Покупка основных средств: как избежать проблем
Основные средства бухгалтер приходует по первоначальной стоимости (то есть исходя из суммы всех затрат, связанных с покупкой). Однако важно знать, что в бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость купленных основных средств формируется по-разному. Так, некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета включаются в первоначальную стоимость основных средств, а по правилам налогового - нет.
Главные из таких расходов - проценты по кредитам и суммовые разницы. Чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, а также минимизировать расходы, важно внимательно проанализировать положения договора купли-продажи. Во многих случаях неприятностей легко избежать.
Цель кредита
В налоговом учете проценты по любым кредитам учитывают как внереализационные расходы. В бухгалтерском же учете все иначе: уплаченные проценты по дебету субсчета 91-2 нужно отражать не всегда. Если кредит взят для покупки основных средств, проценты по нему включают в первоначальную стоимость приобретаемого имущества. Это правило применяется, если проценты начислены до оприходования основных средств.
В этой ситуации основные средства будут числиться в налоговом и бухгалтерском учете по разной стоимости.
Но выход есть. Попытайтесь договориться с банком, чтобы независимо от того, на какие цели взят кредит, в договоре было записано: "на пополнение оборотных средств". Тогда вы получите не одно, а сразу три преимущества.
Во-первых, вы сможете учесть уплаченные проценты по дебету субсчета 91-2, а значит, первоначальная стоимость основного средства в бухгалтерском и налоговом учете будет одинакова, и отдельных налоговых регистров по учету основных средств не потребуется.
Во-вторых, уплаченные проценты в пределах нормативов вы сразу сможете отнести в уменьшение прибыли. И в-третьих, не будете переплачивать налог на имущество.
Пример 1
ЗАО "Актив" приобретает оборудование. Стоимость оборудования - 1 200 000 руб. (в том числе НДС - 200 000 руб.). Для покупки оборудования фирма получила банковский кредит в той же сумме. Согласно договору, "Актив" должен заплатить проценты по кредиту в сумме 60 000 руб. Проценты были начислены до оприходования оборудования на балансе фирмы.
Ситуация 1.
Цель получения кредита, указанная в кредитном договоре, - покупка основных средств.
Первоначальная стоимость оборудования составит:
в бухгалтерском учете - 1 060 000 руб. (1 200 000 - 200 000 + 60 000);
в налоговом учете - 1 000 000 руб. (1 200 000 - 200 000).
Ситуация 2.
Цель получения кредита, указанная в кредитном договоре, - пополнение оборотных средств.
Первоначальная стоимость оборудования и в налоговом, и в бухгалтерском учете составит 1 000 000 руб. (1 200 000 - 200 000).
Обратите внимание: проценты по кредиту, полученному для покупки основных средств, начисленные после их оприходования, в налоговом учете отражают в составе внереализационных, а в бухгалтерском - операционных расходов.
Оплачиваем в валюте
Поставщики могут устанавливать цены на свою продукцию в условных единицах (как правило, в долларах). Законом это не запрещено, однако цены, установленные в условных единицах, нужно пересчитывать в рубли.
Если с даты оприходования основного средства до даты его оплаты курс доллара вырос, после такого пересчета ваша рублевая задолженность перед поставщиком увеличится. Сумму, которую придется доплатить, называют отрицательной суммовой разницей.
В налоговом учете отрицательные суммовые разницы учитывают как внереализационные расходы. По правилам же бухгалтерского учета отрицательные суммовые разницы, связанные с приобретением основных средств, увеличивают их первоначальную стоимость. В результате одно и то же имущество отражается в бухгалтерском и налоговом учете по разной стоимости. А раз так, придется заполнять отдельные налоговые регистры по учету основных средств.
Из этой ситуации есть выход. Нужно так сформулировать условия договора, чтобы суммовую разницу можно было квалифицировать как штрафные санкции (пени) за несвоевременную оплату основного средства. В бухгалтерском и налоговом учете уплаченные пени учитывают одинаково (как внереализационные расходы).
Действовать нужно так. Во-первых, установите стоимость основного средства в рублях. Во-вторых, запишите в договоре, что за несвоевременную оплату покупатель должен заплатить пени, которые рассчитываются так:
(Курс доллара на дату оплаты - Курс доллара на дату отгрузки) х Стоимость основного средства в рублях : Курс доллара на дату отгрузки = Сумма пеней.
В результате вы заплатите поставщику такую же сумму в рублях, как если бы стоимость основного средства была установлена в валюте. Однако сумма доплаты уже не будет квалифицирована как суммовая разница.
Преимущества этой схемы в том, что вы, во-первых, сэкономите на налоге на имущество, а во-вторых, дополнительных налоговых регистров по учету основных средств не потребуется.
Пример 2
ООО "Пассив" покупает оборудование за 1000 долл. США (без НДС). Курс доллара на дату оприходования оборудования - 30 руб./USD, на дату оплаты - 33 руб./USD.
Ситуация 1.
По договору цена оборудования установлена в долларах. Тогда фирма перечислит поставщику 33 000 руб., в том числе:
- 30 000 руб. (30 руб./USD х 1000 USD) - цена оборудования;
- 3000 руб. ((33 руб./USD - 30 руб./USD) х 1000 USD) - суммовая разница.
Первоначальная стоимость оборудования составит:
- в налоговом учете - 30 000 руб.;
- в бухгалтерском учете - 33 000 руб.
Ситуация 2.
По договору цена оборудования установлена в рублях и составляет 30 000 руб. (без НДС). Фирма перечислит поставщику 33 000 руб., в том числе:
- 30 000 руб. - цена оборудования;
- 3000 руб. ((33 руб./USD - 30 руб./USD) х (30 000 руб./ 30 руб./USD)) - пени.
Первоначальная стоимость оборудования и в бухгалтерском, и в налоговом учете составит 30 000 руб.
В. Руденко,
аудитор
"Практическая бухгалтерия", N 9, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.