г. Краснодар |
|
21 февраля 2020 г. |
Дело N А61-1544/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации местного самоуправления города Владикавказа (ИНН 1501002346, ОГРН 1021500578087), органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1515900318, ОГРН 1041502003674) и третьего лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации местного самоуправления города Владикавказа на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.08.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019 по делу N А61-1544/2019, установил следующее.
Администрация местного самоуправления города Владикавказа (далее - администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган) с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040301:6 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Требования основаны на нормах Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Заявление мотивировано наличием у управления Росреестра обязанности по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного до 01.03.2008, и сведения о правообладателе которого отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.08.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019, в удовлетворении требований отказано.
Суды установили, что администрация обратилась в регистрирующий орган с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040301:6 Уведомлением от 25.12.2018 N КУВД-001/2018-4114763 управление Росреестра отказало в совершении регистрационного действия на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ. Решение мотивировано тем, что земельный участок не является преобразуемым (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ). По сведениям ЕГРН земельный участок площадью 3654 кв. м поставлен на кадастровый учет 14.11.2002, имеет статус ранее учтенного объекта, относится к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для многоэтажной застройки и расположен по адресу: г. Владикавказ, ул. Цоколаева, 5. В пределах указанного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 15:09:0040301:490. Граница земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 15:09:0040301:13 и 15:09:0040301:15. Объект недвижимости с кадастровым номером 15:09:0040301:490 (нежилое здание, 4 этажа), поставлен на кадастровый учет 19.12.2013, имеет площадь 3302,3 кв. м, сведения об объекте "актуальные, ранее учтенные", сведения о правообладателе не зарегистрированы. Земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040301:13 имеет вид разрешенного использования - для строительства боулинга и фитнес-клуба. Графа "особые отметки" в выписке из ЕГРН от 10.06.2019 в отношении данного участка содержит сведения о вещных правах, не зарегистрированных в ЕГРН (вид права - муниципальная собственность, правообладатель - ЗАО "Гросс Коммюникейшнз"). Из документов, представленных кадастровой палатой, следует, что в отношении данного участка 16.07.2016 по заказу Зангиевой И.Б. изготовлен межевой план в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040301:13. В соответствии с заключением кадастрового инженера на образуемом земельном участке в базе данных государственного кадастра недвижимости числится строение с кадастровым номером 15:09:0040301:29. Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 30.07.2019 объект недвижимости с кадастровым номером 15:09:0040301:29 является нежилым зданием - гаражом ГСК N 39. Правообладателем гаража является Зангиева И.Б., что подтверждается записью о регистрации права собственности от 22.08.2014 N 15-15-01/132/21014-166. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.09.2014 по делу N А61-381/2014 с 2003 года ООО "Медведь" является пользователем земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040301:13 на территории зоны отдыха "Площадь фонтанов". Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040301:15 поставлен на кадастровый учет 02.06.2005, располагается по адресу: г. Владикавказ, район "Площадь фонтанов", ул. Морских пехотинцев, с разрешенным использованием - для строительства центра досуга, сведения о правообладателе отсутствуют. Ссылаясь на то, что управление Росреестра обязано снять с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением. При разрешении спора суды руководствовались положениями статей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 1, 3, 14, 26, 30, 70 Закона N 218-ФЗ. Суды исходили из того, что со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета, такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов. Поэтому возложение на регистрирующий орган, в отношении которого не доказан факт нарушения прав администрации, обязанности по снятию с кадастрового учета земельного участка противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в случае снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040301:6, фактически существующего по адресу: г. Владикавказ, ул. Цоколаева, 5, могут быть нарушены права и законные интересы третьих лиц. Останется неразрешенным вопрос о юридической судьбе нежилого здания с кадастровым номером 15:09:0040301:490, в действительности существующего и расположенного по указанному адресу. Из материалов дела усматривается, что процедура преобразования ранее учтенного в ЕГРН земельного участка не осуществлялась. Поскольку приведенные администрацией обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленном на кадастровый учет земельном участке, у суда отсутствуют основания для возложения на управление Росреестра обязанности по снятию (исключению) из ЕГРН сведений о земельном участке. Администрация не представила доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к реализации прав собственника на преобразование земельных участков в установленном действующим законодательством порядке. Довод администрации о том, что произошло наложение земельных участков с кадастровыми номерами 15:09:0040301:13 и 15:09:0040301:15 на спорный участок, апелляционным судом отклонены. По сведениям, содержащимся в выписках из ЕГРН, земельные участки смежные, граница земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040301:6 пересекает границу участков с кадастровыми номерами 15:09:0040301:13 и 15:09:0040301:15. Наложение указанных земельных участков не усматривается. Доказательств того, что объект недвижимости с кадастровым номером 15:09:0040301:490, расположенный на участке с кадастровым номером 15:09:0040301:6 возведен самовольно, в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств обращения администрации в суд с иском о сносе данного объекта как самовольной постройки. Поэтому судебные инстанции не усмотрели оснований для удовлетворения требований.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды при разрешении спора не учли, что земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040301:6 поставлен на государственный кадастровый учет 06.08.2004, он имеет статус "ранее учтенный". Следовательно, данный участок является учтенным до 01.03.2008 в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сведения о правообладателях в отношении этого земельного участка в ЕГРН отсутствуют. В силу норм части 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ регистрирующий орган снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях такого участка отсутствуют в ЕГРН. Является необоснованным и вывод судов о том, что снятие земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040301:6, не имеющего правообладателя, может причинить ущерб либо нарушить законные интересы третьих лиц, так как останется неразрешенным вопрос о судьбе нежилого здания, расположенного на данном участке. Указанный объект возведен на земельном участке самовольно, он также не имеет зарегистрированного правообладателя. Необоснован и вывод судебных инстанций о том, что наличие наложения и пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040301:6 с иными земельными участками может служить основанием для отказа в снятии спорного участка с государственного кадастрового учета. В сложившейся ситуации единственным надлежащим способом соблюдения норм земельного законодательства является удовлетворения заявления администрации.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
По делу объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 21.02.2020 с размещением определения в сети "Интернет". Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, администрация обратилась в регистрирующий орган с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка площадью 9468 кв. м с кадастровым номером 15:09:0040301:6.
Уведомлением от 25.12.2018 N КУВД-001/2018-4114763 управление Росреестра отказало в совершении регистрационного действия на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ. Решение мотивировано тем, что земельный участок не является преобразуемым (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
По сведениям ЕГРН (актуальная выписка; т. 1, л. д. 61 - 65) земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040301:6 площадью 9468 кв. м поставлен на кадастровый учет 14.11.2002 и имеет статус ранее учтенного объекта. Участок относится к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для многоэтажной застройки и расположен по адресу: г. Владикавказ, ул. Цоколаева, 5. В пределах данного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 15:09:0040301:490. Граница земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 15:09:0040301:13 и 15:09:0040301:15.
Объект недвижимости с кадастровым номером 15:09:0040301:490 (нежилое здание, 4 этажа), поставлен на кадастровый учет 19.12.2013, имеет площадь 3302,3 кв. м, сведения об объекте "актуальные, ранее учтенные", сведения о правообладателе не зарегистрированы (выписка из ЕГРН; т. 1, л. д. 82, 83).
Земельный участок с кадастровым номером 15:09:0040301:13 площадью 7364 кв. м имеет вид разрешенного использования - для строительства боулинга и фитнес-клуба, он поставлен на кадастровый учет 21.01.2005. Графа "особые отметки" в выписке из ЕГРН от 10.06.2019 (т. 1, л. д. 84 - 88) в отношении данного участка содержит сведения о вещных правах, не зарегистрированных в ЕГРН (вид права - муниципальная собственность, правообладатель - ЗАО "Гросс Коммюникейшнз").
Из документов, представленных кадастровой палатой, следует, что в отношении данного участка 16.07.2016 по заказу Зангиевой И.Б. изготовлен межевой план в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040301:13. В соответствии с заключением кадастрового инженера на образуемом земельном участке в базе данных государственного кадастра недвижимости числится строение с кадастровым номером 15:09:0040301:29. Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 30.07.2019 объект недвижимости с кадастровым номером 15:09:0040301:29 является нежилым зданием - гаражом ГСК N 39. Правообладателем гаража является Зангиева И.Б., что подтверждается записью о регистрации права собственности от 22.08.2014 N 15-15-01/132/21014-166.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.09.2014 по делу N А61-381/2014 с 2003 года ООО "Медведь" является пользователем земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040301:13 на территории зоны отдыха "Площадь фонтанов".
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок площадью 5900 кв. м с кадастровым номером 15:09:0040301:15 поставлен на кадастровый учет 02.06.2005, располагается по адресу: г. Владикавказ, район "Площадь фонтанов", ул. Морских пехотинцев, с разрешенным использованием - для строительства центра досуга, сведения о правообладателе отсутствуют. Графа "особые отметки" в выписке из ЕГРН (т. 1, л. д. 77 - 81) в отношении участка содержит сведения о вещных правах, не зарегистрированных в ЕГРН (вид права - муниципальная собственность, правообладатель - администрация).
Ссылаясь на то, что управление Росреестра обязано снять с кадастрового учета земельный участок, учтенный до 01.03.2008 и сведения о правообладателе которого отсутствуют в ЕГРН, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Действия регистрирующего органа могут быть оспорены заинтересованным лицом в порядке главы 24 Кодекса.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 218-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы (часть 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ).
Государственным кадастровым учетом недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим законом порядке.
Если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом (пункт 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).
Исчерпывающий перечень оснований для снятия с кадастрового учета земельных участков содержится в Законе N 218-ФЗ. Если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета. Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823).
Частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Последовательность действий регистрирующего органа при снятии с кадастрового учета таких земельных участков определена пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Порядок ведения ЕГРН). В отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется одно из следующих действий:
1) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об исходном (исходных) земельном участке (участках) и наличии в государственном кадастре недвижимости или ЕГРН сведений о правообладателе на такой исходный земельный участок орган регистрации прав направляет правообладателю исходного земельного участка (исходных земельных участков) по почтовому адресу правообладателя или адресу электронной почты правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Законом о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление о том, что в случае, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении образованных земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанные образованные земельные участки в течение 6 месяцев со дня направления уведомления записи (записям) об образованном земельном участке присваивается статус "архивная";
2) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости, в том числе в виде сведений о части (частях) земельного участка, занятой объектом недвижимости, и наличии в ЕГРН сведений о правообладателе расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости или помещений в таком объекте недвижимости орган регистрации прав направляет по почтовому адресу правообладателя такого объекта недвижимости или адресу электронной почты указанного правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление правообладателю объекта недвижимости или расположенных в нем помещений об отсутствии в ЕГРН сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок или записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок и о том, что информация о данном земельном участке также направлена в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения государственной собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Статус сведений о таком земельном участке сохраняется "актуальный";
3) при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 01.03.2008, отсутствии в государственном кадастре недвижимости и (или) ЕГРН сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус "архивная".
При поступлении в орган регистрации прав информации о том, что на земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 01.03.2008 и сведения о правообладателе которого отсутствуют в ЕГРН, право возникло в силу федерального закона, такой участок не подлежит снятию с государственного кадастрового учета в порядке, установленном частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 21.06.2019 N Д23и-20897 "О снятии с государственного кадастрового учета земельных участков").
В письме от 10.09.2019 N Д23и-30808 Минэкономразвития России разъяснило заинтересованным лицам порядок снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, учтенных до 01.03.2008, установленный пунктом 181 Порядка ведения ЕГРН. Исходя из положений названного пункта Порядка земельные участки, учтенные до 01.03.2008, могут быть сняты с государственного учета при одновременном соблюдении следующих условий:
1) в отношении таких земельных участков в реестре объектов недвижимости ЕГРН (кадастре недвижимости) отсутствует информация о правах или в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН (реестре прав на недвижимость) отсутствуют записи о праве (ограничении права) на такие земельные участки;
2) на таких земельных участках по сведениям ЕГРН не расположены объекты недвижимости;
3) в зависимости от наличия (подпункт 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) или отсутствия (подпункт 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, являющемся исходным для таких участков и соответственно наличия или отсутствия в государственном кадастре недвижимости или ЕГРН сведений о правообладателе на исходный земельный участок;
- в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав в установленный данным подпунктом срок не были представлены документы для осуществления государственной регистрации прав на такие земельные участки, учтенные до 01.03.2008;
- в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав поступило уведомление об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок, учтенный до 01.03.2008 и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, или в предусмотренный данным подпунктом срок такое уведомление в орган регистрации прав не поступило.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что на земельном участке с кадастровым номером 15:09:0040301:6 расположен объект недвижимости с кадастровым номером 15:09:0040301:490 (нежилое здание, 4 этажа площадью 3 302,3 кв. м, учтен 19.12.2013). Доказательств того, что данный объект возведен самовольно, в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств обращения администрации в суд с иском о сносе указанного объекта как самовольной постройки. С учетом приведенных норм (разъяснений) и установленных обстоятельств, судебные инстанции отказали администрации в удовлетворении требований.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы администрации о наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, для снятия земельного участка с кадастрового учета, судом округа не принимается. Участок с кадастровым номером 15:09:0040301:6 не может быть снят с кадастрового учета в порядке, предусмотренном названной нормой с учетом разъяснений по ее применению, содержащихся в пункте 181 Порядка ведения ЕГРН. По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций ввиду иного понимания им норм гражданского законодательства, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823, снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания судом незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости. Между тем, в рамках настоящего дела администрация не оспаривает действия управления Росреестра по постановке земельного участка на кадастровый учет с учетом более позднего внесения в ЕГРН сведений об участках с кадастровыми номерами 15:09:0040301:13 и 15:09:0040301:15. В ситуации, когда не доказан факт незаконности совершения действий регистрирующего органа по осуществлению государственного кадастрового учета, возложение на управление Росреестра обязанности по снятию с кадастрового учета спорного участка противоречит закону и нарушает баланс прав и интересов сторон.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Заявитель (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.08.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019 по делу N А61-1544/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы администрации о наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, для снятия земельного участка с кадастрового учета, судом округа не принимается. Участок с кадастровым номером 15:09:0040301:6 не может быть снят с кадастрового учета в порядке, предусмотренном названной нормой с учетом разъяснений по ее применению, содержащихся в пункте 181 Порядка ведения ЕГРН. По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций ввиду иного понимания им норм гражданского законодательства, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823, снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания судом незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости. Между тем, в рамках настоящего дела администрация не оспаривает действия управления Росреестра по постановке земельного участка на кадастровый учет с учетом более позднего внесения в ЕГРН сведений об участках с кадастровыми номерами 15:09:0040301:13 и 15:09:0040301:15. В ситуации, когда не доказан факт незаконности совершения действий регистрирующего органа по осуществлению государственного кадастрового учета, возложение на управление Росреестра обязанности по снятию с кадастрового учета спорного участка противоречит закону и нарушает баланс прав и интересов сторон."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2020 г. N Ф08-12210/19 по делу N А61-1544/2019