В соответствии с перечнем поручений данных по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, утвержденного Президентом от 25 августа 2021 года, (ПР-1808ГС, п. 2 г-2) "По проведению на регулярной основе всероссийских театральных, спортивных и технологических конкурсов для обучающихся по основным общеобразовательным программам", во исполнение пункта 10 Перечня поручений Минпросвещения РФ по итогам Всероссийского совещания с руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ от 7 июля 2021 года, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по созданию театральных кружков в каждом общеобразовательном учреждении и в целях полноценного эстетического развития и воспитания обучающихся, средствам театрального искусства, создания условий для приобщения их к истокам отечественной и мировой культуры, приказываю:
1. Организовать работу школьных театров на базе всех общеобразовательных организаций Республики Дагестан.
2. Утвердить методические рекомендации для образовательных организаций Республики Дагестан "Об организации образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства".
3. Рекомендовать руководителям районных (городских) управлений образованием Республики Дагестан и директорам подведомственных Министерству образования и науки Республики Дагестан образовательных организаций:
3.1. организовать работу по открытию школьных театров во всех общеобразовательных организациях Республики Дагестан;
3.2. назначить ответственных лиц в муниципальных органах управления образованием Республики Дагестан и подведомственных Министерству образований и науки Республики Дагестан образовательных организациях за создание и деятельность школьных театров в общеобразовательных организациях в срок до 7 сентября 2023 года;
3.3. создать условия для реализации школьных театров в образовательных организациях (материальные, кадровые);
3.4. рассмотреть возможность внесения корректировки в рабочие программы по предметам учебного плана (технология, музыка, литература, и др.) и плана внеурочной деятельности, в рамках образовательной программы учреждения, а также ставок (часов) педагогов дополнительного образования (образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение часов) для реализации данного проекта;
3.5. осуществить работу по разработке типовых общеобразовательных (общеразвивающих) программ дополнительного образования, в том числе во взаимодействии с учреждениями культуры;
3.6. провести работу по регистрации школьного театра на сайте http://vcht.center/reestr-teatrov/ для включения во Всероссийский перечень (реестр) школьных театров до 10 сентября 2023 года;
3.7. организовать посещение театров, концертных залов, музеев организованными группами обучающихся;
3.8. провести работу по публикации программ дополнительного образования на сайте "р05.навигатор.дети" и оформлению заявок на обучение через информационную систему "Навигатор дополнительного образования детей" (далее - Навигатор);
3.9. создать условия для развития детей с ОВЗ через театральную деятельность, в том числе с применением дистанционных технологий;
3.10. принять меры по вовлечению в театральную деятельность обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учета;
3.11. информацию о созданных театральных кружках и проделанной работе в образовательных организациях в городах и районах Республики Дагестан представлять в Управление по воспитательной работе и дополнительного образования детей Минобрнауки РД (Калмыкова Л.П., e-mail: kalmvkova.minobr@mail.ru) до 10 сентября 2023 года (далее - ежеквартально).
4. Руководителям образовательных организаций, подведомственных Минобрнауки РД обеспечить исполнение мероприятий п. 2 настоящего приказа.
5. Руководителю ГБУ ДПО РД "Дагестанский институт развития образования" (Ахмедова Г.А.):
5.1. провести курсы повышения квалификации для педагогов школьных театров;
5.2. осуществить организационно-методическую поддержку деятельности школьных театров.
6. Управлению по воспитательной работе и дополнительного образования детей Минобрнауки РД (Калмыкова Л.П.):
6.1. осуществить мониторинг создания и деятельности школьных театров по включению их во Всероссийский перечень (реестр) школьных театров и публикации программ дополнительного образования на сайте Навигатор;
6.2. организовать конкурс школьных театров;
6.3. обеспечить поддержку и стимулирование лучших педагогов и обучающихся на основании представленных данных управлениями образованием городов и районов Республики Дагестан.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6. ГКУ РД "Информационно-аналитический центр" (Амиралиев К.Н.) разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Магомедова Г.М.
Министр |
Я. Бучаев |
Методические рекомендации
для школ Республики Дагестан "Об организации образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства"
Школьная театральная педагогика - междисциплинарное направление, обусловленное рядом социально-культурных и образовательных факторов. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, находит свое отражение в различных формах и направлениях образования.
На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей, поэтому принцип интеграции в организации внеурочной деятельности по предмету выходит на первое место в формировании универсальных учебных действий.
Цель школьного театра состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику школьного театра на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы. Школьный театр предстаёт как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребёнком.
Разработка методики школьного театра, органично включённого в учебный процесс, сегодня становится актуальной педагогической потребностью.
Театрализованная деятельность может быть на любом уроке, в любом школьном деле. Основные функции театральной педагогики:
- использование театральных форм и методов на уроках и на внеурочных занятиях (включая предметы естественно-научного цикла);
- организация театральных постановок и праздников силами одного класса или параллели (по истории, литературе, языку, в том числе и по иностранному);
- организация разовых представлений праздников (приуроченных к юбилейной дате, событию);
- организация школьного театра или детской театральной студии;
- посещение профессиональных театров и театральных музеев для получения яркого эстетического, эмоционального опыта, приобщения к культуре и истории;
- приглашение профессиональных актёров, специалистов театра в школу;
- просмотр фрагментов театральных постановок, спектаклей на уроках (история, литература и др.)
Театр - искусство синтетическое. Постановка спектакля - это работа не только с актёрами. Одни ребята больше склонны к рисованию, другие - к пению, третьи - к поэзии, сохраняя при этом общую тенденцию к многообразию форм эстетического отражения действительности и самовыражения. Школьный театр даёт возможность каждому ребёнку почувствовать себя начинающим актёром, декоратором, сценаристом, музыкантом, костюмером, стилистом, режиссёром, фотографом и оператором.
Театрализованная деятельность помогает синтезировать все психологические процессы человека: восприятие, мышление, воображение, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной, живописной и пр.). Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трёх аспектах:
- в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета;
- в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения;
- в оформлении спектакля - в создании декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
Школьный театр рассматривается как методика введения ребёнка в мировую культуру, которая совершается по возрастным этапам и предполагает проблемно-тематическую и целевую интеграцию дисциплин естественнонаучного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов. Работа школьного театра может рассматриваться как универсальный способ интеграции.
Основные приёмы театральной педагогики:
- активные действенные формы подачи и усвоения материала;
- сюрпризность в подаче материала, что способствует формированию положительной установки на восприятие материала и активизирует возможности восприятия;
- эмоциональная значимость материала для ученика и учителя;
- сюжетное построение урока. Движение от неизвестности к обретению знания;
- ролевая игра;
- целостное включение личности. Методы социоигровой и интерактивной педагогики;
- раскрытие темы через целостный образ. Проблемы мира через призму сегодняшней темы, отдельного факта или явления современности;
- ориентация на коллективное творчество. Для детей очень важно чувствовать себя личностями, принадлежащими к группе, участвующими в процессе созидания общественных ценностей;
- ориентация на достижение конечного творческого результата.
Основные виды театральной деятельности, используемые при работе с учащимися:
- театрализация и ролевая игра;
- ритмопластика;
- культура и техника речи;
- сценические движения;
- сценография;
- хореография;
- вокал;
- основы театральной культуры;
- основы актёрского мастерства;
- создание спектакля.
Подготовительная работа по созданию театральной постановки не только может стать инструментом для развития творческих способностей или одним из профильных направлений, но и может повлиять на достижение высоких образовательных результатов каждого ребёнка. Алгоритм работы создания театральной постановки.
Выбор произведения и обсуждение его с детьми. Изучение истории этого произведения, биографии автора. Посещение театров, просмотр театральных постановок по выбранному произведению. Создание сценария. Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.
Репетиционный процесс требует взаимодействия педагогов различных направлений для юных актеров - это актёрское мастерство, ритмопластика, риторика, сценические движения, культура и техника речи.
Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов, их изготовление. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным и световым оформлением. Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за фото и видео съёмку, за смену декораций, реквизита. Премьера спектакля. Подведение итогов работы, обсуждение спектакля.
Таким образом, театральную деятельность реализуют как в основной образовательной программе - через учебные занятия и внеурочную деятельность, так и через широкий спектр программ дополнительного образования, что позволяет обеспечить максимальное вовлечение учащихся и создание как краткосрочных, так и долгосрочных проектов.
Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя обусловлена тем, что:
- вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр. В силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии как с учениками, так и с коллегами. Кроме этого, в основе содержания его учебного предмета практически всегда лежит исследование взаимодействия, будь то взаимодействие химических элементов, законы физики, музыкальная драматургия или отношения героев литературного произведения;
- профессия учителя имеет много общего с профессиями актёра и режиссёра. Публичность - специфика педагогической и актёрской профессиональной ситуации. Как актёр, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей - учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Как режиссёр в процессе репетиций, так и учитель на уроке должен обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на актёров или учеников. Учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками. Режиссёр также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля.
Задача педагога - помочь ребёнку овладеть различными методами познания естественно-научной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им, менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.
Дети в школьном театре попадают в особую эмоциональную зависимость от руководителя.
Риски и опасения:
- небрежность, нетребовательность руководителя по отношению к себе и детям;
- дурновкусие руководителя;
- неуважение руководителя к личности ребёнка;
- неудовлетворённое собственное тщеславие руководителя, неумение прислушаться к законам и стилям жанра, которые диктуются возможностями и интересами исполнителей.
Мастер-классы в области детской театральной педагогики с целью развития деятельностного, компетентностного подхода, средовой педагогики и педагогики искусства через обогащение театральными методами, которые можно организовать для участников школьной театральной педагогики:
Темы |
Категория участников |
Театральные игры. Техника речи. Сценическая речь. Ритмодекламация. Сценическое движение. Пантомима. Ситуативные этюды. Вокал (постановка голоса). Актёрское мастерство. Искусство сценографии. Движение и звук. Преображение пространства. Звукопись. Импровизация |
Учителя школ, педагоги дополнительного образования - руководители и педагоги детских театральных коллективов, учителя-предметники, применяющие театральные методики на уроках, педагоги-организаторы, учителя литературы, истории и образовательной области "Искусство", классные руководители Воспитанники детских театральных коллективов, учащиеся гуманитарных классов, педагогических классов. Учащиеся начальных, средних и старших классов, интересующиеся театральным искусством, учащиеся средних и старших классов художественных школ и школ с углублённым изучением предметов эстетического цикла Педагоги и руководители детских театральных студий, хореографы, специалисты в области пластики и движения, старшие воспитанники детских театральных студий, хореографических коллективов, студий пантомимы и пластики |
Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы - это действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции.
Начиная работу по созданию театральной педагогики, коллективу школы следует отчётливо понять возможности и место школьного театра в конкретной школе, с её собственными традициями и способами организации учебного процесса. Тогда предстоит выбрать и выстроить систему, именно в системном подходе театральная деятельность позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Дагестан от 31 августа 2023 г. N 08-02-2-853/23 "Об организации деятельности школьных театров в образовательных организациях"
Вступает в силу после официального опубликования
Опубликование:
-