г. Краснодар |
|
25 февраля 2020 г. |
Дело N А53-20713/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Ростовэнерго" (ИНН 6164288981, ОГРН 1096164001295) - Шаруновой А.А. (доверенность от 29.12.2017), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (ИНН 6152000398, ОГРН 1026103305304) и третьего лица - администрации города Ростова-на-Дону, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 по делу N А53-20713/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Ростовэнерго" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - департамент, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным отказ департамента от 04.06.2019 N 59-30-12168/14 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253 в аренду без проведения торгов;
- обязать департамент подготовить и направить проект договора аренды.
Заявление мотивировано незаконностью решения уполномоченного органа, отказавшего в заключении договора аренды земельного участка, образованного из участка, используемого заявителем на основании долгосрочного договора аренды от 05.03.2007 N 29754. Оспариваемое решение нарушает закон (статьи 11.3,11.8, 39.6, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс) и права (интересы) общества в сфере предпринимательской деятельности (статьи 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации города Ростова-на-Дону (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019, требования удовлетворены. Признано незаконным решение департамента от 04.06.2019 N 59-30-12168/14. Суд обязал уполномоченный орган подготовить и направить в адрес общества проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253.
Суды установили, что общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:0008, общей площадью 42 016 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, р-н Первомайский, ул. Миронова, 12/5, на основании договора аренды от 05.03.2007 N 29754, заключенного с департаментом сроком на 49 лет. Договор аренды прошел процедуру государственной регистрации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). Земельный участок с кадастровым номером 61:44:0020402:0008 первоначально имел вид разрешенного использования - для эксплуатации котельной "Темерник", он используется обществом (как и его правопредшественниками) для размещения и эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости производственного назначения. Копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости представлены заявителем в материалы дела. В 2017 году общество в порядке, предусмотренном статьей 11.2 Земельного кодекса, инициировало процедуру раздела земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:0008 с сохранением исходного участка в измененных границах. Постановлением администрации от 30.03.2017 N 253 утверждена схема расположения земельного участка, образованного из участка с кадастровым номером 61:44:0020402:0008, на кадастровом плане территории. Обществу предписано обеспечить проведение кадастровых работ в отношении образуемого земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет. Во исполнение данного постановления общество обеспечило проведение кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:0008 на два участка. По результатам проведения кадастровых работ 26.04.2017 ООО "ГЕО-ДОН" подготовлен межевой план образуемого земельного участка (площадью 21 549 кв. м), которому 24.07.2017 присвоен кадастровый номер 61:44:0020402:253. Вид разрешенного использования для вновь созданного участка был установлен в соответствии с видом разрешенного использования исходного земельного участка - для эксплуатации котельной "Темерник". На образованном в результате раздела земельном участке с кадастровым номером 61:44:0020402:253 расположены следующие объекты недвижимости: склад соли, площадью 477,1 кв. м (с кадастровым номером 61:44:0000000:155231); мазутные баки площадью 915,9 кв. м (с кадастровым номером 61:44:0020402:255). Общество 08.09.2017 обратилось в департамент для оформления права аренды в отношении образованного земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253 на прежних условиях. Департамент отказал в предоставлении в аренду земельного участка без торгов в связи с тем, что фактическое использование спорного земельного участка не соответствует виду его разрешенного использования, а также с учетом того, что площадь испрашиваемого земельного участка несоразмерна площади застройки (письмо от 10.10.2017 N 21839/14). Обществом проведены мероприятия по приведению вида разрешенного использования участков с кадастровыми номерами 61:44:0020402:0008 и 61:44:0020402:253 в соответствие с их фактическим использованием. В отношении земельных участков установлен единый вид разрешенного использования - объекты инженерной инфраструктуры, сооружения и устройства сетей инженерно-технического обеспечения, объекты коммунального хозяйства, складские здания. Общество 01.06.2018 через МКУ "МФЦ города Ростова-на-Дону" повторно обратилось с заявлением N 84-153815 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253 в аренду без проведения торгов. По результатам рассмотрения заявления департамент, ссылаясь на подпункт 25 пункта 2.9.2 Административного регламента N АР-301-20, утвержденного постановлением администрации от 27.01.2016 N 65, отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду в связи с тем, что его площадь более чем в три раза превышает его застроенную площадь. Письмом департамента от 28.06.2018 исх. N 59-30-14232/14 общество также было уведомлено о том, что уполномоченным органом проводятся мероприятия по определению площади земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимого имущества, по итогам которых обществу будет сообщено о дальнейших действиях для оформления прав на земельный участок. Впоследствии, письмами от 21.09.2018 N 20852/14 и от 05.10.2018 N 59-30- 22128/12 департамент уведомил общество о том, что согласно полученному экспертному заключению площадь испрашиваемого участка, необходимая для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости составляет 3641 кв. м, и направил обществу выписку из протокола заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков для проведения кадастровых работ по образованию земельного участка с указанной площадью из земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:0008, повторно уведомив об отказе в предоставлении в аренду участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253. Не согласившись с отказом, общество письмом от 05.05.2019 N 14-3582 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253 в аренду без проведения торгов. К заявлению приложены пояснения об основаниях предоставления земельного участка в аренду без торгов (подпункт 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса). Обществом 04.06.2019 получено решение департамента об отказе в предоставлении в аренду (без торгов) земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253 ввиду превышения площади испрашиваемого земельного участка его застроенной площади более чем в три раза. Ссылаясь на незаконность данного отказа департамента, нарушающего права (интересы) общества как арендатора исходного земельного участка, последнее оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались пунктом 4 статьи 11.8, подпунктом 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, а также правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 306-КГ15-8301. При исследовании договора от 05.03.2007 N 29754 аренды земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:0008 судами не установлено обстоятельств, исключающих возможность предоставления в аренду данного (исходного) земельного участка. Поэтому судебные инстанции признали довод департамента о несоразмерности площади испрашиваемого участка площади находящихся на нем объектов недвижимости лишенным правового содержания. С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности требований заявителя, подлежащих удовлетворению. Судебные расходы распределены по правилам статьи 110 Кодекса.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Уполномоченный орган полагает, что отказ в предоставлении испрашиваемого обществом в аренду земельного участка, соответствует закону. Экспертизой, проведенной в соответствии с пунктом 3.2.2 решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 15.07.2014 N 668 "Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков в городе Ростове-на-Дону"", установлено, что площадь испрашиваемого обществом участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253, необходимая для эксплуатации объектов, составляет 3641 кв. м, что меньше фактической площади земельного участка (21 549 кв. м) на 17 908 кв. м. С учетом того, что площадь земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253 (21 549 кв. м) превышает более чем в три раза застроенную площадь участка (1395,9 кв. м), департамент, руководствуясь подпунктом 25 пункта 2.9.2 Административного регламента N АР-301-20 муниципальной услуги "Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов", утвержденным постановлением администрации от 27.01.2016 N 65, отказал заявителю в предоставлении муниципальной услуги. Испрашиваемый участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке, в размере, необходимом для такой эксплуатации. При этом сам по себе факт постановки земельного участка на кадастровый учет, как и предшествующее ему утверждение схемы расположения участка, такими доказательствами выступать не могут. Собственник объектов недвижимости, требующий предоставления земельного участка, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях. Каких-либо доказательств необходимости использования всего испрашиваемого в аренду земельного участка заявителем не предоставлено.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Заявитель отмечает, что он обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду вновь созданного земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 11.8, подпунктом 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. В силу приведенных норм договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка. Действующее законодательство не ставит право лица (арендатора исходного земельного участка) приобрести земельный участок в аренду (без торгов) по указанным основаниям в зависимость от наличия на испрашиваемом участке объектов недвижимости, или от их площади.
От администрации отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Департамент и администрация, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:0008, общей площадью 42 016 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, р-н Первомайский, ул. Миронова, 12/5, на основании договора аренды от 05.03.2007 N 29754, заключенного с департаментом сроком на 49 лет. Договор аренды прошел процедуру государственной регистрации, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Земельный участок с кадастровым номером 61:44:0020402:0008 первоначально имел вид разрешенного использования - для эксплуатации котельной "Темерник", он используется обществом (как и его правопредшественниками) для размещения и эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости производственного назначения.
В 2017 году общество в порядке, предусмотренном статьей 11.2 Земельного кодекса, инициировало процедуру раздела земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:0008 с сохранением исходного участка в измененных границах.
Постановлением администрации от 30.03.2017 N 253 утверждена схема расположения земельного участка, образованного из участка с кадастровым номером 61:44:0020402:0008, на кадастровом плане территории. Обществу предписано обеспечить проведение кадастровых работ в отношении образуемого земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет.
Во исполнение данного постановления общество обеспечило проведение кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:0008 на два участка. По результатам проведения кадастровых работ 26.04.2017 ООО "ГЕО-ДОН" подготовлен межевой план образуемого земельного участка (площадью 21 549 кв. м), которому 24.07.2017 присвоен кадастровый номер 61:44:0020402:253. Вид разрешенного использования для вновь созданного участка был установлен в соответствии с видом разрешенного использования исходного земельного участка - для эксплуатации котельной "Темерник".
На образованном в результате раздела земельном участке с кадастровым номером 61:44:0020402:253 расположены следующие объекты недвижимости: склад соли, площадью 477,1 кв. м (с кадастровым номером 61:44:0000000:155231); мазутные баки площадью 915,9 кв. м (с кадастровым номером 61:44:0020402:255).
Общество 08.09.2017 обратилось в департамент для оформления права аренды в отношении образованного земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253 на прежних условиях.
Департамент отказал в предоставлении в аренду земельного участка без торгов в связи с тем, что фактическое использование спорного земельного участка не соответствует виду его разрешенного использования, а также с учетом того, что площадь испрашиваемого земельного участка несоразмерна площади застройки (письмо от 10.10.2017 N 21839/14).
Обществом проведены мероприятия по приведению вида разрешенного использования участков с кадастровыми номерами 61:44:0020402:0008 и 61:44:0020402:253 в соответствие с их фактическим использованием. В отношении земельных участков установлен единый вид разрешенного использования - объекты инженерной инфраструктуры, сооружения и устройства сетей инженерно-технического обеспечения, объекты коммунального хозяйства, складские здания.
Общество 01.06.2018 через МКУ "МФЦ города Ростова-на-Дону" повторно обратилось с заявлением N 84-153815 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253 в аренду без проведения торгов. По результатам рассмотрения заявления департамент, ссылаясь на подпункт 25 пункта 2.9.2 Административного регламента N АР-301-20, утвержденного постановлением администрации от 27.01.2016 N 65, отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду в связи с тем, что его площадь более чем в три раза превышает его застроенную площадь.
Письмом департамента от 28.06.2018 исх. N 59-30-14232/14 общество также было уведомлено о том, что уполномоченным органом проводятся мероприятия по определению площади земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимого имущества, по итогам которых обществу будет сообщено о дальнейших действиях для оформления прав на земельный участок.
Впоследствии, письмами от 21.09.2018 N 20852/14 и от 05.10.2018 N 59-30- 22128/12 департамент уведомил общество о том, что согласно полученному экспертному заключению площадь испрашиваемого участка, необходимая для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости составляет 3641 кв. м, и направил обществу выписку из протокола заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков для проведения кадастровых работ по образованию земельного участка с указанной площадью из земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:0008, повторно уведомив об отказе в предоставлении в аренду участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253.
Не согласившись с отказом, общество письмом от 05.05.2019 N 14-3582 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253 в аренду без проведения торгов. К заявлению приложены пояснения об основаниях предоставления земельного участка в аренду без торгов (подпункт 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Обществом 04.06.2019 получено решение департамента об отказе в предоставлении в аренду (без торгов) земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253 ввиду превышения площади испрашиваемого земельного участка его застроенной площади более чем в три раза.
Ссылаясь на незаконность данного решения департамента об отказе в предоставлении в аренду (без торгов) земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253, нарушающего права (интересы) общества как арендатора исходного земельного участка, последнее оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. В пункте 6 названной нормы закреплено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 Земельного кодекса в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
По общему правилу договор аренды земельного участка при выделе из него других земельных участков не прекращается. Указание на преимущественное право арендатора на заключение договора аренды или на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды предполагает действие первоначального договора аренды в отношении, в частности, и выделенных земельных участков. Положение пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса, предусматривающее преимущественное право на заключение договоров аренды образуемых и измененных земельных участков, направлено на стабилизацию арендных отношений, а не на их прекращение.
Предоставление арендатору земельного участка, образованного в результате раздела ранее предоставленного ему на праве аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, в силу положений пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса не предполагает проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае: предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 рассматриваемого пункта, пунктом 5 статьи 46 данного Кодекса (подпункт 5); земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, на праве оперативного управления (подпункт 9).
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили отсутствие обстоятельств, препятствующих предоставлению испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду без торгов. Суды указали, что право общества заключить договор аренды на вновь образованный земельный участок основано на нормах Земельного кодекса, не ставящих право лица приобрести такой участок в аренду без торгов в зависимость от наличия на испрашиваемом участке объектов недвижимости и (или) от их площади. При исследовании договора от 05.03.2007 N 29754 аренды земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:0008 судами не установлено обстоятельств, исключающих возможность предоставления в аренду данного (исходного) участка. Исходя из приведенных норм и установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций признали отказ департамента, изложенный в письме от 04.06.2019 N 59-30-12168/14, не соответствующим закону и нарушающим права (интересы) общества в сфере предпринимательской деятельности.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, как арендатора земельного участка, образованного в результате раздела ранее предоставленного ему на праве аренды земельного участка, суд первой инстанции возложил на департамент обязанности по подготовке и направлению обществу проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы не опровергают вывод судебных инстанций о наличии (доказанности обществом) оснований для признания незаконным решения департамента об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:253. Испрашиваемый заявителем участок образован из участка, арендуемого обществом по договору от 05.03.2007 N 29754 (с кадастровым номером 61:44:0020402:0008). Действующее земельное законодательство не ставит право такого лица в зависимость от наличия на нем объекта недвижимости, а также его площади.
Судами на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в деле доказательств, правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права. Несогласие подателя жалобы с судебными выводами само по себе не может служить основанием, достаточным для отмены решения и (или) апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 по делу N А53-20713/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили отсутствие обстоятельств, препятствующих предоставлению испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду без торгов. Суды указали, что право общества заключить договор аренды на вновь образованный земельный участок основано на нормах Земельного кодекса, не ставящих право лица приобрести такой участок в аренду без торгов в зависимость от наличия на испрашиваемом участке объектов недвижимости и (или) от их площади. При исследовании договора от 05.03.2007 N 29754 аренды земельного участка с кадастровым номером 61:44:0020402:0008 судами не установлено обстоятельств, исключающих возможность предоставления в аренду данного (исходного) участка. Исходя из приведенных норм и установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций признали отказ департамента, изложенный в письме от 04.06.2019 N 59-30-12168/14, не соответствующим закону и нарушающим права (интересы) общества в сфере предпринимательской деятельности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 февраля 2020 г. N Ф08-12281/19 по делу N А53-20713/2019
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9932/20
25.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12281/19
01.11.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18007/19
04.09.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-20713/19