Квалификационный экзамен
1. Документальное оформление движения материалов
2. Бухгалтерская отчетность предприятия как информационная база
экономического анализа
3. Учреждение
1. Документальное оформление движения материалов
Оформление операций по поступлению материалов
На материалы, поступающие по договорам поставки, купли-продажи и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика расчетные документы (платежные требования, счета, товарно-транспортные накладные, платежные требования-поручения и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.).
Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов.
Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляются, как правило, путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма N М-4 утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а). Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов могут оформляться путем проставления на документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.
При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными). Если обнаружено несоответствие поступивших материалов ассортименту, количеству, качеству, то составляется приемный акт.
Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются заведующим складом (кладовщиком) в специальную книгу (карточку), хранятся на складе обособленно и не могут расходоваться.
Оприходование материалов, приобретенных подотчетными лицами, производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих факт покупки (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру - при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.
Сдача подразделениями на склад материалов, а также операции по передаче материалов из одного подразделения в другое оформляются накладными на внутреннее перемещение материалов.
Учет отпуска материалов в производство и на другие цели
Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно-заборная карта (типовая межотраслевая форма N М-8), требование-накладная (форма N М-11), накладная на отпуск материалов на сторону (типовая форма N М-15). Образцы данных форм утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а.
Отпуск материалов со складов (кладовых) подразделения организации в производство может оформляться путем записи непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. Материалы отпускаются на основании лимитно-заборных карт, выписываемых в одном экземпляре. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карточке складского учета.
Отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным (с указанием их наименования и количества). В случае последующего использования отходов на изготовление изделий (деталей и т.д.) их отпуск в производство оформляется путем выписки требований (требований-накладных).
Возврат подразделениями организации на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами, передача материалов с одного склада организации на другой склад организации, а также со склада (кладовой) одного подразделения организации на склад (кладовую) другого подразделения организации - накладными на внутреннее перемещение.
Продажа материалов оформляется соответствующим подразделением организации, осуществляющим снабженческо-сбытовые функции, либо должностным лицом, на которого возложены аналогичные функции, путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону, на основании договоров или других документов и разрешения руководителя организации или лиц, им на то уполномоченных. При перевозке грузов автотранспортом оформляется товарно-транспортная накладная. На списание не пригодных к использованию материалов составляется акт на списание материалов.
Списание материалов, передаваемых по договору дарения или безвозмездно, осуществляется на основании первичных документов на отпуск материалов (товарно-транспортных накладных, заявлений на отпуск материалов на сторону).
Задача.
Составьте бухгалтерские записи по учету финансовых вложений в займы.
1. Предоставлены другим организациям займы | Д-т 58 | К-т 07, 10, 41, 51 и др. |
2. Начислены проценты по предоставленным займам | Д-т 76 | К-т 91 |
3. Поступили проценты | Д-т 51 | К-т 76 |
4. Возвращены займы | Д-т 07, 10, 41, 51 и др. |
К-т 58 |
5. Начислены штрафные санкции в случае несвоевременного возвращения займа |
Д-т 76 | К-т 91 |
6. Поступили денежные средства в виде штрафа | Д-т 51 | К-т 76 |
2. Бухгалтерская отчетность предприятия как информационная база
экономического анализа
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
В составе годового бухгалтерского отчета предприятия представляют:
форму N 1 "Баланс предприятия";
форму N 2 "Отчет о прибылях и убытках";
приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
пояснительную записку с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния;
итоговую часть аудиторского заключения (для предприятий, подлежащих обязательному аудиту), подтверждая достоверность сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность.
Отчетность - это заключительный элемент бухгалтерского учета. Отчетность составляется на основании всех видов текущего учета.
Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен прежде всего собственникам и администрации предприятия для принятия решений об оценке своей деятельности.
Наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия является бухгалтерский баланс (форма N 1). Актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму.
В разделе I актива баланса показано недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. Ликвидность, т.е. подвижность этого имущества в хозяйственном обороте, самая низкая.
В разделе II актива баланса показаны такие элементы имущества предприятия, которые в течение отчетного периода многократно меняют свою форму. Подвижность этих элементов, т.е. ликвидность, выше, чем элементов раздела I. Ликвидность же денежных средств равна единице, т.е. они абсолютно ликвидны.
В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку. Вся совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы прежде всего разделяется по субъектам: перед собственниками и третьими лицами (кредиторами, банками и др.).
Обязательства перед собственниками (собственный капитал) состоят в свою очередь из двух частей:
из капитала, который получает предприятие от акционеров и пайщиков в момент учреждения хозяйства и впоследствии в виде дополнительных взносов извне;
из капитала, который предприятие генерирует в процессе своей деятельности.
Внешние обязательства (заемный капитал или долги) подразделяются на долгосрочные и краткосрочные (сроком до 1 года). Внешние обязательства представляют собой юридические права инвесторов, кредиторов и др. на имущество предприятия. С экономической точки зрения внешние обязательства - это источник формирования активов, а с юридической - это долг предприятия перед третьими лицами.
Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств. Первое место занимает уставный капитал как наиболее постоянная (перманентная) часть баланса. За ним следуют остальные статьи.
Основными задачами анализа баланса является оценка: доходности (рентабельности) капитала; степени деловой (хозяйственной) активности предприятия; рыночной устойчивости; ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.
Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.
На основе информации баланса внешние пользователи могут принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить его кредитоспособность как заемщика и степень риска для своих вложений, целесообразность приобретения акций предприятия и его активов и др.
Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложениях к балансу.
Форма N 2 содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величина балансовой прибыли или убытка и слагаемые этого показателя.
Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей.
Отчет о движении денежных средств (форма N 4) обеспечивает пользователей данными о движении денежных средств по основным видам деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой). Форма N 4 позволяет оценить общие суммы прихода и ухода денежных средств, увидеть те статьи, которые формируют наибольший приток и отток денежных средств, а также оценить платежеспособность предприятия, его способность зарабатывать денежные средства в размере и в сроки, необходимые для осуществления планируемых расходов. Информация, полученная в ходе анализа формы N 4, используется при прогнозировании денежных потоков.
Задача.
Определите величину маржинального дохода на основании следующих данных: объем реализованной продукции - 1000 тыс. руб., постоянные затраты - 200 тыс. руб., переменные затраты - 400 тыс. руб.
Маржинальный доход представляет собой разность между объемом реализованной продукции и переменными затратами:
D = N - Zv = 1000 тыс.руб. - 400 тыс.руб. = 600 тыс.руб.,
где N - объем реализованной продукции;
Zv - переменные затраты.
3. Учреждение
В соответствии со ст.120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение - это организационно-правовая форма некоммерческих организаций. Учредить его могут один или несколько собственников. По общему правилу создать учреждение вправе любой собственник - физические или юридические лица, муниципальные образования, государство. Однако специальными законами нередко ограничивается круг лиц, которые вправе выступать учредителями при создании определенного вида учреждений. Так, благотворительные учреждения могут быть учреждены только благотворительной организацией (ст.7 Федерального закона "О благотворительных организациях"), общественное учреждение - физическими и юридическими лицами, которые сами являются общественными объединениями (ст.6 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Учредительным документом учреждения, как правило, является устав, утверждаемый собственником. Собственник определяет цели и задачи создаваемого учреждения и очерчивает направления использования передаваемого учреждению имущества. Учреждение может также действовать на основании положения об организациях данного вида (п.1 ст.52 ГК РФ). Например, многие образовательные учреждения действуют на основании типовых положений (положения о дошкольном образовательном учреждении, об общеобразовательном учреждении и др.).
В отличие от других организаций учреждение не обладает правом собственности на имущество, находящееся в его распоряжении. Деятельность учреждения полностью или частично финансируется собственником путем передачи учреждению денежных средств или иного имущества. При этом учреждение не получает на него права собственности, а наделяется лишь правом оперативного управления этим имуществом. Право собственности на переданное учреждению имущество сохраняется за учредителями.
Учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения имуществом в соответствии с его назначением и заданиями собственника в пределах, установленных законом. В случае использования учреждением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, не по назначению собственник вправе изъять это имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним, а также приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете (ст.296 и 298 ГК РФ). Вместе с тем для учреждений определенного вида установлены исключения из этого общего правила. Так, государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе сдавать в аренду закрепленное за ними имущество в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Как и любая другая некоммерческая организация, учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям ее создания. Имущество, приобретенное учреждением на доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и сами доходы переходят в самостоятельное распоряжение учреждения (ст.298 ГК РФ). Эти доходы и имущество, приобретенное на них, находятся у учреждения на праве хозяйственного ведения.
В соответствии со ст.120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными от учредителей или из иных источников. В случае их недостаточности взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное собственником за учреждением на праве оперативного управления, а также на имущество, приобретенное за счет средств, выделенных по смете. Однако если учреждение занимается хозяйственной деятельностью, приносящей доходы, то на эти доходы и приобретенное на них имущество также может быть обращено взыскание по долгам учреждения.
Если денежных средств учреждения недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, учредитель (собственник имущества) несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам учреждения.
Задача.
Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Объектом налогообложения являются полученные доходы. За отчетный период общая сумма доходов составила 500 000 руб., сумма взносов на обязательное пенсионное страхование - 21 000 руб. Организация выплатила работнику пособие по временной нетрудоспособности в сумме 500 руб. за пять дней. В том месяце, за который выплачено пособие, было 20 рабочих дней. Какую сумму налога организация должна перечислить в бюджет?
Правильный ответ. Начислен налог 30 000 руб. (500 000 х 0,06). Полученная сумма уменьшается на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50% (30 000 х 0,5 = 15 000 руб.).
30 000 - 15 000 = 15 000 руб.
Кроме того, вычету подлежит сумма выплат по временной нетрудоспособности в части расходов организации. Фонд социального страхования Российской Федерации возмещает выплаты по временной нетрудоспособности исходя из суммы 450 руб. на одного работника в месяц, т.е. выплаты за счет ФСС РФ составят 112,5 руб. (450 / 20 х 5). Таким образом, сумма расходов организации равняется 387,5 руб. (500 - 112,5).
Сумма налога к перечислению в бюджет составит 14 612,5 руб. (15 000 - 387,5).
Центр профессиональной подготовки "Стек"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 40, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71