В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и абзацем вторым пункта 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и критически важных объектах, входящих в сферу деятельности Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя генерального директора по реализации государственной программы вооружения Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Генеральный директор |
Ю.И. Борисов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 октября 2023 г.
Регистрационный N 75416
УТВЕРЖДЕНО
приказом
Государственной корпорации
по космической деятельности
"Роскосмос"
от 20 июня 2023 г. N 195
Положение
о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и критически важных объектах, входящих в сферу деятельности Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
I. Общие положения
1. Правовыми основами деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и критически важных объектах, входящих в сферу деятельности Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 1 (далее соответственно - Функциональная подсистема, ЧС, Корпорация) являются:
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ);
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 215-ФЗ);
постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Положение о РСЧС);
постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Порядок N 334).
2. Функциональная подсистема объединяет органы управления, силы и средства Корпорации и организаций Корпорации 2, эксплуатирующих входящие в сферу деятельности Корпорации потенциально опасные объекты и (или) критически важные объекты (далее соответственно - ПОО, КВО, организации Корпорации), для реализации задач и выполнения функций, предусмотренных настоящим Положением.
Отнесение объектов к ПОО или к КВО осуществляется в соответствии с приказом Корпорации от 19 августа 2021 г. N 238дсп 3.
Функциональная подсистема входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 4 (далее - РСЧС).
II. Цель, задачи и функции Функциональной подсистемы
3. Целью деятельности Функциональной подсистемы являются организация и выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС на ПОО и (или) КВО.
4. Задачами Функциональной подсистемы являются:
а) совершенствование нормативной правовой, организационной и методической базы функционирования Функциональной подсистемы;
б) обеспечение готовности органов управления, сил и средств Функциональной подсистемы к действиям по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий на ПОО и (или) КВО;
в) координация и контроль деятельности сил и средств Функциональной подсистемы;
г) организация в установленном порядке 5 сбора, обработки и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС.
5. Функциями Функциональной подсистемы являются:
а) разработка проектов нормативных правовых актов, организационных и методических документов по вопросам предупреждения и ликвидации последствий ЧС на ПОО и (или) КВО;
б) организация изучения состояния окружающей среды, мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС на ПОО и (или) КВО, а также прогнозирование и оценка последствий возможных аварий и катастроф на ПОО и (или) КВО;
в) организация планирования в Корпорации и организациях Корпорации мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС на ПОО и (или) КВО;
г) обеспечение подготовки работников Корпорации и организаций Корпорации в области защиты от ЧС, в том числе к действиям при получении сигналов экстренного оповещения 6;
д) организация оповещения работников Корпорации и организаций Корпорации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС на ПОО и (или) КВО;
е) руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов финансовых и материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий ЧС на ПОО и (или) КВО;
ж) сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
з) планирование действий органов управления и сил Функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
и) обеспечение оперативного реагирования органов управления и сил Функциональной подсистемы при угрозе и возникновении ЧС на ПОО и (или) КВО.
III. Организация управления Функциональной подсистемы
6. Функциональная подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях.
7. Для организации деятельности Функциональной подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления Функциональной подсистемы 7.
8. Координационными органами Функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Корпорации 8;
на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций Корпорации 9.
Образование, реорганизация и упразднение указанных в настоящем пункте комиссий, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Корпорацией или организациями Корпорации 10.
9. Постоянно действующими органами управления Функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне - структурное подразделение Корпорации, в компетенцию которого входит решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС 11;
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций Корпорации, специально уполномоченные на решение задач в области защиты от ЧС 12.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления Функциональной подсистемы определяются соответствующими положениями о них 13.
10. Органами повседневного управления Функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне - Центральный информационный пункт (далее - ЦИП) Корпорации;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы или службы ответственных дежурных (далее - ДДС) организаций Корпорации.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления Функциональной подсистемы определяются соответствующими положениями о них 14.
IV. Силы и средства Функциональной подсистемы
11. К силам и средствам Функциональной подсистемы относятся:
а) силы и средства в составе структурных подразделений организаций Корпорации, осуществляющих в пределах своей компетенции мероприятия, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - постановление N 1007);
б) силы и средства в составе созданных организациями Корпорации служб (формирований), осуществляющих в пределах своей компетенции мероприятия, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 постановления N 1007, а также объектовых и специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - подразделения ФПС ГПС), осуществляющих профилактику и тушение пожаров в организациях Корпорации, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень организаций, в которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения ФПС ГПС 15, и аварийно-спасательных служб, привлекаемых на договорной основе 16.
12. Привлечение сил и средств Функциональной подсистемы к ликвидации ЧС осуществляется:
на федеральном уровне - в соответствии с федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 17;
на объектовом уровне - в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации 18.
V. Режимы функционирования Функциональной подсистемы и мероприятия, проводимые органами управления и силами
13. При отсутствии угрозы возникновения ЧС органы управления и силы Функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решением генерального директора Корпорации (на федеральном уровне) или руководителя организации Корпорации (на объектовом уровне) для соответствующих органов управления и сил Функциональной подсистемы устанавливается один из следующих режимов функционирования 19:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
б) режим ЧС - при возникновении и ликвидации последствий ЧС.
При угрозе возникновения или возникновении ЧС федерального характера режимы функционирования органов управления и сил Функциональной подсистемы могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или решениями Правительства Российской Федерации 20.
14. Мероприятиями, проводимыми органами управления и силами Функциональной подсистемы в режиме повседневной деятельности, являются:
а) изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС на ПОО и (или) КВО, прогнозирование ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;
б) сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
в) разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
г) планирование действий органов управления и сил Функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
д) подготовка работников Корпорации и организаций Корпорации в области защиты от ЧС, в том числе к действиям при получении сигналов экстренного оповещения;
е) пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
ж) руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов финансовых и материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий ЧС на ПОО и (или) КВО;
з) осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
и) проведение мероприятий по подготовке к эвакуации работников Корпорации и организаций Корпорации, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению работников Корпорации и организаций Корпорации в ЧС;
к) ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф на ПОО и (или) КВО, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.
15. Мероприятиями, проводимыми органами управления и силами Функциональной подсистемы в режиме повышенной готовности, являются:
а) усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС на ПОО и (или) КВО, прогнозирование ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;
б) введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил Функциональной подсистемы на стационарных пунктах управления;
в) непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам Функциональной подсистемы данных о прогнозируемых ЧС, информирование работников Корпорации и организаций Корпорации о ЧС;
г) принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования ПОО и (или) КВО в ЧС;
д) уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
е) приведение при необходимости сил и средств Функциональной подсистемы в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация их выдвижения в предполагаемые районы действий;
ж) восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации последствий ЧС на ПОО и (или) КВО;
з) проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
16. Мероприятиями, проводимыми органами управления и силами Функциональной подсистемы в режиме ЧС, являются:
а) непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС на ПОО и (или) КВО, а также оценка их социально-экономических последствий;
б) оповещение работников Корпорации и организаций Корпорации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения, проживающего в пределах зон действия локальных систем оповещения, о возникших ЧС;
в) проведение мероприятий по защите работников Корпорации и организаций Корпорации и территорий ПОО и (или) КВО от ЧС;
г) организация работ по ликвидации последствий ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств Функциональной подсистемы, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций 21 и населения к ликвидации возникших ЧС;
д) непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ликвидации ЧС;
е) организация и поддержание непрерывного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
ж) проведение мероприятий по жизнеобеспечению работников Корпорации и организаций Корпорации в ЧС;
з) информирование работников Корпорации и организаций Корпорации о ЧС, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности работников Корпорации и организаций Корпорации и территорий ПОО и (или) КВО, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне ЧС, о правах работников Корпорации и организаций Корпорации в области защиты населения и территорий от ЧС и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.
VI. Информационное взаимодействие Функциональной подсистемы в рамках РСЧС и финансовое обеспечение деятельности Функциональной подсистемы
17. Информационное взаимодействие Функциональной подсистемы в рамках РСЧС осуществляется в соответствии с Порядком N 334, Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 августа 2009 г. N 496, Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11 января 2021 г. N 2 22, а также двусторонними соглашениями и регламентами об информационном обмене и взаимодействии, в том числе с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС на федеральном и объектовом уровнях.
18. Информационное обеспечение Функциональной подсистемы осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и передачи данных, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающих обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации 23.
19. Информационное взаимодействие Корпорации с иностранными государствами при функционировании Функциональной подсистемы осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
20. Финансовое обеспечение деятельности Функциональной подсистемы осуществляется за счет собственных средств Корпорации и организаций Корпорации 24.
------------------------------
1Часть 3 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
2Пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 215-ФЗ.
3 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 ноября 2021 г., регистрационный N 65856.
4Пункт 3 Положения о РСЧС.
5Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 августа 2009 г. N 496 "Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2009 г., регистрационный N 15039) с изменениями, внесенными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 декабря 2019 г. N 784 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907).
6Абзац восьмой статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ, абзац шестой подпункта "а" пункта 28 Положения о РСЧС.
7Пункт 6 Положения о РСЧС.
8Подпункт "а" пункта 2 статьи 4 1 Федерального закона N 68-ФЗ.
9Подпункт "г" пункта 2 статьи 4 1 Федерального закона N 68-ФЗ.
10Пункт 8 Положения о РСЧС.
11Абзац второй пункта 10 Положения о РСЧС.
12Абзац шестой пункта 10 Положения о РСЧС.
13Абзац восьмой пункта 10 Положения о РСЧС.
14Абзац седьмой пункта 11 Положения о РСЧС.
15Абзацы шестой и седьмой части третьей статьи 5, абзац двадцать первый части первой статьи 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
16Пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
17Пункт 6 статьи 13 Федерального закона N 68-ФЗ.
18Абзац первый пункта 23 Положение о РСЧС.
19Абзац второй пункта 24 Положения о РСЧС.
20Пункт 27 Положения о РСЧС.
21Статья 15 Федерального закона N 68-ФЗ.
22 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2021 г., регистрационный N 62744.
23Абзац первый пункта 22 Положение о РСЧС.
24Пункт 34 Положения о РСЧС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий ЧС на потенциально опасных и критически важных объектах Роскосмоса. Она входит в состав единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС. К ее задачам отнесено в т. ч.:
- совершенствование правовой, организационной и методической базы;
- координация и контроль деятельности сил и средств подсистемы;
- сбор, обработка и обмен информацией в области защиты от ЧС.
Деятельность подсистемы финансируется за счет средств Корпорации и ее организаций.
Приказ Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" от 20 июня 2023 г. N 195 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и критически важных объектах, входящих в сферу деятельности Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 октября 2023 г.
Регистрационный N 75416
Вступает в силу с 13 октября 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 2 октября 2023 г. N 0001202310020029