г. Краснодар |
|
25 февраля 2020 г. |
Дело N А53-24871/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области (ИНН 6163072411, ОГРН 1056163000926), заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "ИРФС-Дешевая аптека" (ИНН 6162056128, ОГРН 1086162003157), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИРФС-Дешевая аптека" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 по делу N А53-24871/2019, установил следующее.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области (далее - служба) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ИРФС-Дешевая аптека" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 16.08.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.10.2019, заявленные службой требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного состава правонарушения, соблюдением порядка производства по делу об административном правонарушении и отсутствием оснований для признания его малозначительным.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 16.08.2019 и постановление апелляционной инстанции от 30.10.2019, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указал, что общество предпринимает все зависящие от него меры по организации выполнения лицензионных требований в области фармацевтической деятельности, в том числе в части организации отпуска лекарственных препаратов. Общество является участником товарного рынка на протяжении длительного времени и принимает все меры по соблюдению действующего законодательства. Принятие обществом всех зависящих мер свидетельствует об отсутствии его вины.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 31.05.2016 N ЛО-61-02-002613, выданной министерством здравоохранения Ростовской области.
В связи с поступлением в службу из правоохранительных органов информации об осуществлении обществом по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Буденовский, 12, лицензируемой деятельности с нарушением требований действующего законодательства, службой проведена соответствующая проверка.
В ходе проведения проверки службой выявлены факты нарушения обществом лицензионных требований, а именно установлен факт реализации 17.05.2019 фармацевтом аптеки Бондаревой С.В. лекарственного препарата для медицинского применения "Омепразол-Тева 20 мг, 28 таблеток в упаковке", производитель "Тева Фарма, С.Л.У." Испания, в количестве 1 (одной) упаковки (далее - лекарственный препарат "Омепразол-Тева"), без рецепта врача, тогда как в соответствии с инструкцией по применению отпуск данного лекарственного препарата осуществляется по рецепту врача.
По данному факту служба составила в отношении общества протокол об административном правонарушении от 01.07.2019 по части 4 статьи 14.1 Кодекса и обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к ответственности.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суды обоснованно руководствовались частью 4 статьи 14.1 Кодекса, примечанием N 1 к статье 14.1 Кодекса, пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение)(под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 данного Положения).
Из содержания подпункта "в" пункта 5 Положения следует, что лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям, к которым, в том числе, относятся соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе аптечными организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Подпунктом "г" пункта 5 Положения установлено, что для осуществления фармацевтической деятельности лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе аптечная организация, имеющая лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, обязана соблюдать, в частности, правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2017 N 403н (далее - Правила N 403н), по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, за исключением лекарственных препаратов, указанных в абзацах 1 и 3 пункта 4 Правил N 403н, и лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта. По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 107-1/у, отпускаются иные лекарственные препараты, не указанные в абзацах 1, 3-9 пункта 4 Правил N 403н, за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.
Отпуск лекарственных препаратов, не указанных в пункте 4 Правил N 403н, в соответствии с инструкциями по их медицинскому применению осуществляется по рецептам, за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.
При вынесении судебных актов суды установили, что согласно инструкции по применению лекарственного препарата "Омепразол-Тева" условия отпуска данного лекарственного препарата - по рецепту.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что общество осуществило реализацию указанного лекарственного средства, отпускаемого по рецепту врача без соответствующего рецепта (что само общество не оспаривает) и сделали обоснованный вывод о нарушении им лицензионных требований в сфере фармацевтической деятельности.
Выводы судов основаны на совокупной оценке доводов участвующих в деле лиц и представленных в материалы дела доказательств, в том числе объяснением от 17.05.2019 свидетеля (покупателя) Фаеровича Р.А., кассовым чеком от 17.05.2019, рапортом сотрудника полиции от 17.05.2019 о выявлении факта реализации медицинского препарата без рецепта врача, протоколом изъятия вещей и документов от 17.05.2019, протоколом об административном правонарушении от 01.07.2019.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суд сделал обоснованный вывод о том, что допущенное обществом нарушение лицензионных требований является грубым в понятии, установленном подпунктом "г" пункта 5 Положения, и подлежит квалификации по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Доказательства, свидетельствующие о выполнении обществом полного комплекса мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, а также подтверждающие наличие объективных причин, препятствующих выполнению норм закона в области лицензионного законодательства, в материалах дела отсутствуют.
При этом при вынесении судебных актов суды, с учетом фактически обстоятельств дела, пришли к выводу о наличии правовых оснований для назначения обществу административного штрафа в размере, ниже минимальной санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 по делу N А53-24871/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отпуск лекарственных препаратов, не указанных в пункте 4 Правил N 403н, в соответствии с инструкциями по их медицинскому применению осуществляется по рецептам, за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.
...
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суд сделал обоснованный вывод о том, что допущенное обществом нарушение лицензионных требований является грубым в понятии, установленном подпунктом "г" пункта 5 Положения, и подлежит квалификации по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Доказательства, свидетельствующие о выполнении обществом полного комплекса мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, а также подтверждающие наличие объективных причин, препятствующих выполнению норм закона в области лицензионного законодательства, в материалах дела отсутствуют.
При этом при вынесении судебных актов суды, с учетом фактически обстоятельств дела, пришли к выводу о наличии правовых оснований для назначения обществу административного штрафа в размере, ниже минимальной санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 февраля 2020 г. N Ф08-671/20 по делу N А53-24871/2019