Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина К.С. Шапошникова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин К.С. Шапошников оспаривает конституционность статей 15 "Возмещение убытков", 1064 "Общие основания ответственности за причинение вреда" ГК Российской Федерации; статей 19 "Заявления о самоотводах и об отводах", 60 "Допустимость доказательств" и 67 "Оценка доказательств" ГПК Российской Федерации; пункта 4 статьи 13 "Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей" и пункта 5 статьи 14 "Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)" Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей".
Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, отказано в удовлетворении исковых требований К.С. Шапошникова о взыскании с управляющей организации неустойки, имущественного и морального вреда. Требования были мотивированы тем, что в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по содержанию общего имущества многоквартирного дома - непринятия своевременных мер по травле грызунов последними было повреждено транспортное средство истца. Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из недоказанности нарушения ответчиком своих обязательств и причинения истцу вреда именно в результате такого нарушения. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации отказано в передаче кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
По мнению К.С. Шапошникова, оспариваемые положения противоречат статьям 15 (части 1 и 2), 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку они позволяют виновным лицам не возмещать причиненный ими вред; содержат неясность в вопросе о том, какие правовые последствия для судебного решения влечет нарушение судьей обязанности заявить самоотвод; не обязывают суд определить характер и требуемый для принятия решения объем доказательств, а также оценить их законность или их соответствие конкретным условиям договора.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", представленные судебные постановления не подтверждают применения в деле с участием К.С. Шапошникова пункта 4 статьи 13 и пункта 5 статьи 14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Статьи 15 и 1064 ГК Российской Федерации, действующие с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о том, что обязанность возместить причиненный вред - мера гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего, как правило, наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между этим поведением и наступлением вреда, а также его вину (постановления от 15 июля 2009 года N 13-П, от 7 апреля 2015 года N 7-П и от 8 декабря 2017 года N 39-П и др.), не могут рассматриваться в качестве нарушивших конституционные права заявителя в его конкретном деле, в котором суды указали на недоказанность причинения ему вреда в результате неправомерных действий ответчика.
Несоблюдение судьей установленной статьей 19 ГПК Российской Федерации обязанности заявить самоотвод, если к тому имелись предусмотренные в статьях 16-18 того же Кодекса основания, означает рассмотрение дела судом в незаконном составе, что в силу пункта 1 части четвертой статьи 330 и пункта 1 части четвертой статьи 379.7 ГПК Российской Федерации является основанием для отмены судебного постановления в любом случае. Соответственно, статья 19 названного Кодекса, рассматриваемая в системной связи с иными его положениями, не содержит неопределенности и не нарушает конституционных прав К.С. Шапошникова в обозначенном в жалобе аспекте.
Статьи 60 и 67 ГПК Российской Федерации, закрепляющие в том числе императивное правило оценки судом допустимости доказательств в гражданском процессе и наделяющие суд полномочиями оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, выступают гарантиями правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел в условиях действия принципа состязательности (статья 123, часть 3 Конституции Российской Федерации), не допускают осуществления правосудия с использованием доказательств, полученных с нарушением федерального закона, и также не нарушают конституционных прав заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шапошникова Кирилла Сергеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июля 2023 г. N 1950-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шапошникова Кирилла Сергеевича на нарушение его конституционных прав статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 19, 60 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктом 4 статьи 13 и пунктом 5 статьи 14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-