В целях разработки проекта областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. N 28-з "О бюджетном процессе"
Постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Правительству области при разработке проекта областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов обеспечить соблюдение Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
3. Указ вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
М.Я. Евраев |
Утверждены
указом Губернатора области
от 28.09.2023 N 247
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 26 июня 2008 г. N 28-з "О бюджетном процессе". При подготовке учитывались итоги реализации задач, поставленных на период до 2023 года, приоритеты на ближайшую перспективу, проблемы, над решением которых предстоит работать в планируемом трехлетнем периоде, и положения следующих документов:
- постановление Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года";
- указ Губернатора области от 26.08.2022 N 224 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов";
- отчет Губернатора области "О результатах деятельности Правительства Ярославской области за 2022 год".
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов являются базой для формирования областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов и определяют стратегию действий Правительства области в части доходов, расходов областного бюджета и межбюджетных отношений.
Базовым принципом бюджетной и налоговой политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета. Основные цели бюджетной и налоговой политики Ярославской области: повышение доходной части областного бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений, решение текущих задач и задач развития в соответствии с постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года".
2. Основные итоги бюджетной политики 2022 года - начала 2023 года
В 2022 году экономическая политика Ярославской области, как и Российской Федерации в целом, была ориентирована на предотвращение влияния на развитие отраслей экономики и финансового сектора изменения геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации, социальную защиту граждан, а также на поддержание условий для развития региональной экономики.
Своевременно принятые в 2021 году меры по снижению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и социальной сферы области продолжили действовать и в 2022 году, что привело к устойчивому исполнению областного бюджета в 2022 году. Все принятые в Ярославской области социальные обязательства исполнены своевременно и в полном объеме. Кроме того, удалось значительно активизировать усилия, направленные на развитие региона по всем отраслям, в том числе в части активного участия в реализации национальных проектов.
Основными итогами реализации бюджетной политики в 2022 году и в начале 2023 года являются:
- безусловное выполнение социальных обязательств Ярославской области;
- участие в реализации национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- обеспечение реализации указов Президента Российской Федерации в части сохранения достигнутого соотношения оплаты труда в сферах образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения;
- совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Ярославской области;
- разработка и внедрение критериев адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в целях оказания поддержки наиболее социально незащищенным категориям граждан;
- соблюдение нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления;
- формирование областного бюджета в программном формате;
- недопущение кредиторской задолженности по заработной плате и социальным выплатам;
- модернизация государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система управления бюджетным процессом "Электронный бюджет Ярославской области" в части автоматизации процессов формирования и ведения государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и отчетов об исполнении социальных заказов с целью расширения функциональных возможностей единой системы управления бюджетным процессом в части автоматизации процессов заключения соглашений и механизмов социального заказа; обеспечение возможности выгрузки информации об утвержденных социальных заказах на единый портал бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- развитие практики оформления и опубликования информации об областном бюджете и отчете об исполнении областного бюджета в доступной для граждан форме;
- повышение открытости бюджетного процесса и информированности жителей области о состоянии финансово-бюджетной сферы области путем организации онлайн-трансляции публичных слушаний по исполнению областного бюджета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещения информации об областном бюджете в социальных сетях.
3. Основные задачи и направления бюджетной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
3.1. В связи с введением санкций со стороны ряда стран в отношении Российской Федерации и ограничением ведения внешнеэкономической деятельности, которые оказали влияние на деятельность юридических и физических лиц, Правительство области оперативно разрабатывает и принимает специальные меры поддержки промышленности и предпринимательства.
По мере стабилизации экономической ситуации основной целью бюджетной политики станет постепенный возврат региона к налоговому и финансовому климату, существовавшему до введения ограничительных мер.
3.2. Первоочередными задачами и направлениями бюджетной политики на трехлетний период являются:
3.2.1. Достижение целей и решение задач, определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года, поручениями Президента Российской Федерации, а также Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в рамках реализации национальных и федеральных проектов.
3.2.2. Реализация региональных проектов.
В целях повышения качества жизни населения области планируется продолжить реализацию региональных проектов, направленных на поддержку семей с детьми, формирование ответственного отношения населения к здоровью, а также на благоустройство дворовых территорий: "Наши дворы", "Привет, малыш!", "Шаг к здоровью", "Подарок первокласснику" и другие проекты.
3.2.3. Сохранение уровня расходных обязательств Ярославской области по всем первоочередным и социально значимым направлениям.
В условиях изменения геополитической обстановки, ухудшения экономической ситуации, оказывающих влияние на развитие отраслей экономики и финансового сектора, решение данной задачи позволит сохранить необходимый уровень финансового обеспечения расходов областного бюджета, формирующий качество жизни жителей области, а также создать условия для дальнейшего восстановления экономической активности.
3.2.4. Обеспечение сбалансированности областного бюджета.
Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области при формировании проекта областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов необходимо принять меры, направленные на ограничение дефицита и снижение долговой нагрузки областного бюджета, что позволит создать условия для экономической и социальной стабильности в области.
3.2.5. Приоритизация и повышение эффективности бюджетных расходов.
Повышение эффективности бюджетных расходов и устойчивости областного бюджета достигается за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств.
3.2.6. Сохранение долгосрочной устойчивости бюджетной системы Ярославской области.
Несмотря на трехлетний формат бюджетных проектировок, реализация бюджетной политики Ярославской области должна осуществляться с учетом прогнозируемых на долгосрочный период рисков развития экономики, рисков сбалансированности областного бюджета, с применением адекватных мер по их минимизации.
Бюджетная политика как составная часть экономической политики региона нацелена на повышение уровня и качества жизни населения через повышение уровня экономического развития и реализуется по основным направлениям, определенным постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года":
- экономика (развитие экономического потенциала региона);
- социальная сфера (развитие человека, объектов социальной инфраструктуры, системы региональной безопасности и других социальных систем и механизмов);
- инфраструктура (развитие инфраструктуры для региональной экономики и социальных отраслей);
- государственное управление и цифровая трансформация (развитие системы управления регионом, развитие потенциала государственных гражданских и муниципальных служащих, достижение высокой степени "цифровой зрелости" основных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления).
Для развития экономики региона необходимо создать условия для притока инвестиций, повышать привлекательность Ярославской области не только для отдельных производств, а комплексно, постоянно усиливать позиции региона в конкурентной борьбе за инвесторов.
3.2.7. Осуществление мониторинга и контроля за эффективным использованием бюджетных средств.
Проведение мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета способствует снижению нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, повышению эффективности бюджетных расходов, стимулированию субъектов бюджетного планирования к повышению качества выполнения бюджетных процедур, своевременной оценке и минимизации бюджетных рисков, а также повышению финансовой дисциплины.
3.3. В целях недопущения дифференциации уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований области и обеспечения их платежеспособности планируется продолжить практику предоставления местным бюджетам нецелевой финансовой помощи в объеме, достаточном для достижения указанных результатов.
Плановое определение объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов будет произведено, как и в предыдущие годы, на основе расчетных показателей налогового потенциала муниципальных образований области, прогнозируемого поступления неналоговых доходов и общей стоимости предоставления муниципальных услуг.
В целях оперативного решения проблем, возникающих в ходе исполнения местных бюджетов, планируется продолжить практику предоставления дотаций по отдельным решениям Правительства области.
3.4. Политика в сфере управления государственным долгом Ярославской области будет определена в соответствии с основными направлениями государственной долговой политики Ярославской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, разработанными в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3.5. Расходы, связанные со строительством объектов социальной сферы, строительством и реконструкцией дорожной и коммунальной инфраструктуры, а также приобретением жилых помещений для отдельных категорий граждан, установленных законодательством, в муниципальную и областную собственность, будут осуществляться в рамках адресной инвестиционной программы Ярославской области.
3.6. В рамках расширения доступа негосударственных организаций к бюджетным средствам планируется:
- совершенствование регионального законодательства в части предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
- реализация апробации механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" в отраслях социального обслуживания и туризма.
3.7. В рамках цифрового государственного управления планируется:
- цифровая трансформация, достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления, увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде;
- цифровизация деятельности органов государственной власти в части создания информационного массива данных, обеспечения взаимодействия между участниками, создания консолидированной системы;
- модернизация государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система управления бюджетным процессом "Электронный бюджет Ярославской области" с целью расширения функциональных возможностей единой системы управления бюджетным процессом в части автоматизации процессов заключения соглашений, механизмов социального заказа и перехода на новую систему управления государственными программами.
3.8. В рамках повышения прозрачности и открытости бюджетного планирования продолжается работа по широкому вовлечению граждан в процесс обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, осуществлению общественного контроля их эффективности и результативности.
Опрос граждан, проведенный на портале народного правительства Ярославской области, выявил мнение населения по вопросам формирования проекта областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов:
- увеличение налоговой базы за счет создания условий для развития промышленности и предпринимательства в регионе будет способствовать увеличению доходной части областного бюджета;
- поступающие в областной бюджет дополнительные доходы необходимо направлять на строительство и ремонт дорог, ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, финансирование отраслей социальной сферы;
- наиболее благоприятное влияние на качество жизни населения оказывают проекты "Наши дворы" и "Шаг к здоровью".
Более чем две трети опрошенных считают целесообразным привлечение негосударственных организаций для развития социальной сферы.
4. Формирование региональной налоговой политики 2022 года - начала 2023 года
Налоговая политика Ярославской области ориентирована на стимулирование инвестиций, расширение доходной базы бюджета, развитие малого предпринимательства, социальную поддержку граждан.
Основные инструменты для реализации обозначенных направлений развития: эффективное налоговое стимулирование в форме предоставления налоговых льгот, инвестиционных вычетов, пониженных налоговых ставок и обеспечение полноты формирования налоговой базы за счет вовлечения в налоговый оборот всех установленных законом объектов налогообложения.
В соответствии с федеральными нормативными правовыми актами в Ярославской области принято постановление Правительства области от 01.10.2019 N 699-п "Об утверждении Порядка оценки налоговых расходов Ярославской области и формирования перечня налоговых расходов Ярославской области". Результаты оценки служат основанием для принятия решений о сохранении, уточнении или отмене льгот, признанных неэффективными.
За период 2022, 2023 годов Законом Ярославской области от 6 июня 2022 г. N 24-з "О внесении изменений в статью 1 Закона Ярославской области "О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области" и статью 4 Закона Ярославской области "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах", Законом Ярославской области от 28 ноября 2022 г. N 59-з "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах", Законом Ярославской области от 26 декабря 2022 г. N 81-з "О внесении изменения в статью 1.1 Закона Ярославской области "О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области" установлены (продлены) налоговые льготы:
- региональным организациям (отделениям) общероссийских общественных организаций инвалидов - до 01 января 2024 года продлена пониженная ставка по налогу на прибыль организаций;
- инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, и управляющим компаниям, реализующим инвестиционные проекты регионального значения по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков на территории Ярославской области, - до 01 января 2024 года продлена пониженная ставка по налогу на прибыль организаций;
- индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным впервые и осуществляющим деятельность в сфере сельского хозяйства, обрабатывающего производства, образования, научных исследований и иных сферах, - до 01 января 2025 года продлены налоговые каникулы (возможность применения нулевой ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налогу по патентной системе налогообложения);
- налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным впервые и осуществляющим деятельность по предоставлению мест для временного проживания, - установлена ставка в размере 0 процентов по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
- организациям и индивидуальным предпринимателям, уплачивавшим в 2020 году налог на вмененный доход, - на 2023 год продлены пониженные ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (10 процентов и 4 процента);
- организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере информационно-коммуникационных технологий, - с целью комплексной поддержки в рамках программы, реализуемой Правительством Российской Федерации, на налоговые периоды 2022 - 2024 годов установлены пониженные ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (1 процент и 5 процентов);
- налогоплательщикам, осуществляющим финансирование строительства межпоселковых газопроводов и распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям, - продлено на 2023 год действие льготы по налогу на имущество организаций.
В целях повышения уровня социальной поддержки отдельных категорий военнослужащих гражданам, участвующим в специальной военной операции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", предоставлены льготы по транспортному налогу.
За период 2022, 2023 годов произведена оценка эффективности налоговых расходов, осуществляемых в форме налоговых льгот.
По состоянию на 01 июля 2023 года региональные налоговые льготы установлены для 28 категорий налогоплательщиков. Сумма налоговых расходов за 2022 год составила 2 438,0 млн рублей, в том числе:
- 1 342,1 млн рублей (55 процентов от общего объема) - по налогу на имущество организаций в соответствии с Законом Ярославской области от 15 октября 2003 г. N 46-з "О налоге на имущество организаций в Ярославской области";
- 155,7 млн рублей (6,4 процента от общего объема) - по транспортному налогу в соответствии с Законом Ярославской области от 5 ноября 2002 г. N 71-з "О транспортном налоге в Ярославской области";
- 697,1 млн рублей (28,6 процента от общего объема) - в соответствии с Законом Ярославской области от 30 ноября 2005 г. N 69-з "О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области";
- 243,0 млн рублей (10 процентов от общего объема) - по налогу на прибыль организаций в соответствии с Законом Ярославской области от 15 октября 2003 г. N 45-з "О ставках налога на прибыль организаций".
Правом на налоговые преференции воспользовались 318 организаций, находящихся на общей системе налогообложения, 1 492 организации (в том числе индивидуальные предприниматели), применяющие специальные налоговые режимы, 106 672 физических лица.
Исходя из целей, для достижения которых установлены налоговые льготы, налоговые расходы распределяются на следующие категории:
- социальные - способствующие снижению налоговой нагрузки населения или направленные на создание благоприятных условий для оказания услуг в социальной сфере, повышение их качества и доступности;
- стимулирующие - направленные на развитие предпринимательской и инвестиционной деятельности, в дальнейшем обеспечивающие рост доходной базы бюджетов;
- технические, целью которых является устранение встречных потоков бюджетных средств.
Наибольшая сумма налоговых расходов - это льготы инвестиционного характера - 708,2 млн рублей, в том числе:
- льготы инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, и управляющим компаниям, реализующим инвестиционные проекты регионального значения по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков на территории Ярославской области, - 453,7 млн рублей;
- льготы резидентам территорий опережающего развития (далее - ТОР), создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Ярославской области, - 221,8 млн рублей;
- льготы резидентам индустриальных (промышленных) парков Ярославской области - 32,7 млн рублей.
Ярославская область входит в число инвестиционно привлекательных регионов России. Одно из ключевых направлений инвестиционного развития - создание ТОР. По состоянию на 01 июня 2023 года Министерством экономического развития Российской Федерации в реестр резидентов ТОР на территории Ярославской области включены 27 организаций, в основном осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающего производства.
По состоянию на 31 декабря 2022 года создано более 1 500 новых рабочих мест, объем осуществленных резидентами ТОР инвестиций составил 5 560,85 млн рублей, выручка резидентов ТОР от реализации произведенных в рамках соглашений товаров, работ и услуг (накопительным итогом) составила 15 405,42 млн рублей.
Общий объем государственной поддержки в виде льгот по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций за 2022 год составил 221,8 млн рублей.
По данным отчетности, в I квартале 2023 года создано 100 новых рабочих мест, объем осуществленных резидентами ТОР инвестиций составил 629,3 млн рублей, общий объем государственной поддержки в виде налоговых льгот за I квартал 2023 года - 107,1 млн рублей.
В целях повышения инвестиционной привлекательности ТОР на федеральном уровне прорабатывается вопрос продления льготы по уплате страховых взносов для резидентов девяти ТОР, в том числе для резидентов ТОР "Тутаев". Это поможет привлечь дополнительные инвестиции в регион, создать новые рабочие места, диверсифицировать монопрофильную структуру экономики моногородов.
В соответствии с действующим законодательством на территории области продолжает осуществляться государственная поддержка реализации приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области и инвестиционных проектов по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков.
На начало 2023 года в перечне приоритетных инвестиционных проектов и реестре инвестиционных проектов по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков, формируемых на основании Закона Ярославской области от 19 декабря 2005 г. N 83-з "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области", содержится 8 проектов, имеющих право на получение государственной поддержки, с общим объемом инвестиционных затрат 53,9 млрд рублей.
Сумма налоговых платежей, начисленных в консолидированный бюджет области по данным проектам, составила за 2022 год 727,2 млн рублей. Объем государственной поддержки за счет средств областного бюджета - 453,7 млн рублей.
В результате реализации приоритетных инвестиционных проектов в 2022 году создано 188 новых рабочих мест, отчисления во внебюджетные фонды составили 336,1 млн рублей.
В течение 2022 года проводилась работа по развитию механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2022 г. N 1602 "О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений" были разработаны региональные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оценки, заключения и мониторинга соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
Сумма налоговых льгот, предоставленных субъектам малого предпринимательства, составила в 2022 году 723,3 млн рублей, в том числе:
- 204,2 млн рублей - пониженные ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для организаций и предпринимателей, осуществляющих деятельность в отдельных отраслях экономики (сельское хозяйство, обрабатывающее производство, строительство, транспортировка и хранение и иные отрасли);
- 22,9 млн рублей - налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей;
- 450,0 млн рублей - пониженные ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для организаций, уплачивавших до 2021 года единый налог на вмененный доход;
- 26,2 млн рублей - пониженные ставки налога на имущество организаций для налогоплательщиков, уплачивающих налог исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства;
- 20,0 млн рублей - пониженные ставки налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся правообладателями российских программ для электронных вычислительных машин или баз данных.
Значительное влияние на развитие малого бизнеса оказало реформирование налогообложения на федеральном уровне. Это касается отмены единого налога на вмененный доход, изменения параметров патентной системы налогообложения, установления возможности применения налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при превышении установленного предельного размера полученного дохода и численности сотрудников, введения налога на профессиональный доход и т.п.
Поступление налогов на совокупный доход, плательщиками которых являются субъекты малого предпринимательства, в 2022 году составило 6 673,7 млн рублей, что больше значений предыдущего года на 24,5 процента. Налоговыми льготами, установленными законами Ярославской области, воспользовались 1 492 налогоплательщика.
Введение на территории Ярославской области специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" способствует легализации доходов самозанятых граждан. Количество плательщиков налога на профессиональный доход ежемесячно увеличивается и по состоянию на 31 июля 2023 года составляет более 56 000 человек.
Патентную систему налогообложения в 2022 году применяли 11 572 индивидуальных предпринимателя, выдано 17 632 патента, размер потенциально возможного к получению годового дохода - 10,4 млрд рублей. В целях поддержки малого бизнеса размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, сохраняются на уровне, установленном в 2020 году.
Продолжена работа по инвентаризации объектов недвижимости (в том числе земельных участков) для формирования достоверного и оптимального перечня объектов для исчисления налога на имущество по кадастровой стоимости.
В период с 01 января 2022 года по 01 апреля 2023 года исследовано 1,7 млн объектов, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости. Устранены несоответствия и противоречия в отношении 356 объектов. Общая сумма согласованного налогового резерва составила 4,03 млн рублей.
Осуществлены мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости":
- зарегистрированы права на 18 540 объектов;
- в отношении 121 объекта приняты решения о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов. Сведения о правообладателях внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
- в отношении 71 объекта подготовлены проекты решений.
Прогноз увеличения начислений налогов на имущество за счет вовлечения указанных объектов недвижимости в налоговый оборот составляет 17,9 млн рублей.
В рамках мероприятий по расширению перечня объектов капитального строительства, в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество определяется как их кадастровая стоимость, произведен анализ сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Проведено обследование фактического использования 58 объектов капитального строительства.
По результатам проведенных мероприятий в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество определяется как их кадастровая стоимость, на 2023 год дополнительно включено 56 объектов недвижимости. Прогноз увеличения начислений налога на имущество ориентировочно 19,2 млн рублей. На 2024 год дополнительно подлежит включению в указанный перечень 7 объектов, прогноз налога на имущество - 1,7 млн рублей.
С целью актуализации кадастровой стоимости в 2022 году проведена государственная кадастровая оценка 709,9 тыс. земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет по состоянию на 01 января 2022 года. Результаты оценки земельных участков применяются для целей налогообложения и взимания арендной платы с 01 января 2023 года. В 2023 году проводится государственная кадастровая оценка всех зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства и машино-мест, поставленных на государственный кадастровый учет на территории Ярославской области по состоянию на 01 января 2023 года.
5. Мероприятия по реализации налоговой политики, планируемые на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
5.1. Расширение форм налоговой поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность в определенных отраслях экономики, за счет установления для них возможности применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль.
5.2. Развитие ТОР, подготовка и направление в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации предложений о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации о продлении действия льготы по уплате страховых взносов для резидентов ТОР "Гаврилов-Ям" и "Ростов" на период до 12 лет или до конца существования ТОР.
5.3. Проактивное взаимодействие с инвесторами, поиск новых инвестиционных ниш, формирование базы потенциальных инвесторов, выявление новых потребностей, мониторинг реализованных проектов в части формирования цепочек кооперации.
5.4. Продление до 01 января 2025 года действия пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, установленных региональным законодательством. На федеральном уровне данное изменение принято Федеральным законом от 21 ноября 2022 года N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
5.5. Содействие расширению сотрудничества промышленных предприятий Ярославской области с крупными государственными корпорациями и холдингами, в том числе в рамках деятельности Координационного совета по производственной кооперации при министерстве инвестиций и промышленности Ярославской области.
5.6. Развитие кооперации образовательных организаций, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств и содействия в подготовке востребованных специалистов.
5.7. Проведение работы по формированию промышленных кластеров, соответствующих федеральным требованиям, с целью получения мер государственной поддержки, предусмотренных для промышленных кластеров, и стимулирования выпуска импортозамещающей продукции в регионе.
5.8. Продолжение работы по верификации сведений, содержащихся в учетных системах органов власти, в целях формирования достоверной налоговой базы для расчета имущественных налогов, по дополнению перечня объектов капитального строительства, налоговая база в отношении которых определяется исходя из кадастровой стоимости. Методологическая поддержка органов местного самоуправления по реализации полномочий, предусмотренных статьей 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
5.9. Организация взаимодействия Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области, финансовых органов области и муниципальных образований по вопросам, возникающим в ходе исполнения регионального и местных бюджетов в условиях введения единого налогового платежа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов являются базой для формирования областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов и определяют стратегию действий Правительства области в части доходов, расходов областного бюджета и межбюджетных отношений.
Базовым принципом бюджетной и налоговой политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета. Основные цели бюджетной и налоговой политики Ярославской области: повышение доходной части областного бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также решение текущих задач.
В связи с введением санкций Правительство области оперативно разрабатывает и принимает специальные меры поддержки промышленности и предпринимательства. По мере стабилизации экономической ситуации основной целью бюджетной политики станет постепенный возврат региона к налоговому и финансовому климату, существовавшему до введения ограничительных мер.
Налоговая политика Ярославской области ориентирована на стимулирование инвестиций, расширение доходной базы бюджета, развитие малого предпринимательства, социальную поддержку граждан.
Указ вступает в силу с момента подписания.
Указ Губернатора Ярославской области от 28 сентября 2023 г. N 247 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 28 сентября 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 2 октября 2023 г. N 7600202310020001
газета "Документ-Регион" от 6 октября 2023 г. N 79