В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. министра |
А.И. Бовин |
Утверждена
приказом министерства
социальной политики
Нижегородской области
от 07.12.2021 N 905
Программа
профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов министерства социальной политики Нижегородской области по региональному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания
(далее - программа профилактики)
На период: с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г. (краткосрочный - с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г.; плановый - с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2024 г.).
Паспорт
Наименование программы |
Программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденный протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27 марта 2018 г. N 2; Общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680; Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" |
Разработчик программы |
Министерство социальной политики Нижегородской области |
Цели программы |
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание на территории Нижегородской области, включенными в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области и предоставляющими гражданам социальные услуги, предусмотренные индивидуальными программами предоставления социальных услуг, и (или) срочные социальные услуги (далее - контролируемое лицо); - предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере общественных отношений; - повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг контролируемыми лицами |
Задачи программы |
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц; - повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности; - выявление и устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания; - установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных контролируемых лиц и присвоенного им уровня риска, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов; - регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень качества предоставления социальных услуг комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания; - формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной надзорной деятельности; - контроль качества предоставления социальных услуг на предмет соблюдения обязательных требований при исполнении порядков и стандартов предоставления социальных услуг; - повышение квалификации должностных лиц контрольно-надзорного органа; - создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий; - создание системы электронных сервисов, обеспечивающих взаимодействие контрольно-надзорного органа с контролируемыми лицами, в том числе проведение профилактических мероприятий, предоставление необходимой информации контролируемым лицам; - снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на контролируемые лица, в том числе за счет снижения проведения выездных проверок |
Сроки и этапы реализации программы |
Срок реализации: 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г. Первый этап: краткосрочный период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г.; Второй этап: плановый период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2024 г. |
Источники финансирования |
Бюджет Нижегородской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; - минимизация ресурсных затрат всех участников контрольной надзорной деятельности за счет снижения административного давления; - четкое дифференцирования случаев, в которых допустимо, целесообразно и максимально эффективно объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а не проведение внеплановой проверки; - снижение количества нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания; - разработка и внедрение технологий профилактической работы внутри министерства социальной политики Нижегородской области; - обеспечение единообразия понимания предмета контроля контролируемыми лицами |
Структура программы |
I. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики. II. Цели и задачи реализации программы профилактики. III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения. VI. Показатели результативности и эффективности программы профилактики |
I. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
Министерство социальной политики Нижегородской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим возложенные на субъекты Российской Федерации полномочия Российской Федерации в сфере социального обслуживания.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон 442) министерство осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области.
В рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области должностными лицами министерства в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в пределах своей компетенции осуществляется региональный государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых социальных услуг.
Основным федеральным законом, регулирующим социальное обслуживание в Российской Федерации, является Закон 442, который устанавливает основные принципы социального обслуживания, уточняет основные понятия сферы социального обслуживания, определяет формы социального обслуживания, виды социальных услуг и условия их предоставления, определяет перечень полномочий федеральных органов государственной власти, перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данный закон является основополагающим при определении обязательных требований к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области.
Кроме вышеуказанного закона при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области должностные лица министерства руководствуются также следующими нормативными правовыми актами федерального уровня:
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 886н "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержание указанной информации и форма ее предоставления)";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг".
В соответствии с компетенцией, установленной статьей 8 Закона 442, Правительством Нижегородской области принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность поставщиков социальных услуг в части определения порядка и стандарта оказания социальных услуг в стационарной, полустационарной формах социального обслуживания, в форме социального обслуживания на дому, порядка оказания срочных социальных услуг, нормативов штатной численности, норм питания, обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг, зачисления получателей социальных услуг в организации социального обслуживания и т.д.
В целях актуализации содержания во все нормативные правовые акты регионального уровня своевременно вносятся изменения и дополнения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Так, в 2020 году изменения и дополнения внесены в следующие нормативные правовые акты:
постановление Правительства Нижегородской области от 24 декабря 2015 г. N 864 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам" (изменения внесены 31 января 2020 г., 11 февраля 2020 г., 20 мая 2020 г. и 30 сентября 2020 г., согласно которым конкретизированы типы организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам (общего типа и психоневрологического типа); уточнены категории граждан, которым могут предоставляться услуги в стационарных организациях социального обслуживания общего типа; скорректированы период приостановления оказания социальных услуг получателям социальных услуг и основания для расторжения договора о предоставлении социальных услуг и перевода получателя социальных услуг из одной стационарной организации социального обслуживания общего или психоневрологического типа в другую стационарную организацию социального обслуживания общего или психоневрологического типа; в перечень документов, необходимых для зачисления получателя социальных услуг к поставщику социальных услуг, добавлен документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и исключены справки органов местного самоуправления Нижегородской области, жилищно-коммунальных организаций о составе семьи (выписка из домовой (поквартирной книги), из финансового лицевого счета) с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений. Нормативным документом предусмотрена возможность запроса недостающих документов в порядке межведомственного взаимодействия. Также внесены изменения в подушевые нормативы финансирования социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарной форме социального обслуживания за счет средств областного бюджета);
постановление Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. N 377 "О предоставлении социальных услуг поставщиками социальных услуг несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области" (изменения внесены 11 февраля 2020 г., 20 апреля 2020 г. и 26 сентября 2020 г., согласно которым для получения социальных услуг в государственных бюджетных учреждениях "Областной центр социальной помощи семье и детям "Юный нижегородец", "Областной санаторно-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Золотой колос" (Арзамасский район)" и "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями города Арзамаса" на несовершеннолетних получателей социальных услуг дополнительно предоставляется документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета; установлено, что отказаться от предоставления социального обслуживания, социальных услуг имеет право не только получатель социальных услуг, но, в случае необходимости, и его законный представитель, кроме того, внесены изменения в Стандарт социальных услуг стационарного социального обслуживания в соответствии с пунктом 10 статьи 8, статьей 27 Закона 442, статьей 7 Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 г. N 146-З "О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области");
постановление Правительства Нижегородской области от 31 мая 2019 г. N 321 "О предоставлении социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания" (изменения внесены 11 февраля 2020 г. в подушевые нормативы финансирования социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг получателям социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания за счет средств областного бюджета);
постановление Правительства Нижегородской области от 20 октября 2014 г. N 709 "Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области" (изменения внесены 31 января 2020 г., изложив наименование раздела 8 в следующей редакции: "8. Среднесуточный продуктовый набор для организации питания получателей социальных услуг при предоставлении им социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания в центрах социального обслуживания населения, в том числе комплексных (в отделениях дневного пребывания) (режим питания - обед) <*>");
постановление Правительства Нижегородской области от 23 января 2015 г. N 29 "Об утверждении нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Нижегородской области" (изменения внесены 31 января 2020 г. с целью уточнения размера площадей, приходящихся на 1 получателя социальных услуг в Центре социального обслуживания населения, в том числе комплексном (при предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда)).
Наличие вышеуказанных нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление возложенных Российской Федерацией в сфере социального обслуживания полномочий, позволяет министерству в полном объеме осуществлять региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области.
Вышеперечисленные правовые акты внесены в Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области, размещены на официальном сайте министерства: министерство - контрольно-ревизионная деятельность - контрольно-надзорная деятельность, а также в информационной правовой системе "Консультант Плюс" и являются доступными для поставщиков (независимо от организационно-правовой формы) и получателей социальных услуг.
Нормативные правовые акты Нижегородской области, регулирующие правоотношения в сфере социального обслуживания, прошли экспертизу на предмет коррупционной составляющей в соответствии с действующим законодательством. Перечень нормативных правовых актов является полным, исчерпывающим, регулирующим различные аспекты деятельности организаций социального обслуживания, не содержит противоречий и возможен для исполнения подконтрольными субъектами.
В 1 полугодии 2021 года региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области осуществлялся в отношении юридических лиц (государственных учреждений), являющихся поставщиками социальных услуг, включенными в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области являлось соблюдение при осуществлении деятельности поставщиками социальных услуг обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и Нижегородской области в сфере социального обслуживания.
Целью регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области являлось предупреждение нарушений поставщиками социальных услуг обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и Нижегородской области в сфере социального обслуживания, путем выявления, устранения и пресечения данных нарушений.
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в 1 полугодии 2021 года применялись положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон 294).
Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области осуществлялся в виде плановых и внеплановых, в форме документарных проверок (далее - проверки).
Проведение регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в отношении поставщиков социальных услуг включало в себя следующие административные действия:
1) организация проверки:
2) проведение проверки;
3) оформление результатов проверки, составление акта по результатам проведенной проверки, ознакомление с актом представителя (представителей) поставщиков социальных услуг, присутствовавших при проведении проверки;
4) принятие по результатам проверки мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе выдача предписаний об устранении выявленных нарушений и составление протоколов об административном правонарушении.
В случае выявления при проведении проверок нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, должностными лицами министерства, уполномоченными на проведение проверок, выдавались предписания.
В рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в 1 полугодии 2021 года проведено 10 контрольных надзорных мероприятий, из них 9 плановых документарных проверок и 1 внеплановая документарная проверка.
Предметом плановых документарных проверок являлось соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований к:
- нормам питания для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов в стационарной форме социального обслуживания;
- организации деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме по оказанию социально-бытовых услуг в части предоставления площади жилых помещений согласно утвержденным нормативам, по предоставлению социально-психологических услуг;
- организации деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме по оказанию социально-медицинских услуг;
- организации деятельности по оказанию срочных социальных услуг;
- зачислению несовершеннолетних получателей социальных услуг на социальное обслуживание в стационарной форме;
- организации доступной среды для получателей социальных услуг.
По результатам проведенных плановых проверок нарушения выявлены только у одного поставщика из 9 (несоблюдение требований норм питания допущено более чем в 50% позиций продуктов питания). Наличие таких нарушений указывает на отсутствие контроля поставщиком социальных услуг за установлением норм питания и соблюдением требований действующего законодательства.
В целях осуществления контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в части выполнения норм питания проведена 1 внеплановая проверка, в ходе которой установлено исполнение предписания в полном объеме.
Устранение выявленных нарушений способствовало повышению качества предоставления гражданам социальных услуг и соблюдению их прав на получение качественного социального обслуживания.
В целом контрольные надзорные мероприятия проведены министерством с соблюдением прав организаций, в соответствии с законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Действия должностных лиц министерства при проведении проверок не обжаловались.
По результатам проверок должностными лицами министерства, проводящими проверку, составлялся акт проверки. Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых направлялся руководителю поставщика социальных услуг.
Меры прокурорского реагирования к должностным лицам министерства в связи с их действиями не применялись.
Случаев невозможности проведения плановых проверок в 1 полугодии 2021 года, а также воспрепятствования законной деятельности должностных лиц по проведению проверок или уклонение от проверок со стороны проверяемых организаций не было.
Проверки, результаты которых были отменены в связи с наличием грубых нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отчетном периоде отсутствовали. Информация о показателях работы министерства размещена на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Факты оспаривания в суде организациями оснований и результатов проведения в отношении них мероприятий по контролю отсутствовали.
Проверки, результаты которых признаны недействительными, в отчетном периоде отсутствовали.
Также в ходе проведения проверок в деятельности поставщиков социальных услуг нарушений обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, не выявлено.
При осуществлении государственного регионального контроля (надзора) административные штрафы не налагались.
Материалы о выявленных нарушениях в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел не передавались.
В связи с внесением изменений в статью 33 Закона 442 сменился вид и предмет регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
Согласно вышеуказанным изменениям с 1 июля 2021 г. предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, требований Закона 442, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания.
На основании абзаца 15 подпункта "а" пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" приказом министерства внесено изменение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год в части исключения из плана проверок государственных учреждений. Данный приказ направлен в прокуратуру Нижегородской области.
Текущий уровень развития профилактических мероприятий, характеристика проблем, на решение которых направлена программа
Во исполнение статьи 8.2 Закона 294, Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27 марта 2018 г. N 2, Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680, Ведомственная программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденная приказом министерства от 18 декабря 2020 г. N 805 (размещена на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), в части запланированных на 2021 год мероприятий успешно реализована.
В рамках профилактики предупреждения нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказом министерства от 13 августа 2020 г. N 455 "Об отнесении объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области к категориям риска и включении их в перечни объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области, которым присвоены категории риска" объекты регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области отнесены к категориям риска и включены в Перечни объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области, которым присвоены категории риска: высокий, значительный, низкий риск.
На постоянной основе проводится мониторинг Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащего обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области, в том числе на наличие нормативных правовых актов, требующих исключения по причине утраты их актуальности, содержащих дублирующие и избыточные обязательные требования.
На официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для всех желающих реализована возможность внести замечания и предложения, в том числе по Перечню правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области.
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством:
- ежеквартального проведения публичных обсуждений с руководителями поставщиков социальных услуг, размещения результатов проведенных выступлений на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (например: результаты рассмотрения анкет; пресс-релиз; ответы на вопросы, заданные в ходе мероприятия; презентации докладов выступающих);
- размещения на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
а) руководств по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в отношении поставщиков социальных услуг ("Как делать нужно");
б) разъяснений о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты по мере их вступления в силу;
в) обобщенных правоприменительных практик при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в отношении поставщиков социальных услуг ("Как делать нельзя");
- проведения индивидуальных консультаций с поставщиками социальных услуг.
В связи с тем что с 1 июля 2021 г. объектом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания стали негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание, в отношении которых в соответствии с Законом 294 не осуществлялись контрольные (надзорные) мероприятия, основные проблемы, на решение которых будет направлена программа профилактики: формирование модели социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц и единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной надзорной деятельности посредством проведения информирования, консультирования, публичных обсуждений, выдачи предостережений и обязательных профилактических визитов.
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
Целями проведения профилактической работы являются:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере общественных отношений;
- повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг.
Для достижения основных целей профилактической работы необходимо решение следующих задач:
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности;
- выявление и устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания;
- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных контролируемых лиц и присвоенного им уровня риска, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень качества предоставления социальных услуг комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной надзорной деятельности;
- контроль качества предоставления социальных услуг на предмет соблюдения обязательных требований при исполнении порядков и стандартов предоставления социальных услуг;
- повышение квалификации должностных лиц контрольного (надзорного) органа;
- создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- создание системы электронных сервисов, обеспечивающих взаимодействие контрольного (надзорного органа) с контролируемыми лицами, в том числе проведение профилактических мероприятий, предоставление необходимой информации контролируемым лицам;
- снижение издержек контрольной (надзорной) деятельности и административной нагрузки на контролируемых лиц, в том числе за счет снижения проведения выездных проверок.
Основные этапы:
1. Первый этап (краткосрочный период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г.):
1) развитие каналов "обратной связи" с контролируемыми лицами и разработка необходимых дополнительных каналов такой связи (электронные формы "обратной связи") для непосредственного получения, накопления и анализа информации по проблемным вопросам применения обязательных требований и осуществления процедур контроля;
2) совершенствование кадрового и технического обеспечения проведения аналитической работы по мониторингу и определению состояния контролируемых лиц, выявлению текущих и потенциальных факторов риска угрозы причинения либо причинения ущерба качеству жизни, здоровью граждан, по оценке вклада профилактической деятельности в повышение качества предоставляемых гражданам социальных услуг, определению направлений совершенствования применяемого профилактического инструментария или внедрению нового;
3) применение риск-ориентированного подхода при планировании мероприятий по контролю (надзору);
4) принятие организационно-правовых мер по обеспечению единства правоприменительной практики, в том числе по:
- формированию и ведению Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
- использованию проверочных листов (списков контрольных вопросов), в том числе для целей самопроверки контролируемых лиц;
- информированию контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований;
- проведению обязательных профилактических визитов;
- размещению информации по вопросам соблюдения обязательных требований на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- объявлению предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
- реализации порядка и механизмов досудебного (внесудебного) обжалования;
5) проведение на постоянной основе с контролируемыми лицами общего и индивидуального консультирования относительно процедур контроля (надзора), соблюдения обязательных требований;
6) внедрение информационных технологий, необходимых для функционирования электронных инструментов профилактики.
2. Второй этап (плановый период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2024 г.):
1) совершенствование механизмов аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения, расширения и диверсификации подходов к осуществлению профилактической деятельности;
2) организационная интеграция элементов профилактической деятельности в состав процессов осуществления контрольной (надзорной) деятельности;
3) периодический анализ зарубежного опыта и опыта субъектов Российской Федерации в части профилактики нарушений обязательных требований с целью выявления актуальных и эффективных подходов к осуществлению профилактической деятельности и внедрения их в собственную практику.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Для профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям будут реализованы мероприятия, перечень, сроки и периодичность проведения которых определены Приложениями N 1 и N 2 к настоящей программе профилактики.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Результаты реализации и оценка эффективности профилактической деятельности отражаются в отчетном докладе об итогах выполнения программы профилактики.
В целях оценки результативности проводимых профилактических мероприятий используются следующие количественные и качественные показатели:
- количество проведенных профилактических мероприятий;
- количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
- доля лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества контролируемых лиц);
- сокращение количества контрольных (надзорных) мероприятий при увеличении профилактических мероприятий с целью улучшения состояния деятельности контролируемых лиц.
Непосредственные результаты:
- информирование контролируемых лиц путем размещения в открытом доступе на официальном сайте министерства в сети "Интернет" в разделе "контрольно-надзорная деятельность":
правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
перечня показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан;
программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов и сведений о ее реализации;
материалов публичных обсуждений правоприменительной практики;
руководств по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
обобщенной правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
материалов по процедуре электронного досудебного обжалования решений органов контроля (надзора);
иных материалов;
- вовлечение в регулярное взаимодействие, конструктивное сотрудничество контролируемых лиц с контрольным (надзорным) органом (до 100% контролируемых лиц);
- обеспечение единообразных подходов к применению обязательных требований законодательства.
Показатели эффективности:
- минимизация ресурсных затрат всех участников контрольной (надзорной) деятельности за счет снижения административного давления, четкого дифференцирования случаев, в которых допустимо, целесообразно и максимально эффективно объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а не проведение внеплановой проверки. Данный показатель не поддается прогнозированию;
- снижение количества нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания на 30%.
Приложение N 1
к Программе профилактики
рисков причинения вреда
охраняемым законом ценностям
План-график
профилактических мероприятий на 2022 г. (с перечнем мероприятий)
N |
Наименование мероприятия |
Форма мероприятия |
Периодичность проведения |
Адресаты мероприятия |
Ожидаемые результаты проведенных мероприятий |
1. |
Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований |
1.1. Размещение соответствующих сведений на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
По мере внесения изменений в нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания в течение 2022 года |
Контролируемые лица |
Предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований контролируемыми лицами |
1.2. Оказание информационной поддержки контролируемым лицам посредством электронной почты |
В течение 2022 года |
Контролируемые лица |
Предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований контролируемыми лицами |
||
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
2.1. Проведение публичных обсуждений правоприменительной практики |
Ежеквартально, в течение 2022 года |
Контролируемые лица |
Обеспечение единообразных подходов к применению обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, повышение качества предоставления социальных услуг, открытость и доступность информации, стимулирование добросовестности контролируемых лиц, профилактика рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям |
2.2. Подготовка руководств по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания и их размещение на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
Ежеквартально, в течение 2022 года |
Должностные лица министерства, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, контролируемые лица |
Обеспечение единообразия правоприменительной практики, исполнение должностными лицами министерства, осуществляющими региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, контролируемыми лицами рекомендуемых мер по соблюдению обязательных требований, повышение качества предоставления социальных услуг контролируемыми лицами |
||
2.3. Подготовка обобщенных правоприменительных практик при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания и их размещение на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
Ежеквартально, в течение 2022 года |
Должностные лица министерства, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, контролируемые лица |
Повышение качества предоставления социальных услуг контролируемыми лицами |
||
2.4. Подготовка ежегодного доклада об итогах реализации программы профилактики, направленной на предупреждение нарушения обязательных требований в 2021 году |
В соответствии с установленным координатором сроком |
Должностные лица министерства, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, контролируемые лица |
Повышение качества предоставления социальных услуг контролируемыми лицами, определение эффективности органа контроля (надзора) |
||
2.5. Подготовка ежегодного доклада о правоприменительной практике |
Не позднее 20 января 2022 г. |
Должностные лица министерства, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, контролируемые лица |
Обеспечение единообразных подходов к применению обязательных требований |
||
2.6. Обобщение и анализ результатов контрольно-надзорной деятельности с классификацией типичных нарушений обязательных требований |
По итогам полугодий 2022 года |
Контролируемые лица |
Определение направлений корректировки деятельности контролируемых лиц |
||
2.7. Общая оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий по итогам 2021 года |
Не позднее 1 марта 2022 г. |
Контролируемые лица |
Создание мотивации контролируемых лиц к добросовестному поведению, направленному на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
||
3. |
Объявление предостережения |
3.1. Вынесение предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемыми лицами при проведении профилактических мероприятий |
В течение 2022 года |
Контролируемые лица |
Повышение качества предоставления социальных услуг контролируемыми лицами |
4. |
Консультирование по следующим вопросам: а) профилактика рисков нарушения обязательных требований; б) соблюдение обязательных требований в сфере социального обслуживания; в) порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора); г) порядок обжалования решений министерства |
4.1. Осуществляется в письменной форме при письменном обращении контролируемых лиц, в устной форме - по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия |
По мере поступления обращений контролируемых лиц |
Контролируемые лица |
Предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований контролируемыми лицами, повышение качества предоставления социальных услуг, адресное предоставление контролируемым лицам рекомендаций по поставленным ими вопросам соблюдения обязательных требований, по разрешению сложных правовых ситуаций, распространение образцов эффективного, законопослушного поведения |
5. |
Профилактический визит в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания и в отношении контролируемых лиц, отнесенных к категории высокого риска |
5.1. Профилактическая беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи |
Не реже одного раза в полугодие в течение 2022 года |
Контролируемые лица |
Предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований контролируемыми лицами, повышение качества предоставления социальных услуг контролируемыми лицами |
Приложение N 2
к Программе профилактики
рисков причинения вреда
охраняемым законом ценностям
Предварительный план-график
профилактических мероприятий на 2023 - 2024 годы (с перечнем мероприятий)
N |
Наименование мероприятия |
Форма мероприятия |
Периодичность проведения |
Адресаты мероприятия |
Ожидаемые результаты проведенных мероприятий |
1. |
Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований |
1.1. Размещение соответствующих сведений на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
По мере внесения изменений в нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания в течение 2023 и 2024 гг. |
Контролируемые лица |
Предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований контролируемыми лицами |
1.2. Оказание информационной поддержки контролируемым лицам посредством электронной почты |
В течение 2023 и 2024 гг. |
Контролируемые лица |
Предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований контролируемыми лицами |
||
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
2.1. Проведение публичных обсуждений правоприменительной практики |
Ежеквартально, в течение 2023 и 2024 гг. |
Контролируемые лица |
Обеспечение единообразных подходов к применению обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, повышение качества предоставления социальных услуг, открытость и доступность информации, стимулирование добросовестности контролируемых лиц, профилактика рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям |
2.2. Подготовка руководств по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания и их размещение на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
Ежеквартально, в течение 2023 и 2024 гг. |
Должностные лица министерства, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, контролируемые лица |
Обеспечение единообразия правоприменительной практики, исполнение должностными лицами министерства, осуществляющими региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, контролируемыми лицами рекомендуемых мер по соблюдению обязательных требований, повышение качества предоставления социальных услуг контролируемыми лицами |
||
2.3. Подготовка обобщенных правоприменительных практик при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания и их размещение на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
Ежеквартально, в течение 2023 и 2024 гг. |
Должностные лица министерства, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, контролируемые лица |
Повышение качества предоставления социальных услуг контролируемыми лицами |
||
2.4. Подготовка ежегодного доклада об итогах реализации программы профилактики, направленной на предупреждение нарушения обязательных требований в 2023 и 2024 гг. |
В соответствии с установленным координатором сроком |
Должностные лица министерства, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, контролируемые лица |
Повышение качества предоставления социальных услуг контролируемыми лицами, определение эффективности органа контроля (надзора) |
||
2.5. Подготовка ежегодного доклада о правоприменительной практике |
Не позднее 20 января 2023 и 2024 гг. |
Должностные лица министерства, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, контролируемые лица |
Обеспечение единообразных подходов к применению обязательных требований |
||
2.6. Обобщение и анализ результатов контрольно-надзорной деятельности с классификацией типичных нарушений обязательных требований |
По итогам полугодий 2023 и 2024 гг. |
Контролируемые лица |
Определение направлений корректировки деятельности контролируемых лиц |
||
2.7. Общая оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий по итогам 2022 и 2023 гг. |
Не позднее 1 марта 2023 г. за 2022 г., 1 марта 2024 г. за 2023 г. |
Контролируемые лица |
Создание мотивации контролируемых лиц к добросовестному поведению, направленному на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
||
3. |
Объявление предостережения |
3.1. Вынесение предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемыми лицами при проведении профилактических мероприятий |
В течение 2023 и 2024 гг. |
Контролируемые лица |
Повышение качества предоставления социальных услуг контролируемыми лицами |
4. |
Консультирование по следующим вопросам: а) профилактика рисков нарушения обязательных требований; б) соблюдение обязательных требований в сфере социального обслуживания; в) порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора); г) порядок обжалования решений министерства |
4.1. Осуществляется в письменной форме при письменном обращении контролируемых лиц, в устной форме - по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия |
По мере поступления обращений контролируемых лиц |
Контролируемые лица |
Предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований контролируемыми лицами, повышение качества предоставления социальных услуг, адресное предоставление контролируемым лицам рекомендаций по поставленным ими вопросам соблюдения обязательных требований, по разрешению сложных правовых ситуаций, распространение образцов эффективного, законопослушного поведения |
5. |
Профилактический визит в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания и в отношении контролируемых лиц, отнесенных к категории высокого риска |
5.1. Профилактическая беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи |
Не реже одного раза в полугодие в течение 2023 и 2024 гг. |
Контролируемые лица |
Предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований контролируемыми лицами, повышение качества предоставления социальных услуг контролируемыми лицами |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области от 7 декабря 2021 г. N 905 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Опубликование:
-