Письмо Ассоциации российских банков от 29 сентября 2023 г. N А23-01/5-457
Ассоциация российских банков благодарит Вас за предоставленную возможность принять участие в обсуждении проекта федерального закона N 384598-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект), 20.09.2023 принятый в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, и сообщает следующее.
Ассоциация разделяет позицию о необходимости интеграции цифрового рубля в систему налогового регулирования и налогового контроля. Для достижения данной цели Законопроект обоснованно предусматривает возможность обращения взыскания на цифровые рубли при условии недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика либо его электронных денежных средств; право налоговых органов приостанавливать операции по счетам цифрового рубля, открытым на платформе цифрового рубля; обязанности оператора платформы цифрового рубля (т. е. Банка России) в связи с осуществлением налогового контроля и ответственность оператора платформы цифрового рубля за несоблюдение этих обязанностей (каковые обязанности и ответственность предлагается регулировать по аналогии с соответствующими обязанностями и ответственностью банков); а также правила налогообложения операций с цифровым рублем.
Однако из текста Законопроекта прямо не следует, что обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов в добровольном порядке (по инициативе плательщика) может быть исполнена путем перечисления цифровых рублей. В редакции, принятой в первом чтении Государственной Думой, текст Законопроекта дает основание предполагать, что цифровыми рублями может быть погашена только задолженность по обязательным платежам.
В самом общем виде возможность исполнения обязанности по уплате налогов цифровыми рублями вытекает из п. 1 ст. 45 НК РФ, в котором указано, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Учитывая, что цифровой рубль является законным средством платежа (п. 1 ст. 140 ГК РФ), обоснованно предположить, что он является деньгами, которыми должник вправе погасить любой долг перед любым лицом, включая государство.
Более того, квалификация цифровых рублей в качестве законного средства платежа предполагает, что налогоплательщик может настаивать, чтобы налоги были уплачены именно в цифровых рублях, например, при аресте всех банковских счетов или при их отсутствии у конкретного лица.
В связи с этим непонятно, по какой причине в Законопроекте отсутствует обязанность оператора платформы цифрового рубля (Банка России) исполнять поручение налогоплательщика на перечисление цифровых рублей для уплаты налогов, иных платежей в бюджет. Например, в ст. 60 НК РФ речь идет только об аналогичной обязанности банков, а не об обязанности Банка России, хотя оператором платформы цифрового рубля является именно Банк России, и он фактически осуществляет операции с цифровым рублем.
С учетом вышеизложенного в целях полной интеграции цифрового рубля в налоговую систему страны предлагаем внести следующие изменения в НК РФ:
1) в статье 58:
а) в пункте 4 абзац первый изложить в следующей редакции:
"4. Уплата (перечисление) налога производится в наличной или безналичной форме, в том числе посредством перевода цифровых рублей.";
б) дополнить пунктом 4.5 следующего содержания:
"4.5. Налогоплательщики могут уплачивать налоги посредством перевода цифровых рублей путем представления оператору платформы цифрового рубля соответствующего распоряжения в порядке, установленном законодательством о национальной платежной системе.";
2) в статье 60:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 60. Обязанности банков и оператора платформы цифрового рубля по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов";
б) пункт 2 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"В случае исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов посредством перевода цифровых рублей оператор платформы цифрового рубля обязан исполнять распоряжения налогоплательщика о переводе цифровых рублей в бюджетную систему Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Кодексом для банков.";
3) статью 133 изложить в следующей редакции:
"Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или налогового агента, местной администрации, организации федеральной почтовой связи или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, пеней, штрафа в качестве единого налогового платежа, а также государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, в отношении уплаты которой арбитражным судом выдан исполнительный документ, в случае уплаты (перечисления) налога (сбора, страхового взноса) в наличной или безналичной форме, либо нарушение оператором платформы цифрового рубля установленного настоящим Кодексом срока исполнения распоряжения налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или налогового агента о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, пеней, штрафа посредством перевода цифровых рублей,
влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки".
Ассоциация выражает надежду, что замечания банковского сообщества будут учтены Торгово-промышленной палатой Российской Федерации при подготовке заключения на проект федерального закона N 384598-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" для его рассмотрения во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Первый вице-президент |
Ю.И. Кормош |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 29 сентября 2023 г. N А23-01/5-457
Опубликование:
-