтвержден представленной в материалы дела первичной документацией (отчетами по форме ЦО-22ф пригород, льготными месячными ведомостями за спорный период с указанием, условного номера льготы, вида льготной категории граждан, номера кассы и ФИО кассира, оформившего льготный билет, маршрута следования пассажиров), что не оспаривается министерством.
Суды указали, что учитывая установление льготного тарифа на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении нормативным актом субъекта Российской Федерации - Краснодарским краем, ответственность за невозмещение или неполное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам на территории Краснодарского края, возлагается на публично-правовое образование Краснодарский край (в лице соответствующих органов).
Предоставление обучающимся Краснодарского края услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования по льготной цене, которые являются социально значимыми и необходимыми для населения услугами, подлежащими оказанию перевозчиком по утвержденным регулярным маршрутам и установленным льготным тарифам в отношении всех, кто имеет на это право. Действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность субъекта компенсировать перевозчику расходы в связи с предоставлением им льгот по провозной плате отдельных категорий пассажиров на основании льготных тарифов, установленных уполномоченным органом субъекта.
В целях определения размера доходов, подлежащих возмещению, судом по делу назначена судебно-бухгалтерская экспертиза. Производство экспертизы поручено экспертам ООО "Центр судебных экспертиз по Южному округу". На разрешение экспертов поставлен следующий вопрос: Какова величина недополученных доходов, возникших в результате установления (применения) льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края за период ноябрь - декабрь 2015 года, январь - июнь и сентябрь 2016 года?
Согласно выводам, изложенным в заключении эксперта от 07.08.2019 N 423/19-к, общество недополучило доходы в результате установления (применения) льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края за период ноябрь - декабрь 2015 года, январь - июнь и сентябрь 2016 года на сумму 7 104 664 рубля 50 копеек. С указанным размером недополученных доходов общество согласилось, что подтверждено в судебном заседании кассационной инстанции его представителем.
Суды признали экспертное заключение от 07.08.2019 N 423/19-к надлежащим доказательством по делу, выполненным в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы относительно достоверности (не достоверности) вывода экспертов, изложенного в заключении от 07.08.2019 N 423/19-к, министерство не привело.
Исполнение обществом возложенной на него обязанности по перевозке льготной категории пассажиров в спорном периоде министерство и администрация не оспаривают, не оспаривают и размер недополученного дохода, указанный в заключении эксперта, что подтверждено представителем администрации в судебном заседании кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно удовлетворили заявленное обществом требование, взыскав в пользу общества с публично-правового образования Краснодарский край в лице министерства 7 104 664 рубля 50 копеек.
Суды исследовали довод министерства о том, что обществу отказано в предоставлении субсидии в связи нарушением пункта 2.3 Порядка (общество не представило необходимые документы, в том числе в установленный порядком о предоставлении субсидии срок) и обоснованно отклонили его с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.07.2017 N 305-ЭС17-5344, согласно которой государственный орган, уполномоченный на выплату субсидий, не вправе ограничиваться формальной констатацией факта нарушения требований Порядка по выплате субсидий, а обязан давать правовую оценку фактическим обстоятельствам исполнения перевозчиком возложенной на него обязанности по перевозке пассажиров, несения им расходов в спорном периоде, совершения действий по их документальному подтверждению.
Судебные инстанции установили, что во исполнение пункта 3.1 с начала 2016 года общество принимало меры к получению субсидии, направляя министерству отчеты и письма; 25.12.2017 общество направило министерству необходимые для предоставления субсидии документы, в том числе отчеты о потерях в доходах за ноябрь и декабрь 2015 года, январь - июнь и сентябрь 2016 года. Письмом от 15.01.2018 N 60-03-105/18 министерство отказало обществу в предоставлении субсидии. Таким образом, с учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, суды обоснованно исходили из того, что о нарушении права на получение субсидии общество узнало в январе 2018 года, поэтому на момент обращения общества в арбитражный суд в феврале 2019 года срок исковой давности не истек.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А32-9027/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяются Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
...
Суды исследовали довод министерства о том, что обществу отказано в предоставлении субсидии в связи нарушением пункта 2.3 Порядка (общество не представило необходимые документы, в том числе в установленный порядком о предоставлении субсидии срок) и обоснованно отклонили его с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.07.2017 N 305-ЭС17-5344, согласно которой государственный орган, уполномоченный на выплату субсидий, не вправе ограничиваться формальной констатацией факта нарушения требований Порядка по выплате субсидий, а обязан давать правовую оценку фактическим обстоятельствам исполнения перевозчиком возложенной на него обязанности по перевозке пассажиров, несения им расходов в спорном периоде, совершения действий по их документальному подтверждению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 февраля 2020 г. N Ф08-176/20 по делу N А32-9027/2019