Бухучет "по-минтрансовски"
Зачем
Для кого
По существу
Что в итоге
Инструкция, которую это ведомство утвердило приказом от 24 июня 2003 г. N 153, посвящена "учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте".
Зачем
Наша редакция решила выяснить, почему транспортники выпустили инструкцию в несвойственной им сфере и как она повлияет на работу бухгалтеров.
За разъяснениями мы обратились в Министерство транспорта. "Минфин в ПБУ 9/99 и 10/99 обозначил только "канву" по доходам и расходам. Отраслевым министерствам он поручил разработать документы по учету доходов и расходов с учетом отраслевых особенностей. Ведь в каждой отрасли возникают свои особые доходы и расходы, будь то автотранспорт или тяжелая промышленность. Все их не отразить в ПБУ", - объяснила Надежда Гогопуло, руководитель департамента бухгалтерского учета, отчетности и методологии Минтранса.
Для кого
"Руководствоваться этим документом должны все организации, которые занимаются автомобильными перевозками: и частные фирмы, и подведомственные Минтрансу. То есть все те, у кого в уставе указан такой вид деятельности. Остальные фирмы могут применять наш документ по своему усмотрению", - поведала нам Надежда Гогопуло.
Транспортники зарегистрировали инструкцию в Минюсте и направили на согласование в Минфин. Однако в ведомстве А. Кудрина посчитали, что "инструкция в согласовании не нуждается, поскольку... направлена на техническое обеспечение правил ведения бухгалтерского учета, установленных в соответствующих нормативных правовых актах Минфина России" (письмо Минфина России от 14 мая 2003 г. N 16-00-16/58).
"Инструкцию должны применять предприятия, которые входят в систему Минтранса. Если же документ Минтранса вступит в противоречия с ПБУ, то применять надо ПБУ. Наши документы имеют более высокий статус", - прокомментировал инструкцию Игорь Ложников, заместитель руководителя департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина.
По существу
Название инструкции не вполне соответствует ее содержанию. Документ из Минтранса рассказывает не только о доходах и расходах от обычных видов деятельности, но и о том, как формировать прочие доходы и расходы: операционные, внереализационные и чрезвычайные.
Положения инструкции можно разделить на три группы:
1. Положения, которые дублируют различные ПБУ Минфина (основное содержание инструкции).
2. Положения, которые дополняют ПБУ с учетом специфики автотранспортной отрасли (см. таблицу на следующей странице).
Таблица
Дополнения к ПБУ 9/99 и 10/99
Доходы | |
виды доходов (ПБУ 9/99) | Минтранс отнес к этому виду доходов: |
доходы от основных ви- дов деятельности |
доходы от внутренних и международных грузовых и пассажирских перевозок; доходы от предоставления легковых автомобилей для обслуживания предприятий и организаций или на условиях проката; доходы от использования порожних пробегов гру- зовых автомобилей других организаций; доходы от транспортно-экспедиционных операций; доходы от погрузо-разгрузочных работ; доходы от складских операций; доходы от доставки (перегона) автомобилей новых и отремонтированных с автомобильных и авторе- мотных заводов |
внереализационные дохо- ды |
бюджетные средства, предоставленные на покрытие убытков в городском пассажирском транспорте |
Расходы | |
виды расходов (ПБУ 10/99) |
Минтранс отнес к этому виду расходов: |
расходы по обычным ви- дам деятельности |
все виды топлива, воды и энергии расходуемые на нужды автомобильного транспорта; надбавки к заработной плате работников, посто- янная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер; расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств; расходы на проведение медицинского освидетель- ствования водителей, обеспечение требований техники безопасности дорожного движения, проти- вопожарную и сторожевую охрану, обеспечение спецодеждой и т.п. расходы; расходы на получение разрешений на право въезда на территорию иностранных государств, оформле- ние документов на право перевозки грузов через границу без таможенного досмотра; расходы на получение специальных разрешений, связанных со свойствами перевозимых грузов и ограничениями движения; расходы по уплате дорожных и других сборов за проезд автомашин по территории иностранных го- сударств; расходы на платные охраняемые стоянки по пути следования автотранспортного средства |
3. Положения, которые противоречат нормам ПБУ Минфина.
Остановимся на последнем пункте более подробно.
Многие формулировки и нормы попали в документ Минтранса из Налогового кодекса. Например, инструкция говорит, что доходы и расходы должны учитываться по методу начисления. Однако из-за подобных заимствований некоторые положения инструкции противоречат положениям по бухучету Минфина.
Так, транспортники использовали положение Налогового кодекса о том, что признавать можно только те расходы, которые фирма осуществляет с целью получить доход (п.29 инструкции). Но это условие прямо противоположно пункту 17 ПБУ 10/99 "Расходы организации".
Налоговый кодекс предусматривает нормирование расходов на рекламу, представительских расходов и компенсаций за использование личного транспорта в служебных целях. Минтранс предлагает расходы в пределах норм учитывать как расходы по обычным видам деятельности, а сверх норм - как внереализационные. Такое разделение, конечно, может помочь бухгалтеру вести налоговый учет, но оно противоречит ПБУ 10/99.
Расходы на ГСМ и на восстановление износа шин по такому же принципу Минтранс требует разделять на обычные и внереализационные. Применять при этом нужно нормы, утвержденные самим транспортным министерством. Но применение этих нормативов в бухучете также противоречит ПБУ Минфина.
Что в итоге
Поскольку Минтранс не может устанавливать правила бухучета, его инструкция носит рекомендательный характер. Вы можете использовать те ее положения, которые не противоречат положениям по бухгалтерскому учету.
В. Мохов,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 9, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.