Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Инсарского муниципального района
от 14.09.2023 г. N 320
Муниципальная программа
повышения эффективности управления муниципальными финансами в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия
Паспорт
Муниципальной программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
Финансовое управление администрации Инсарского муниципального района |
Соисполнители Программы |
Администрация Инсарского муниципального района, управление по социальной работе администрации Инсарского муниципального района. |
Подпрограммы Программы |
Подпрограмма: "Эффективное использование бюджетного потенциала" Подпрограмма "Повышение эффективности межбюджетных отношений". |
Программно-целевые инструменты программы |
В рамках Программы не предусмотрена реализация муниципальных целевых программ |
Цели Программы |
Проведение эффективной государственной политики в области управления муниципальными финансами |
Задачи Программы |
Обеспечение роста бюджетного потенциала Инсарского муниципального района и эффективности его использования, экономической самостоятельности и устойчивости системы муниципальных финансов в Инсарском муниципальном районе; оптимизация системы управления и осуществление эффективного управления муниципальным долгом Инсарского муниципального района; совершенствование системы распределения межбюджетных трансфертов из бюджета Инсарского муниципального района бюджетам сельских поселений Инсарского муниципального района. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Удельный вес расходов бюджета Инсарского муниципального района, формируемых в рамках муниципальных программ, в общем объеме расходов бюджета Инсарского муниципального района; Отклонение исполнения бюджета Инсарского муниципального района по расходам к утвержденному уровню Отклонение исполнения бюджета Инсарского муниципального района по налоговым и неналоговым доходам к утвержденному уровню Соблюдение порядка и сроков составления и утверждения проекта бюджета Инсарского муниципального района Соблюдение установленных законодательством Российской федерации требований о составе отчетности об исполнении бюджета Инсарского муниципального района Объем просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы и пособий по социальной помощи населению за счет средств бюджета Инсарского муниципального района Уровень просроченной кредиторской задолженности бюджета Инсарского муниципального района Соблюдение органами местного самоуправления норм бюджетного законодательства Российской Федерации при подготовке проектов местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период Соблюдение соответствия параметров муниципального долга Инсарского муниципального района Республики Мордовия бюджетным ограничениям, определяемым законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия Просроченная задолженность по муниципальным долговым обязательствам Инсарского муниципального района Соответствие показателя "Доля расходов на обслуживание муниципального долга Инсарского муниципального района Республики Мордовия в общем объеме расходов районного бюджета Инсарского муниципального района" требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации Отношение объема муниципального долга Инсарского муниципального района Республики Мордовия к доходам Инсарского муниципального района Республики Мордовия без учета безвозмездных поступлений Отношение фактического объема предоставленной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности к утвержденным бюджетным ассигнованиям в размере 100 процентов. Перечисление из бюджета Инсарского муниципального района бюджетам сельских субсидий на софинансирование расходных обязательств по финансовому обеспечению деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений
|
Этапы и сроки реализации Программы |
2024 - 2027 годы. Выделение этапов не предусмотрено
|
Объемы финансового обеспечения Программы |
Объем бюджетных ассигнований из средств бюджета Инсарского муниципального района на реализацию Программы составляет 13834,7 тыс. рублей, в том числе: на 2024 год -3316,6 тыс. рублей; на 2025 год - 3402,9 тыс. рублей; на 2026 год - 3505,0 тыс. рублей; на 2027 год - 3610,2 тыс. рублей. На реализацию: подпрограммы "Эффективное использование бюджетного потенциала" предусмотрено 13786,7 тыс. рублей; подпрограммы "Повышение эффективности межбюджетных отношений" предусмотрено 48,0 тыс. рублей.
|
Ожидаемые результаты реализации Программы
|
1) обеспечение сбалансированности бюджета Инсарского муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации; 2) увеличение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Инсарского муниципального района; 3) снижение просроченной кредиторской задолженности бюджета Инсарского муниципального района; 4) определение финансовых условий на долгосрочную перспективу для решения задач социально-экономического развития Инсарского муниципального района; 5) создание условий для повышения эффективности управления муниципальными финансами в Инсарском муниципальном районе при выполнении муниципальных функций и обеспечении потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, повышения их доступности и качества; 6) переход на формирование бюджета Инсарского муниципального района на принципах программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности использования бюджетных средств.; 7) повышение бюджетной дисциплины органов местного самоуправления; 8) увеличение объема собственных доходных поступлений в бюджет Инсарского муниципального района; 9) сохранение объема расходов на обслуживание муниципального долга Инсарского муниципального района на уровне, не превышающем предельных значений, установленных Решением Совета депутатов Инсарского муниципального района. 10) повышение эффективности и результативности межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам сельских поселений Инсарского муниципального района.
|
1. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Современное состояние и развитие системы управления муниципальными финансами в Инсарском муниципальном районе характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, концентрацией бюджетных инвестиций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и программ, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых муниципальных услуг.
Ответственным исполнителем Программы является Финансовое управление администрации Инсарского муниципального района. Программа направлена на регулирование бюджетной, межбюджетной и долговой сферы, основным потребителем услуг которой выступает администрация Инсарского муниципального района. Финансовое управление администрации Инсарского муниципального района осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Инсарского муниципального района на реализацию возложенных на него функций:
1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;
9) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
10) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств.
Устойчивая система муниципальных финансов играет одну из ключевых ролей в модернизации экономики района, создании условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития и улучшения инвестиционного климата. Процесс реформирования системы управления муниципальными финансами Инсарского муниципального района осуществлялся в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. Были реализованы последовательные процессы реформирования бюджетного процесса в целях совершенствования системы управления муниципальными финансами, повышения эффективности бюджетных расходов и перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированного на конечный результат.
Была проведена работа по формированию нормативно-правовой и организационной базы регулирования бюджетных отношений. Поэтапно внедрялись инструменты бюджетирования, ориентированного на результат.
Вместе с тем развитие бюджетного законодательства и бюджетной системы Российской Федерации, а также тенденции в российской экономике в целом ставят задачи по дальнейшему совершенствованию и развитию бюджетного процесса и управления муниципальными финансами в районе.
При улучшении общей макроэкономической ситуации продолжились укрепление бюджетной системы района, повышение ее устойчивости и сбалансированности. Бюджет Инсарского муниципального района за 2021 год исполнен по собственным доходам на 115,9 процентов к годовым плановым назначениям, по расходам на 97,4 процента, дефицит бюджета составил 2691,7 тыс. рублей.
В таблице 1 представлены сведения о поступлении доходов в бюджет Инсарского муниципального района в 2022 году в сравнении с 2021 годом.
Таблица 1
Сведения о поступлении доходов в бюджет Инсарского муниципального района в 2022 - 2021 годах
Наименование показателя |
2022 год, тыс. рублей |
2021 год, тыс. рублей |
Темп роста (снижения), Процентов |
Налоговые и неналоговые доходы (собственные доходы) - всего |
59 602,5 |
53 382,2 |
111,6 |
Безвозмездные поступления |
246 927,5 |
223 615,3 |
110,4 |
Итого доходов |
306 530,0 |
276 997,5 |
110,7 |
В 2022 году по сравнению с 2021 годом доходы бюджета Инсарского муниципального района увеличились на 10,7 процентов, расходы - на 7,4 процента. При этом собственные доходы бюджета Инсарского муниципального района возросли на 11,6 процентов.
В сложившихся условиях основными направлениями дальнейшего реформирования сферы муниципальных финансов и совершенствования бюджетной политики являются:
развитие программно-целевых принципов бюджетного планирования в рамках муниципальных программ Инсарского муниципального района, бюджетирования, ориентированного на достижение результата;
отработка финансовых механизмов обеспечения выполнения муниципальных заданий муниципальными учреждениями Инсарского муниципального района, повышение качества оказания муниципальных услуг;
Программа определяет основные направления (цели) развития и функционирования бюджетной системы Инсарского муниципального района, а также финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий и показатели их результативности.
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, позволит повысить качество управления бюджетным процессом Инсарского муниципального района, результативность и эффективность расходования бюджетных средств, обеспечить обоснованность и прозрачность планируемых бюджетных ассигнований Инсарского муниципального района и доступность осуществления контроля со стороны общественности за их планированием и расходованием.
Реализация Программы должна обеспечить:
1) сбалансированность консолидированного бюджета Инсарского муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
2) увеличение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Инсарского муниципального района
3) снижение просроченной кредиторской задолженности бюджета Инсарского муниципального района;
4) определение финансовых условий на долгосрочную перспективу для решения задач социально-экономического развития Инсарского муниципального района;
5) создание условий для повышения эффективности управления муниципальными финансами в Инсарском муниципальном районе при выполнении муниципальных функций и обеспечении потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, повышения их доступности и качества;
6) переход на формирование бюджета Инсарского муниципального района на принципах программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности использования бюджетных средств;
7) повышение бюджетной дисциплины органов местного самоуправления;
8) увеличение объема собственных доходных поступлений в бюджет Инсарского муниципального района;
9) сохранение объема расходов на обслуживание муниципального долга Инсарского муниципального района на уровне, не превышающем предельных значений, установленных решением Совета депутатов Инсарского муниципального района.
10) повышение эффективности и результативности межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам сельских поселений Инсарского муниципального района.
2. Приоритеты политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты Программы, сроки и этапы реализации Программы
Приоритеты политики в сфере управления муниципальными финансами Инсарского муниципального района определены ежегодными посланиями Главы Республики Мордовия Государственному собранию Республики Мордовия, муниципальной программой комплексного социально-экономического развития Инсарского муниципального района Республики Мордовия, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период.
Основным стратегическим приоритетом политики в сфере управления муниципальными финансами Инсарского муниципального района является эффективное использование бюджетных ресурсов для обеспечения динамичного развития экономики, повышения уровня жизни населения и формирования благоприятных условий жизнедеятельности в Инсарском муниципальном районе.
Программа направлена на достижение следующих целей:
повышение бюджетного потенциала, устойчивости и сбалансированности системы муниципальных финансов в Инсарском муниципальном районе;
оптимизация долговой нагрузки на бюджет Инсарского муниципального района;
обеспечение эффективного функционирования сектора экономики Инсарского муниципального района;
обеспечение контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Для достижения указанных целей в рамках реализации Программы предусматривается решение следующих приоритетных задач:
совершенствование бюджетных прогнозов, развитие системы бюджетного планирования;
наращивание доходного потенциала, оптимизация расходов;
повышение эффективности и качества предоставления муниципальных услуг;
формирование, ведение и развитие общедоступных информационных ресурсов.
Срок реализации Программы - 2024 - 2027 годы.
Разделение Программы на этапы не предусматривается.
Состав показателей (индикаторов) Программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач, определенных Программой. Такой подход использован также при определении состава показателей (индикаторов) подпрограммы, включенной в состав Программы (приложение 1).
Перечень показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность их корректировки в случае потери информативности показателя (например, в связи с достижением его максимального значения), изменений приоритетов политики в сфере управления муниципальными финансами, а также изменений законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Мордовия, влияющих на расчет данных показателей.
Реализация Программы позволит:
обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджета Инсарского муниципального района, его формирование на основе программно-целевого подхода, эффективную систему управления муниципальными финансами в качестве одного из ключевых механизмов динамичного социально-экономического развития и повышения качества жизни населения Инсарского муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
повысить бюджетный потенциал Инсарского района как за счет роста собственной доходной базы бюджета Инсарского муниципального района, так и за счет эффективного осуществления бюджетных расходов с нацеленностью их на достижение конечного социально-экономического результата;
определить финансовые условия на долгосрочную перспективу для решения задач социально-экономического развития Инсарского муниципального района;
не допускать образования просроченной кредиторской задолженности;
создать условия для повышения эффективности управления муниципальными финансами для выполнения муниципальных функций и обеспечения потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, повышения их доступности и качества.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы, подпрограммы Программы, а также мер государственного и правового регулирования
Достижение целей и решение задач Программы будут осуществляться в рамках реализации подпрограмм:
1) подпрограмма "Эффективное использование бюджетного потенциала" (приложение 5);
2) подпрограмма "Повышение эффективности межбюджетных отношений" (приложение 6).
Мероприятия, направленные на полноценное, всестороннее методическое и организационное обеспечение бюджетного процесса в Инсарском муниципальном районе, планируется осуществлять на протяжении всего срока реализации Программы.
1. Подпрограмма "Эффективное использование бюджетного потенциала" предусматривает выполнение следующих основных мероприятий:
1) Совершенствование бюджетного процесса, формирование бюджета Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.
В рамках реализации данного мероприятия основные усилия будут сосредоточены на совершенствовании бюджетного планирования, в том числе путем адаптации программного обеспечения к изменениям бюджетной классификации, расширения сферы автоматизации финансовых расчетов в целях повышения их оперативности.
Важным направлением работы станет совершенствование механизмов формирования муниципальных заданий бюджетным учреждениям Инсарского муниципального района как инструмента повышения эффективности бюджетных расходов и качества оказания муниципальных услуг. Планируются усиление контроля за достижением бюджетными и учреждениями Инсарского муниципального района запланированных результатов, предусмотренных муниципальным заданием, уточнение методики расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.
В качестве ключевого направления реформирования бюджетного процесса предусматривается формирование бюджета Инсарского муниципального района на основе муниципальных программ Инсарского муниципального района, что потребует внедрения принципиально новых подходов к бюджетному планированию, повышения ответственности главных распорядителей средств бюджета Инсарского муниципального района за обеспечение финансирования предусмотренных бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств, рациональное использование бюджетных средств, постоянного мониторинга хода реализации и финансирования муниципальных программ Инсарского муниципального района, своевременного принятия соответствующих корректирующих управленческих решений.
В рамках настоящего основного мероприятия предполагается осуществление мер по:
переходу к программному бюджету;
совершенствованию бюджетного планирования;
формированию проекта решения Совета депутатов Инсарского муниципального района о бюджете Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, подготовке решений Совета депутатов Инсарского муниципального района о внесении изменений в утвержденный бюджет на очередной год и плановый период;
совершенствованию процедур исполнения бюджета и составления отчетности о его исполнении.
2). Развитие контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
В рамках данного основного мероприятия предполагается развитие системы внутреннего муниципального финансового контроля в Инсарском муниципальном районе. Финансовым управлением администрации Инсарского муниципального района как финансовым органом на постоянной основе будут осуществляться при проведении каждой расчетной операции следующие виды контроля:
за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.
Кроме того, Финансовым управлением администрации Инсарского муниципального района как органом внутреннего муниципального финансового контроля будет осуществляться:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий.
Повышению качества внутреннего муниципального финансового контроля будет способствовать осуществление Финансовым управлением администрации Инсарского муниципального района анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
3). Наращивание доходного потенциала, оптимизация бюджетных расходов.
Увеличение доходного потенциала бюджетной системы Инсарского муниципального района тесно связано с ее социально-экономическим развитием и должно являться отражением принятых мер по стимулированию инвестиционной активности в Инсарском муниципальном районе, увеличению количества занятых в ее экономике, росту производительности труда.
Вместе с тем задача наращивания доходного потенциала должна решаться посредством улучшения администрирования доходных источников, включения меры по сокращению теневого сектора экономики, легализации заработной платы, сокращению задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет Инсарского муниципального района.
Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальными финансами предусматривается реализация мероприятий по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих в сфере повышения эффективности бюджетных расходов.
4) Развитие информационных систем и ресурсов.
В рамках данного основного мероприятия предполагается внедрение автоматизированной системы планирования и исполнения районного бюджета Инсарского муниципального района. Создание такой системы позволит повысить качество бюджетного планирования и сократить количество выполняемых в ходе бюджетного планирования процедур.
В составе информационной системы планирования и исполнения районного бюджета Инсарского муниципального района будет создана подсистема автоматизированного учета фактического потребления муниципальных услуг, увязанная с системами планирования и корректировки муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг.
Важной составляющей информационной системы в сфере общественных финансов станет подсистема "Бюджет для граждан" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Сведения об основных мероприятиях Программы приведены в приложении 2.
Финансовое управление администрации Инсарского муниципального района ежегодно уточняет объемы затрат на обеспечение своей деятельности по выполнению программных мероприятий и осуществляет подготовку предложений по финансированию мероприятий Программы в проект бюджета Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период.
Финансовое управление администрации Инсарского муниципального района обеспечивает исполнение программных мероприятий с соблюдением установленных сроков и объемов бюджетного финансирования, разрабатывает предложения по продлению сроков реализации мероприятий и несет ответственность за несвоевременное выполнение мероприятий соответствующих разделов Программы.
Финансовое управление администрации Инсарского муниципального района, как ответственный исполнитель:
осуществляет текущее управление реализацией Программы;
в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию Программы и обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Муниципальной программы средств распределяет их по программным мероприятиям;
В качестве основных мер правового регулирования в рамках реализации Программы предусматриваются формирование и развитие нормативной правовой базы для эффективного управления муниципальными финансами, муниципальным долгом и муниципальным имуществом Инсарского муниципального района, состоящей из следующих нормативных правовых актов Инсарского муниципального района, принимаемых и корректируемых ежегодно либо по необходимости:
решений Совета депутатов Инсарского муниципального района:
о бюджете Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;
о внесении изменений в решение Совета депутатов о бюджете Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;
об исполнении бюджета Инсарского муниципального района за отчетный финансовый год;
об основных направлениях бюджетной и основных направлениях налоговой политики Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;
постановления администрации Инсарского муниципального района о порядке составления проектов бюджета Инсарского муниципального района и на очередной финансовый год и плановый период и других.
Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целей и задач Программы, с описанием основных положений и ожидаемых сроков принятия нормативных правовых актов Инсарского муниципального района приведены в приложении 3.
2. Подпрограмма "Повышение эффективности межбюджетных отношений" предусматривает реализацию следующих основных мероприятий:
1) Выравнивание бюджетной обеспеченности сельских поселений Инсарского муниципального района;
2) Финансовая поддержка поселений Инсарского муниципального района для решения вопросов местного значения.
4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Финансовое обеспечение программных мероприятий осуществляется в пределах средств, предусмотренных решением Совета депутатов Инсарского муниципального района о бюджете Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.
Программа ориентирована на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе для администрации Инсарского муниципального района, реализующей другие муниципальные программы Инсарского муниципального района, условий и механизмов их реализации.
Обоснование планируемых объемов ресурсов на реализацию Программы заключается в том, что Программа обеспечивает значительный вклад в достижение практически всех стратегических целей, в том числе путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышения уровня и качества жизни населения.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы из средств бюджета Инсарского муниципального района составляет 13834,7 тыс. рублей, в том числе:
на 2024 год -3316,6 тыс. рублей;
на 2025 год - 3402,9 тыс. рублей;
на 2026 год - 3505,0 тыс. рублей;
на 2027 год - 3610,2 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет всех источников финансирования по годам ее реализации в разрезе подпрограмм и основных мероприятий Программы представлено в приложении 4.
5. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы
К рискам реализации Программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений Программы на муниципальном уровне и (или) недостаточно быстрым осуществлением институциональных преобразований, предусмотренных Программой;
2) организационные риски, связанные с возникновением проблем в реализации Программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственного исполнителя или соисполнителя, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, несвоевременному финансированию, невыполнению ряда мероприятий Программы.
Снижению указанных рисков будут способствовать повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителя для своевременной и эффективной реализации запланированных мероприятий, координация деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителя и налаживание административных процедур для снижения организационных рисков, а также повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;
3) финансовые риски, которые связаны с финансированием Программы в неполном объеме за счет бюджетных средств. Данные риски могут возникнуть по причине увеличения дефицита бюджета Инсарского муниципального района, наращивания расходов бюджета Инсарского муниципального района необеспеченными доходами бюджета Инсарского муниципального района.
Их снижению будут способствовать внедрение в практику программного бюджетирования, и своевременная корректировка объемов финансирования основных мероприятий Программы.
4) непредвиденные риски. Реализации Программы также могут угрожать риски, которыми сложно или невозможно управлять в рамках реализации Программы. К ним относятся изменение бюджетного и налогового законодательства, а также законодательства в сфере размещения муниципального заказа, осуществление возврата излишне начисленных и уплаченных налогов, риски ухудшения общей макроэкономической ситуации в стране и мире, ситуации на финансовых рынках вследствие финансового и экономического кризиса, природные и техногенные катастрофы, стихийные бедствия.
Вышеуказанные риски можно распределить по уровням их влияния на реализацию Программы (таблица 2).
Таблица 2
Риски реализации Программы
Наименование риска |
Уровень влияния |
Меры по снижению риска |
1 |
2 |
3 |
Институционально-правовые риски: отсутствие нормативного регулирования основных мероприятий Программы; недостаточно быстрое формирование механизмов и инструментов реализации основных мероприятий Муниципальной программы |
умеренный |
Принятие нормативных правовых актов Инсарского муниципального района, регулирующих сферу управления муниципальными финансами, усиление контроля за осуществлением институционально-правовых преобразований в сфере управления муниципальными финансами |
Организационные риски: неактуальность прогнозирования и запаздывание разработки, согласования и выполнения мероприятий Программы; недостаточная гибкость и адаптируемость Программы к изменению мировых тенденций экономического развития, ситуации на финансовых рынках и организационным изменениям органов местного самоуправления; недобросовестность и недостаточная квалификация ответственного исполнителя или соисполнителя |
умеренный |
повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей Программы для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий; координация деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей, налаживание административных процедур для снижения данного риска, усиление контроля за ходом реализации Программы |
Финансовые риски: дефицит бюджетных средств, необходимых на реализацию Программы, зависимость от привлечения средств из республиканского бюджета; увеличение дефицита бюджета |
высокий |
обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям Программы |
Непредвиденные риски: изменение бюджетного и налогового законодательства, а также законодательства в сфере размещения муниципального заказа; осуществление возврата излишне начисленных и уплаченных налогов; риски ухудшения общей макроэкономической ситуации в стране и мире, ситуации на финансовых рынках вследствие финансового и экономического кризиса; природные и техногенные катастрофы, стихийные бедствия |
высокий |
осуществление мониторинга изменения ситуации на финансовых рынках и прогнозирования социально-экономического развития в двух вариантах с учетом возможного ухудшения экономической ситуации |
Из вышеназванных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию Программы могут оказать финансовые и непредвиденные риски, которые содержат угрозу невыполнения Программы. Поскольку в рамках реализации Программы практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками.
6. Механизм реализации муниципальной Программы
Финансовое управление администрации Инсарского муниципального района на принципах организационно-методического и информационного единства управления реализацией Программы и на основе единых подходов к формированию тематики программных мероприятий, определению сроков и процедур мониторинга основных целевых индикаторов и показателей эффективности выполнения мероприятий Программы осуществляет координацию деятельности по исполнению программных мероприятий, контроль за ходом и эффективностью их исполнения.
Ответственный исполнитель осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации Программы, контроль за проведением программных мероприятий и мониторинг результатов реализации, выявляет отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов от плановых, устанавливает причины и определяет меры по устранению отклонений.
Ответственный исполнитель Программы при необходимости в установленном порядке и сроки готовит проект решения Совета депутатов Инсарского муниципального района о внесении изменений в Программу.
В качестве органов оперативного управления ответственный исполнитель вправе создавать рабочие группы с привлечением экспертного сообщества, специалистов администрации Инсарского муниципального района.
Контроль за реализацией мероприятий Программы ведется на основе отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Ответственный исполнитель выполняет также следующие функции:
подготовку в установленном порядке предложений об уточнении перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточнение затрат и сроков исполнения по отдельным программным мероприятиям, а также механизмов реализации Программы;
проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
осуществляет финансирование мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.